УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: ПРОБЛЕМЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описываются возможности управления качеством организации учебно-воспитательной работы, выявляются противоречия и проблемы управления качеством организации учебно-воспитательной работы, детализируются различные достижения в структуре управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, определяются на основе анализа и моделирования перспективы управления качеством организации учебно-воспитательной работы. В структуре описания теоретических основ управления качеством организации учебно-воспитательной работы отражаются принципы, формы, методы и педагогические условия оптимизации управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении. В основе практико-ориентированного описания возможностей решения задач и проблем управления качеством организации учебно-воспитательной работы определяется практика персонифицированной и унифицированной работы с обучающимися, родителями и педагогами средней общеобразовательной школы. Многомерность детерминации и оптимизации поставленных педагогических условий управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении определяют перспективы разработки программно-педагогического сопровождения развития личности в среде средней общеобразовательной школы. Теоретизация и оптимизация качества организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении социально обусловлена двумя составляющими – разработкой и уточнением программно-педагогического сопровождения деятельности педагога (учителя) по решению задач развития и социализации, самореализации и рефлексии; практико-ориентированной работой педагогов (учителей) в ситуативной акмеверификации качества решения задач развития и социализации, самореализации и рефлексии.

Ключевые слова:
педагогическое моделирование, педагогическая методология, педагогическая поддержка, свободная воспитательно-образовательная среда, педагогические условия управления качеством
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение
Управление качеством организации учебно-воспитательной работы в современной системе непрерывного образования вызывает интерес у молодых педагогов и педагогов-профессионалов, у родителей и лиц, заменяющих ребенку родителей, гарантируя тем самым выделение и оптимизацию множества решений задач и проблем управления качеством организации учебно-воспитательной работы, что определяется через системный учет научно-педагогического опыта постановки и решения задач развития в моделях управления и оптимизации качества педагогической деятельности [1–14]. Возможности управления качеством организации учебно-воспитательной работы определяются в конструктах и моделях противоречий и проблем управления качеством организации учебно-воспитательной работы, в различных достижениях личности и образовательной организации при визуализации основ и результатов организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении. На основе анализа и моделирования, проектирования и уточнения можно выделить в такой работе перспективы управления качеством организации учебно-воспитательной работы.
Принципы, формы, методы, функции, педагогические условия оптимизации управления качеством организации учебно-воспитательной работы
Для описания теоретических основ управления качеством организации учебно-воспитательной работы необходимо уточнить рабочие определения понятий, выделить принципы, формы, методы, функции и педагогические условия оптимизации управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении. Для этого определим работы по теории и практике педагогического моделирования [2–8; 13] основой качественного решения поставленной задачи, работы по фасилитации и педагогической поддержке [12; 14] – основой повышения качества решения задач развития личности в генеральной совокупности обучающихся образовательной организации, работы по теории и практике управления качеством образовательных услуг и функционирования образовательных учреждений [1–14] – основой синергетической самоорганизации качества детерминации основ и продуктов педагогической деятельности.
Под принципами управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении будем понимать совокупность основных теоретико-эмпирических положений, гарантирующих при персонифицированном и коллективном использовании у педагогов высокие результаты в выделенных направлениях поиска, раскрывающих основы и результаты повышения качества развития личности обучающегося и педагога, предопределяющие в репродуктивно-продуктивном выборе уровневое акмепедагогическое развитие личности и оптимизацию качества функционирования системы непрерывного образования.
Под формами управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении будем понимать организационно-педагогические мероприятия, в основе и продуктах которых определяется управление качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.
Под методами управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении будем понимать пути, способы управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, гарантирующие повышение качества решения задач развития личности, предопределяющие продуктивно-персонифицированное решение задач социализации и самореализации, сотрудничества и общения.
Под функциями управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении будем понимать реализуемые в широком смысле педагогические задачи, предопределяющие оптимальное построение основ и практики учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.
Под педагогическими условиями оптимизации управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении будем понимать совокупность кейс-моделей, основы которых представляют сложную структуру, многомерно уточняемых и объединяемых конструктов «если-то-­иначе», предопределяющих качественное многомерное выявление и решение противоречий в теории и практике управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном.
В основе практико-ориентированного описания возможностей решения задач и проблем управления качеством организации учебно-воспитательной работы определяется практика персонифицированной и унифицированной работы с обучающимися, родителями и педагогами средней общеобразовательной школы, что в теоретическом обосновании может быть раскрыто через детерминируемые принципы, формы, методы, функции и педагогические условия оптимизации управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении. В таком понимании определим используемые принципы, формы, методы, функции управления качеством организации учебно-воспитательной работы и педагогические условия оптимизации управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении на примере работы МБОУ «СОШ № 26» г. Новокузнецка представим продукты успешных форм решений задач построения социально-образовательных отношений.
Принципы управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении:
добровольности и посильности решаемых задач личностью в системе управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
научности и достоверности определяемых и решаемых задач педагогической деятельности в образовательном учреждении;
фасилитации и педагогической поддержки личности, включенной в систему непрерывного образования;
социализации и самореализации личности в иерархии уточняемых условий развития хочу, могу, надо, есть;
возрастосообразной педагогики в постановке и решении задач современного образования и развития личности в воспитательно-образовательном пространстве;
дихотомии и синергетической коррекции качества сочетания традиционных и инновационных средств и методов современной педагогики как основы гармонизации отношений и продуктивного выбора условий решения задач развития личности в модели ведущей деятельности и хобби;
поэтапного персонифицированного перехода от репродуктивных методов и форм решения задач развития к продуктивным (уточнение и детализация акметраектории становления личности);
ситуативности и целостности в постановке и решении задач управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
формирования интереса к проблемам развития и саморазвития у личности, включенной в систему непрерывного образования;
формирования и развития мотивов и целеполагания личности на основе учета условий и моделей нормального распределения способностей и здоровья обучающихся в ученическом коллективе;
формирования потребности в здоровом образе жизни и культуре здоровья личности;
неоднородности развития личности и коллектива в детализации основ и технологий, продуктов и ресурсов управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
формирования потребности в акмедостижениях, позитивном развитии, сотрудничестве, социализации и самореализации личности и коллектива;
включения методов и средств, технологий и форм соревнований и рефлексии в работу педагогов и обучающихся, родителей и заинтересованных лиц (конкурсы, программы развития, гранты, портфолио и пр.);
стимулирования качественного решения задач управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
оптимизации модели и технологий работы с обучающимися, педагогами и родителями;
теоретизации и модернизации качества управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.
Функции управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении:
организационно-педагогическая;
коррекции и самоорганизации качества решения задач развития и самоактуализации;
рефлексии и самоанализа результатов деятельности и общения личности и коллектива;
поэтапного проектирования, детализации, программирования и уточнения акмедостижений личности и коллектива;
здоровьесбережения и продуктивности, самосохранения и гуманизма, конкурентоспособности и устойчивости развития личности и коллектива в антропопространстве;
уровневого развития личности и коллектива;
мотивационно-деятельностная;
развития и психокоррекции личности и коллектива;
фасилитации и педагогической поддержки;
реализации персонифицированных моделей получения образования и включения личности в профессионально-трудовые отношения и пр.
Педагогические условия оптимизации управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении:
учет всех составных развития личности и коллектива в реализации идей здоровьесбережения и продуктивности, самосохранения и гуманизма, конкурентоспособности и креативности;
учет нормального распределения способностей и здоровья личности в системном определении основ и ресурсов решения задач развития хочу, могу, надо, есть;
формирование потребности личности и общества в высоких достижениях и качественных, инновационных формах самоорганизации решения детерминируемых задач и оптимизируемых противоречий;
формирование потребности в самоактуализации и самосохранении личности и общечеловеческих ценностей и норм культуры;
стимулирование всех составных развития и сотрудничества личности и коллектива в решении поставленных перед личностью и обществом проблем и задач;
научная организация труда и воспитательно-­образовательной деятельности личности в коллективе и пр.
Основные результаты деятельности
Выделим реализуемые формы учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении (на примере МБОУ «СОШ № 26» г. Новокузнецка). За 2017–2018 учебный год они отразились в следующих школьных проектах: «Здравствуй, Весна!», «С Днём защитника Отечества!», «75-летию Кемеровской области посвящается», «Снеговичок Добра», «Зимние каникулы», «Всероссийская неделя профориентации», «Волшебный урок физкультуры», «Посвящение в пятиклассники», «Знатоки музыки», «Посвящение в первоклассники», «Стань звездой – 2017», «Месячник безопасности – 2017», «Профессиональное самоопределение учащихся», «День знаний – 2017» и пр.
В структуре работы с обучающимися МБОУ «СОШ № 26» г. Новокузнецка функционирует музей школы, в котором коллектив педагогов работает над проблемами сбора информации о наследии развития общества, личности обучающегося и педагога. Документальная информация в музее школы пополняется новыми данными. Так, была определена музейным экспонатом информация о Владимире Машкове (обучение в школе В. Машкова; посещение им школы, будучи актером, и пр.). Все достижения обучающихся, педагогов, родителей в работе с обучающимися школы также становятся достойными экспонатами музея школы.
В МБОУ «СОШ № 26» функционирует туристический клуб «Азимут», особенности работы и достижения которого описаны на сайте школы. Клуб был образован в 1987 г. как туристический кружок в школе. Свое название получил в 1997 г., за это время совершено 30 категорийных походов и более 50 некатегорийных походов. Туристический клуб «Азимут» подготовил 5 мастеров спорта, 23 кандидата в мастера, более 100 разрядников, 7 человек становились победителями Первенств России, 24 человека выигрывали соревнования всероссийского уровня. К основным направлениям деятельности клуба относят спортивное (участие в спортивных соревнованиях по спортивному ориентированию), туристское (походы по родному краю и поездки по стране), краеведение (участие в научно-практических конференциях и олимпиадах).
Школьная служба примирения в МБОУ «СОШ № 26» г. Новокузнецка – это целостная, системная работа психолога с обучающимися, родителями и педагогами, имеющими опыт в разрешении конфликтных ситуаций посредством оказания помощи и психологического консультирования.
Многомерность детерминации и оптимизации поставленных педагогических условий управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении определяют перспективы разработки программно-педагогического сопровождения развития личности в среде школы. Теоретизация и оптимизация качества организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении социально обусловлена двумя составляющими – разработкой и уточнением программно-педагогического сопровождения деятельности педагога (учителя) по решению задач развития и социализации, самореализации и рефлексии [3; 9]; практико-ориентированной работой педагогов (учителей) в ситуативной акмеверификации качества решения задач развития и социализации, самореализации и рефлексии. Выделенные работы по теоретизации и оптимизации качества организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении определяются в структуре визуализации основ и результатов разработки и уточнения программно-педагогического сопровождения деятельности педагога (учителя) по решению задач развития и социализации, самореализации и рефлексии, что визуально отражается в контексте постановки и решения поставленной педагогической задачи в работе педагогов МБОУ «СОШ № 26» г. Новокузнецка. Необходимость построения и обновления программно-педагогического сопровождения деятельности педагогов в структуре детализации основ и продуктов организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении обусловлена теоретизацией и унификацией профессионально-педагогического знания, опыт которого в современной практике научно-педагогического выбора сохраняют в научных публикациях (научные статьи, учебные пособия, монографии и пр.).
Другим новообразованием достижений деятельности педагогов и администрации в определении возможностей управления качеством организации учебно-воспитательной работы МБОУ «СОШ № 26» г. Новокузнецка является доступная воспитательно-образовательная среда (доступная среда).
Доступная среда – это реализуемая модель фасилитации и педагогической поддержки личности (ребенка) с ОВЗ, раскрывающая перспективы и возможности решения и уточнения задач хочу, могу, надо, есть в иерархии детализируемых особенностей продуктивного выбора личностью основ становления, социализации и самореализации.
В МБОУ «СОШ № 26» 904 обучающихся, их них 114 учащихся с ОВЗ (по заключению ПМПК), 5 детей-инвалидов (3 человека обучаются на дому), 54 человека – воспитанники детского дома «Остров надежды».
Направления коррекционной работы логопеда:
развитие фонематического слуха;
развитие фразовой речи;
развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
развитие и расширение объема внимания и памяти;
развитие мелкой моторики рук.
Направления адаптивной физической культуры:
развитие координационных и кондиционных способностей;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
содействие развитию психических процессов в ходе двигательной деятельности.
Положительная динамика по таким показателям, как уровень тревожности, агрессивности, общего нервно-психического напряжения, может объясняться целым комплексом причин, однако дети дают высокую субъектную оценку занятий, проводимых с ними в сенсорной комнате.
Заключение
Доступная среда определяет перспективность развития и социализации личности ребенка, включенного в разноплановые и поликультурные отношения, реализация которых объективно повышает возможности решения различного типа и вида задач, качество непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений личности, способность личности быть востребованной и конкурентоспособной в современном выборе и условиях самоактуализации, самосохранения, самореализации, самоутверждения и пр.

Список литературы

1. Бондаренко Е. В., Митькина Е. В. Проблема и возможности исследования качества организации воспитательной работы с обучающимися среднего звена // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: труды Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (16-18 мая 2017 г.). Новокузнецк, 2017. С. 371-373.

2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.

3. Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal. 2012. № 8. С. 83-90.

4. Козырева О. А., Козырев Н. А., Свинаренко В. Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов. М.: МИФИ, 2017. 400 с.

5. Козырева О. А., Козырев Н. А. Конструктор принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Педагогика» // Интернетнаука. 2016. № 9. С. 55-62. DOI:https://doi.org/10.19075/2414-0031-2016-9-43-50

6. Козырева О. А., Козырев Н. А. Саморазвитие личности в системе непрерывного образования // Интернетнаука. 2016. № 9. С. 63-71. DOIhttps://doi.org/10.19075/2414-0031-2016-9-51-59

7. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 12. С. 129-135.

8. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 58-63.

9. Лапыгина Е. В., Бойкова И. В. Проблема исследования качества моделирования портфолио обучающегося в продуктивной педагогике // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: труды Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (16-18 мая 2017 г.). Новокузнецк, 2017. С. 374-377.

10. Меделец О. В. Модели, принципы и функции управления коллективом обучающихся с ОВЗ // Роль и место информационных технологий в современной науке: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Магнитогорск, 28 декабря 2017 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2017. С. 138-140.

11. Митькина Е. В., Коноцова Я. С. Возможности инновационной педагогики в решении задач современного воспитания // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: труды Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (16-18 мая 2017 г.). Новокузнецк, 2017. С. 377-380.

12. Митькина Е. В., Сорокин С. В., Свинаренко В. Г. Педагогическая поддержка обучающегося: модели и технологии: М.: МИФИ, 2017. 120 с.

13. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования. М.: МИФИ, 2014. 92 с.

14. Чудинова С. А., Митькина Е. В. Фасилитация как конструкт формирования профессионального мастерства педагогов // Современные технологии в мировом научном пространстве: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (28 сентября 2017 г.). Уфа, 2017. С. 169-171.


Войти или Создать
* Забыли пароль?