QUALITY MANAGEMENT OF CURRICULUM AND DISCIPLINE: PROBLEMS, ACHIEVEMENTS, AND PROSPECTS
Rubrics: PEDAGOGICS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the opportunities for managing the quality of curriculum and discipline, its contradictions, problems, various achievements, and prospects. The theoretical part of the research features the principles, forms, methods, and pedagogical conditions for optimization. The practice features some specifics of work with students, parents, and teachers at an average comprehensive school. The multidimensional nature of the quality management of educational work determines the prospects for curriculum development and pedagogical support. The theory and improvement of the organization of educational work in an educational institution is based on two components: 1) the development and refinement of the curriculum and pedagogical support of the teacher, who has to solve the tasks of personality development, socialization, self-realization, and reflection; 2) the quality of these solutions and its situational acmeverification.

Keywords:
pedagogical modeling, pedagogical methodology, pedagogical support, free educational and educational environment, pedagogical conditions of quality management
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение
Управление качеством организации учебно-воспитательной работы в современной системе непрерывного образования вызывает интерес у молодых педагогов и педагогов-профессионалов, у родителей и лиц, заменяющих ребенку родителей, гарантируя тем самым выделение и оптимизацию множества решений задач и проблем управления качеством организации учебно-воспитательной работы, что определяется через системный учет научно-педагогического опыта постановки и решения задач развития в моделях управления и оптимизации качества педагогической деятельности [1–14]. Возможности управления качеством организации учебно-воспитательной работы определяются в конструктах и моделях противоречий и проблем управления качеством организации учебно-воспитательной работы, в различных достижениях личности и образовательной организации при визуализации основ и результатов организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении. На основе анализа и моделирования, проектирования и уточнения можно выделить в такой работе перспективы управления качеством организации учебно-воспитательной работы.
Принципы, формы, методы, функции, педагогические условия оптимизации управления качеством организации учебно-воспитательной работы
Для описания теоретических основ управления качеством организации учебно-воспитательной работы необходимо уточнить рабочие определения понятий, выделить принципы, формы, методы, функции и педагогические условия оптимизации управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении. Для этого определим работы по теории и практике педагогического моделирования [2–8; 13] основой качественного решения поставленной задачи, работы по фасилитации и педагогической поддержке [12; 14] – основой повышения качества решения задач развития личности в генеральной совокупности обучающихся образовательной организации, работы по теории и практике управления качеством образовательных услуг и функционирования образовательных учреждений [1–14] – основой синергетической самоорганизации качества детерминации основ и продуктов педагогической деятельности.
Под принципами управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении будем понимать совокупность основных теоретико-эмпирических положений, гарантирующих при персонифицированном и коллективном использовании у педагогов высокие результаты в выделенных направлениях поиска, раскрывающих основы и результаты повышения качества развития личности обучающегося и педагога, предопределяющие в репродуктивно-продуктивном выборе уровневое акмепедагогическое развитие личности и оптимизацию качества функционирования системы непрерывного образования.
Под формами управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении будем понимать организационно-педагогические мероприятия, в основе и продуктах которых определяется управление качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.
Под методами управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении будем понимать пути, способы управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, гарантирующие повышение качества решения задач развития личности, предопределяющие продуктивно-персонифицированное решение задач социализации и самореализации, сотрудничества и общения.
Под функциями управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении будем понимать реализуемые в широком смысле педагогические задачи, предопределяющие оптимальное построение основ и практики учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.
Под педагогическими условиями оптимизации управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении будем понимать совокупность кейс-моделей, основы которых представляют сложную структуру, многомерно уточняемых и объединяемых конструктов «если-то-­иначе», предопределяющих качественное многомерное выявление и решение противоречий в теории и практике управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном.
В основе практико-ориентированного описания возможностей решения задач и проблем управления качеством организации учебно-воспитательной работы определяется практика персонифицированной и унифицированной работы с обучающимися, родителями и педагогами средней общеобразовательной школы, что в теоретическом обосновании может быть раскрыто через детерминируемые принципы, формы, методы, функции и педагогические условия оптимизации управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении. В таком понимании определим используемые принципы, формы, методы, функции управления качеством организации учебно-воспитательной работы и педагогические условия оптимизации управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении на примере работы МБОУ «СОШ № 26» г. Новокузнецка представим продукты успешных форм решений задач построения социально-образовательных отношений.
Принципы управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении:
добровольности и посильности решаемых задач личностью в системе управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
научности и достоверности определяемых и решаемых задач педагогической деятельности в образовательном учреждении;
фасилитации и педагогической поддержки личности, включенной в систему непрерывного образования;
социализации и самореализации личности в иерархии уточняемых условий развития хочу, могу, надо, есть;
возрастосообразной педагогики в постановке и решении задач современного образования и развития личности в воспитательно-образовательном пространстве;
дихотомии и синергетической коррекции качества сочетания традиционных и инновационных средств и методов современной педагогики как основы гармонизации отношений и продуктивного выбора условий решения задач развития личности в модели ведущей деятельности и хобби;
поэтапного персонифицированного перехода от репродуктивных методов и форм решения задач развития к продуктивным (уточнение и детализация акметраектории становления личности);
ситуативности и целостности в постановке и решении задач управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
формирования интереса к проблемам развития и саморазвития у личности, включенной в систему непрерывного образования;
формирования и развития мотивов и целеполагания личности на основе учета условий и моделей нормального распределения способностей и здоровья обучающихся в ученическом коллективе;
формирования потребности в здоровом образе жизни и культуре здоровья личности;
неоднородности развития личности и коллектива в детализации основ и технологий, продуктов и ресурсов управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
формирования потребности в акмедостижениях, позитивном развитии, сотрудничестве, социализации и самореализации личности и коллектива;
включения методов и средств, технологий и форм соревнований и рефлексии в работу педагогов и обучающихся, родителей и заинтересованных лиц (конкурсы, программы развития, гранты, портфолио и пр.);
стимулирования качественного решения задач управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
оптимизации модели и технологий работы с обучающимися, педагогами и родителями;
теоретизации и модернизации качества управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.
Функции управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении:
организационно-педагогическая;
коррекции и самоорганизации качества решения задач развития и самоактуализации;
рефлексии и самоанализа результатов деятельности и общения личности и коллектива;
поэтапного проектирования, детализации, программирования и уточнения акмедостижений личности и коллектива;
здоровьесбережения и продуктивности, самосохранения и гуманизма, конкурентоспособности и устойчивости развития личности и коллектива в антропопространстве;
уровневого развития личности и коллектива;
мотивационно-деятельностная;
развития и психокоррекции личности и коллектива;
фасилитации и педагогической поддержки;
реализации персонифицированных моделей получения образования и включения личности в профессионально-трудовые отношения и пр.
Педагогические условия оптимизации управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении:
учет всех составных развития личности и коллектива в реализации идей здоровьесбережения и продуктивности, самосохранения и гуманизма, конкурентоспособности и креативности;
учет нормального распределения способностей и здоровья личности в системном определении основ и ресурсов решения задач развития хочу, могу, надо, есть;
формирование потребности личности и общества в высоких достижениях и качественных, инновационных формах самоорганизации решения детерминируемых задач и оптимизируемых противоречий;
формирование потребности в самоактуализации и самосохранении личности и общечеловеческих ценностей и норм культуры;
стимулирование всех составных развития и сотрудничества личности и коллектива в решении поставленных перед личностью и обществом проблем и задач;
научная организация труда и воспитательно-­образовательной деятельности личности в коллективе и пр.
Основные результаты деятельности
Выделим реализуемые формы учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении (на примере МБОУ «СОШ № 26» г. Новокузнецка). За 2017–2018 учебный год они отразились в следующих школьных проектах: «Здравствуй, Весна!», «С Днём защитника Отечества!», «75-летию Кемеровской области посвящается», «Снеговичок Добра», «Зимние каникулы», «Всероссийская неделя профориентации», «Волшебный урок физкультуры», «Посвящение в пятиклассники», «Знатоки музыки», «Посвящение в первоклассники», «Стань звездой – 2017», «Месячник безопасности – 2017», «Профессиональное самоопределение учащихся», «День знаний – 2017» и пр.
В структуре работы с обучающимися МБОУ «СОШ № 26» г. Новокузнецка функционирует музей школы, в котором коллектив педагогов работает над проблемами сбора информации о наследии развития общества, личности обучающегося и педагога. Документальная информация в музее школы пополняется новыми данными. Так, была определена музейным экспонатом информация о Владимире Машкове (обучение в школе В. Машкова; посещение им школы, будучи актером, и пр.). Все достижения обучающихся, педагогов, родителей в работе с обучающимися школы также становятся достойными экспонатами музея школы.
В МБОУ «СОШ № 26» функционирует туристический клуб «Азимут», особенности работы и достижения которого описаны на сайте школы. Клуб был образован в 1987 г. как туристический кружок в школе. Свое название получил в 1997 г., за это время совершено 30 категорийных походов и более 50 некатегорийных походов. Туристический клуб «Азимут» подготовил 5 мастеров спорта, 23 кандидата в мастера, более 100 разрядников, 7 человек становились победителями Первенств России, 24 человека выигрывали соревнования всероссийского уровня. К основным направлениям деятельности клуба относят спортивное (участие в спортивных соревнованиях по спортивному ориентированию), туристское (походы по родному краю и поездки по стране), краеведение (участие в научно-практических конференциях и олимпиадах).
Школьная служба примирения в МБОУ «СОШ № 26» г. Новокузнецка – это целостная, системная работа психолога с обучающимися, родителями и педагогами, имеющими опыт в разрешении конфликтных ситуаций посредством оказания помощи и психологического консультирования.
Многомерность детерминации и оптимизации поставленных педагогических условий управления качеством организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении определяют перспективы разработки программно-педагогического сопровождения развития личности в среде школы. Теоретизация и оптимизация качества организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении социально обусловлена двумя составляющими – разработкой и уточнением программно-педагогического сопровождения деятельности педагога (учителя) по решению задач развития и социализации, самореализации и рефлексии [3; 9]; практико-ориентированной работой педагогов (учителей) в ситуативной акмеверификации качества решения задач развития и социализации, самореализации и рефлексии. Выделенные работы по теоретизации и оптимизации качества организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении определяются в структуре визуализации основ и результатов разработки и уточнения программно-педагогического сопровождения деятельности педагога (учителя) по решению задач развития и социализации, самореализации и рефлексии, что визуально отражается в контексте постановки и решения поставленной педагогической задачи в работе педагогов МБОУ «СОШ № 26» г. Новокузнецка. Необходимость построения и обновления программно-педагогического сопровождения деятельности педагогов в структуре детализации основ и продуктов организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении обусловлена теоретизацией и унификацией профессионально-педагогического знания, опыт которого в современной практике научно-педагогического выбора сохраняют в научных публикациях (научные статьи, учебные пособия, монографии и пр.).
Другим новообразованием достижений деятельности педагогов и администрации в определении возможностей управления качеством организации учебно-воспитательной работы МБОУ «СОШ № 26» г. Новокузнецка является доступная воспитательно-образовательная среда (доступная среда).
Доступная среда – это реализуемая модель фасилитации и педагогической поддержки личности (ребенка) с ОВЗ, раскрывающая перспективы и возможности решения и уточнения задач хочу, могу, надо, есть в иерархии детализируемых особенностей продуктивного выбора личностью основ становления, социализации и самореализации.
В МБОУ «СОШ № 26» 904 обучающихся, их них 114 учащихся с ОВЗ (по заключению ПМПК), 5 детей-инвалидов (3 человека обучаются на дому), 54 человека – воспитанники детского дома «Остров надежды».
Направления коррекционной работы логопеда:
развитие фонематического слуха;
развитие фразовой речи;
развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
развитие и расширение объема внимания и памяти;
развитие мелкой моторики рук.
Направления адаптивной физической культуры:
развитие координационных и кондиционных способностей;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
содействие развитию психических процессов в ходе двигательной деятельности.
Положительная динамика по таким показателям, как уровень тревожности, агрессивности, общего нервно-психического напряжения, может объясняться целым комплексом причин, однако дети дают высокую субъектную оценку занятий, проводимых с ними в сенсорной комнате.
Заключение
Доступная среда определяет перспективность развития и социализации личности ребенка, включенного в разноплановые и поликультурные отношения, реализация которых объективно повышает возможности решения различного типа и вида задач, качество непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений личности, способность личности быть востребованной и конкурентоспособной в современном выборе и условиях самоактуализации, самосохранения, самореализации, самоутверждения и пр.

References

1. Bondarenko E. V., Mitkina E. V. Problema i vozmozhnosti issledovaniia kachestva organizatsii vospitatelʹnoi raboty s obuchaiushchimisia srednego zvena [The problem and possibilities of research of the quality of organization of educational work with middle-level students]. Nauka i molodezhʹ: problemy, poiski, resheniia: trudy Vseros. nauch. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh (16–18 maia 2017 g.) [Science and youth: problems, searches, solutions: Proc. All-Russian Sci. Conf. students, graduate students and young scientists (May 16–18, 2017)]. Novokuznetsk, 2017, 371–373.

2. Kozyreva O. A. Tekhnologiia sistemno-pedagogicheskogo modelirovaniia v usloviiakh nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia [Technology of system-pedagogical modeling in conditions of continuous vocational education]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern high technology, no. 3-2 (2016): 355–359.

3. Kozyreva O. A., Gaiko M. E., Gorbunova I. A., Sedova K. S. Modeli formirovaniia i upravleniia kul'turoi samostoiatel'noi raboty pedagoga v usloviiakh nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia [Models of the formation and management of the culture of independent work of the teacher in conditions of continuous professional education]. European Social Science Journal, no. 8 (2012): 83–90.

4. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A., Svinarenko V. G. Vospitaniie v professional'noi podgotovke pedagogov [Education in the professional training of teachers]. Moscow: MIFI, 2017, 400.

5. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A. Konstruktor printsipov pedagogicheskogo vzaimodeistviia v strukture izucheniia kursa «Pedagogika» [Designer principles of pedagogical interaction in the structure of the study course "Pedagogy"]. Internetnauka = Internet Science, no. 9 (2016): 55–62. DOI: 10.19075/2414-0031-2016-9-51-59

6. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A. Samorazvitiie lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia [Self-development of personality in the system of continuous education]. Internetnauka = Internet Science, no. 9 (2016): 63–71. DOI: 10.19075/2414-0031-2016-9-51-59

7. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Vozmozhnosti pedagogicheskogo modelirovaniia v reshenii zadach nauchnogo issledovaniia [Possible pedagogical modeling in solving problems in scientific research]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 12 (2015): 129–135.

8. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Pedagogicheskoie modelirovaniie v konstruktakh sovremennogo obrazovaniia [Pedagogical modeling in the constructs of modern education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 1 (2017): 58–63.

9. Lapygina E. V., Boikova I. V. Problema issledovaniia kachestva modelirovaniia portfolio obuchaiushchegosia v produktivnoi pedagogike [The problem of studying the quality of modeling a portfolio of students in productive pedagogy]. Nauka i molodezhʹ: problemy, poiski, resheniia: trudy Vseros. nauch. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh (16–18 maia 2017 g.) [Science and youth: problems, searches, solutions: Proc. All-Russian Sci. Conf. students, graduate students and young scientists (May 16–18, 2017)]. Novokuznetsk, 2017, 374–377.

10. Medelets O. V. Modeli, printsipy i funktsii upravleniia kollektivom obuchaiushchikhsia s OVZ [Models, principles and functions of management of the team of students with HIA]. Rolʹ i mesto informatsionnykh tekhnologii v sovremennoi nauke: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Magnitogorsk, 28 dekabria 2017 g.) [The role and place of information technology in modern science: Proc. Intern. Sci.-Prac. Conf. (Magnitogorsk, December 28, 2017)]. Ufa: Omega Sains, 2017, 138–140.

11. Mitkina E. V., Konotsova Ia. S. Vozmozhnosti innovatsionnoi pedagogiki v reshenii zadach sovremennogo vospitaniia [Opportunities of innovative pedagogy in solving problems of modern education]. Nauka i molodezhʹ: problemy, poiski, resheniia: trudy Vseros. nauch. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh (16–18 maia 2017 g.) [Science and youth: problems, searches, solutions: Proc. All-Russian Sci. Conf. students, graduate students and young scientists (May 16–18, 2017)]. Novokuznetsk, 2017, 377–380.

12. Mitkina E. V., Sorokin S. V., Svinarenko V. G. Pedagogicheskaia podderzhka obuchaiushchegosia: modeli i tekhnologii [Pedagogical support of the student: models and technologies]. Moscow: MIFI, 2017, 120.

13. Svinarenko V. G., Kozyreva O. A. Nauchnoie issledovaniie po pedagogike v strukture vuzovskogo i dopolnitel’nogo obrazovaniia [Scientific research on pedagogy in the structure of higher and additional education]. Moscow: NIIaU MIFI, 2014, 92.

14. Chudinova S. A., Mitkina E. V. Fasilitatsiia kak konstrukt formirovaniia professionalʹnogo masterstva pedagogov [Facilitation as a construct for the formation of professional skills of teachers]. Sovremennye tekhnologii v mirovom nauchnom prostranstve: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (28 sentiabria 2017 g.) [Modern technologies in the global scientific space: Proc. Intern. Sci.-Prac. Conf. (September 28, 2017)]. Ufa, 2017, 169–171.