ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПАТРИОТИЗМЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье гражданско-патриотическое воспитание рассматривается как приоритетное направление учебно-воспитательной работы в вузе. В условиях ускоренного обмена информацией среди молодежи оно способствует формированию уважения к истории, приверженности национальным ценностям, культуре и традициям своей страны. Цель – провести анализ представлений о патриотизме как духовно-нравственной ценности у студенческой молодежи Кемеровской области – Кузбасса и Донбасса. На основе эмпирических данных выявляются ключевые особенности представлений студентов о патриотизме, анализируются факторы, влияющие на его формирование, а также социальные и культурные аспекты, определяющие ценностные ориентиры студенческой молодежи в разных регионах России. Волонтерская деятельность вузов рассматривается как эффективный и широко востребованный инструмент гражданско-патриотического воспитания, который предоставляет молодым людям возможность ощутить свою причастность к общественнозначимым процессам. В работе использовались такие методы, как анкетирование и интервьюирование. В исследовании приняли участие студенты Донецкого государственного педагогического университета г. Горловка (198 человек) и филиала Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева г. Прокопьевск (185 человек) в возрасте 17–25 лет. Сделан вывод о том, что и в Донецком государственном педагогическом университете, и в филиале Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева г. Прокопьевск представления о патриотизме как духовно-нравственной ценности носят комплексный характер и включают любовь к Родине, верность ее истории, традициям и культуре, чувство гордости за принадлежность к своей нации и народу и готовности все это защищать. Формирование системы духовно-нравственных ценностей у студентов реализуется в процессе волонтерского движения, которое является не только одним из направлений учебно-­воспитательной работы, но и эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания студентов.

Ключевые слова:
гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, патриот, студенческая молодежь, волонтерские проекты, ценностные ориентации, Донбасс, Кузбасс
Список литературы

1. Макаренко А. С. Доклад в педагогическом училище. In: Макаренко А. С. Сочинения в 7 томах 1950–1955 гг. М.: Академии педагогических наук РСФСР, 1951. Т. 5. С. 394–399.

2. Александрова С. М., Бугеро Н. В., Никольская Л. В., Пономаренко И. Н., Кривуля И. В. Понятие и сущность гражданско-патриотического воспитания. Современное педагогическое образование. 2023. № 10. С. 229–232. https://elibrary.ru/ismjuo

3. Суменков И. А. Современные подходы к содержанию гражданско-патриотического воспитания студентов. Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 14–16. https://elibrary.ru/ylseqg

4. Мурзина И. Я. Гражданско-патриотическое воспитание: к вопросу о формировании культурной идентичности на основе национальных традиций. Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 140–147. https://doi.org/10.26170/po17-05-22

5. Игонина Т. Б., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г. Теоретические аспекты организации гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе развития общества. Вестник КемГУКИ. 2011. № 16. С. 164–171. https://elibrary.ru/ojzusd

6. Хорошилова М. В., Мокрецова Л. А, Швец Н. А. Модель подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию в цифровой среде. Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. https://doi.org/10.17513/spno.31742

7. Хорошилова М. В., Мокрецова Л. А, Швец Н. А. Диагностика уровня готовности будущего учителя к патриотическому воспитанию в цифровой среде. Казанский педагогический журнал. 2022. № 6. С. 113–119. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.157.7.014

8. Осипова С. И., Богданова А. И. Сохранение культурной идентичности в условиях глобализационных процессов. Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 1А. С. 285–294. https://elibrary.ru/xpcwsd

9. Москаленко И. В., Шевцова М. М. Волонтерская деятельность в формировании патриотических качеств личности студента вуза культуры. Вестник КемГУКИ. 2019. № 47. С. 237–245. https://elibrary.ru/wfziyq

10. Кольцова В. А., Соснин В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе. Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 4. С. 89–98. https://elibrary.ru/hrwfkd

11. Зиненко В. Е. Патриотическое воспитание российской молодежи: современные реалии. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. T. 25. № 1. С. 145–161. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-1-145-161

12. Фоминых Е. В., Белецкая Е. А., Мешков В. А. Влияние волонтерского движения на гражданско патриотическое воспитание молодежи. Студенческий научный форум – 2018: X Междунар. студенч. науч. конф. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004573 (дата обращения: 10.10.2024).

13. Крутикова А. В. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения (на основе истории малой родины). Молодой ученый. 2024. № 10. С. 54–57. https://elibrary.ru/sbvtqv

14. Панарина Е. А., Кочкарова З. Р., Шевяков В. В. Повышение роли гражданско-патриотического воспитания студентов в вузах. Современное среднее профессиональное образование. 2020. № 1. С. 42–44. https://elibrary.ru/tyjvve

15. Игнатьев В. П., Варламова Л. Ф., Федорова О. Ф. О гражданско-патриотическом воспитании студентов педагогического колледжа. Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 98–101. https://elibrary.ru/vjicla

16. Быковская Г. А., Иноземцев И. В., Злобин А. Н. Гражданско-патриотическое воспитание студентов как инструмент социального развития. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 3-1. С. 15–24. https://elibrary.ru/mgvjid

17. Байбородова Л. В., Харисова И. Г., Белкина В. В. Патриотическое воспитание будущих педагогов. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Пушкина, 2015. 127 с. https://elibrary.ru/wzbuix

18. Красношлыкова О. Г., Шефер И. В., Бородкина Е. В., Садретдинова М. В. Сформированность социального опыта выпускников средней школы: результаты исследования. Кемерово: КРИПКиПРО, 2021. 83 с.

19. Картавцева А. П., Григорьева Н. В., Зябрева С. Э., Погромская А. И. Особенности вовлеченности студенческой молодежи из различных регионов Российской Федерации в волонтерскую деятельность. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2024. Т. 8. № 4. С. 502–512. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2024-8-4-502-512

20. Григорьева Н. В., Петунин О. В. Принципы воспитания патриотизма студентов технического вуза. Сибирский Педагогический журнал. 2008. № 2. C. 274–279. https://elibrary.ru/oiiaid

21. Картавцева А. П., Маханькова Н. А. Гражданско-патриотическое воспитание как фактор развития личности. Организация работы с молодежью: междисциплинарная интеграция теории и технологии, ред. А. А. Зеленин, М. С. Яницкий. Кемерово: ИНТ, 2012. С. 250–268.

22. Уразалиева Р. М. Детерминация гражданско-патриотического воспитания студентов в современных социокультурных условиях. Педагогическое образование и наука. 2018. № 4. С. 23–29. https://elibrary.ru/yornjb

23. Мелентьев А. В. Этапы патриотического воспитания. Образование и право. 2020. № 7. С. 237–241. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10745

24. Дмитриева И. А., Морозова И. С., Елькина О. Ю. Особенности психологической готовности студентов педагогических направлений к профессиональной деятельности. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 2. С. 107–116. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-2-107-116

25. Елкин С. М., Косова А. А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание. Вестник Новгородского государственного университета. 2017. № 1. С. 14–16. https://elibrary.ru/vzsljc

26. Воронова Е. С. Особенности гражданско-патриотического воспитания студентов технического вуза. Психология. Педагогика. Лингво-культурологические взгляды: X Всерос. науч.-практ. конф. (Ростов-на Дону, 16 июня 2022 г.) Калуга: Манускрипт, 2022. С. 51–52. https://elibrary.ru/wriuxn

27. Волкова М. А., Золотарева А. А., Аленченкова О. О. Информационное обеспечение факультетского проекта, направленного на гражданско-патриотическое воспитание студентов. Образование и наука в современных условиях. 2015. № 2. С. 58–60. https://elibrary.ru/uzhjsp

28. Кудинова Н. Т. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в ТОГУ: основные формы и направления работы. Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 121–124. https://elibrary.ru/yufegp

29. Томилина С. Н., Манецкая С. В. Современный патриотизм: сущность и проблемы. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 110. С. 1329–1339. https://elibrary.ru/uhsfmh

30. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М.: ВЛАДОС, 2010. 647 с.

31. Каменева В. А., Каргина А. Е., Крецан З. В., Морозова И. С., Рабкина Н. В. Компаративный анализ соотнесенности понятий «патриот» и «националист» в языковом сознании сибирской молодежи (2021–2023 гг.). Политическая лингвистика. 2023. № 2. С. 147–159. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2023_02_16

32. Санина А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России. Социологические исследования. 2016. № 5. С. 44–53. https://elibrary.ru/vzsjlf

33. Клименко П. В., Шпырня О. В. Приоритетные направления патриотического воспитания современной молодежи в условиях проведения специальной военной операции. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15. № 4. С. 93–100. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-93-100

34. Таранцова А. В. Патриотическое воспитание молодежи в вузе: проблемы и перспективы. Молодой ученый. 2016. № 5-1. С. 28–30. https://elibrary.ru/vpjdlf

35. Крылова Е. Л. Патриотизм как ведущая идея воспитания российской молодежи в современном социуме. Самарский научный вестник. 2016. № 4. С. 195–199. https://elibrary.ru/xbszph

36. Уварова Н. Н. Волонтерская деятельность как инструмент формирования гражданской идентичности студентов вузов. Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике: II Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Чебоксары, 24 сентября 2024 г.) Чебоксары: Среда, 2024. С. 55–56. https://elibrary.ru/beeykj


Войти или Создать
* Забыли пароль?