Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается готовность преподавателя вуза к реализации воспитательной деятельности, ее сущность и специфика формирования. Актуальность темы обусловлена потребностью высшей школы в квалифицированных преподавателях, осознающих и понимающих роль воспитательной деятельности в формировании будущих специалистов, владеющих формами и методами воспитательной работы со студентами. Цель – определить структуру готовности преподавателя вуза к реализации воспитательной деятельности, выявить взаимосвязь и взаимодействие структурных элементов, что позволит раскрыть сущность изучаемого феномена и механизм повышения эффективности воспитательной деятельности в вузе. Методологию составили деятельностный и компетентностный подходы, анализ научной литературы и собственный практический опыт в осуществлении воспитательной работы со студентами. В ходе структурно-содержательного анализа определены педагогические ориентиры: цель воспитательной деятельности в вузе, педагогические задачи для достижения цели, профессиональные умения преподавателя вуза, реализуемые в ходе решения педагогических задач. Выявленные профессиональные умения сгруппированы с учетом способа и формы их применения: организаторские, развивающие, гностические, перцептивные, рефлексивные. Изложена авторская позиция в понимании сути готовности преподавателя вуза к реализации воспитательной деятельности, которая рассматривается как готовность преподавателя применять в ходе воспитательного процесса данный комплекс умений и как готовность обогащать и совершенствовать его. Выявленные умения стали основой для определения и описания структуры готовности преподавателя вуза к реализации воспитательной деятельности как целостности практико-ориентированного, мотивационно-ценностного и рефлексивно-целевого компонентов. Сформированность этих компонентов позволяет преподавателю высшей школы организовывать воспитательный процесс и управлять им в соответствии с требованиями современного образования. Выявленная характеристика структурных компонентов готовности преподавателя вуза к реализации воспитательной деятельности позволила определить спектр действий администрации вуза в целом и кафедры в частности для обеспечения положительной динамики воспитательного процесса в вузе. Результаты исследования позволят спланировать и сконструировать механизм формирования и стимулирования положительного развития организаторских, развивающих, гностических, перцептивных и рефлексивных умений на научной основе.

Ключевые слова:
высшая школа, воспитательная деятельность, готовность преподавателя, практическая готовность, теоретическая готовность, профессиональные умения
Список литературы

1. Штульберг Т. А. Готовность учителя к организации здорового образа жизни школьников как психолого-­педагогический феномен. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 67. С. 513-517. https://elibrary.ru/linreb

2. Казакова Т. В. Теоретические подходы к определению профессиональной компетентности педагога. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 437-440. https://elibrary.ru/varwke

3. Калинина Т. В., Патрикеева Э. Г., Трухманова Е. Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования. Концепт. 2020. № 2. С. 55-68. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11013

4. Сергеева М. Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях. М.: МИЛ, 2015. 180 с. https://elibrary.ru/ytmngp

5. Кущев П. М., Коняев В. М., Горденко Н. В. Формирование компетентного специалиста в процессе современного образования России. Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4. С. 150-153. https://elibrary.ru/sgyytq

6. Адольф В. А. Избранные труды (в двух томах). Красноярск: Новые компьютерные технологии, 2020. Том 1. 276 с.

7. Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б., Литвинов А. В. Внеаудиторная работа как фактор формирования у студентов интереса к самообразованию. Акмеология. 2016. № 4. С. 225-231. https://elibrary.ru/xiovsf

8. Зеер Э. Ф., Хасанова И. И. Социально-профессиональное воспитание в вузе. Екатеринбург: РГППУ, 2003. 158 с.

9. Бочкарева Т. Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема. Russian Journal of Education and Psychology. 2017. Т. 8. № 1. С. 18-31. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-1-18-31

10. Гура Г. М. Проблемы воспитательной работы в вузе. Территория науки. 2014. № 2. С. 6-12. https://elibrary.ru/tjdswd

11. Дягилева В. В. Диверсификация образовательных услуг как фактор формирования индивидуальных образовательных потребностей студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С. 181-182. https://elibrary.ru/okanmp

12. Шапиро С. В. Проблема организации воспитательной работы в современных российских вузах. Переломные моменты истории: люди, события, исследования. К 350-летию со дня рождения Петра Великого: Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 1 апреля 2022 г.) СПб.: СПбГУПТД, 2022. С. 528-533. https://elibrary.ru/ppbeaa

13. Андриенко О. А., Безенкова Т. А. Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста. Перспективы науки и образования. 2018. № 5. С. 26-32. https://doi.org/10.32744/pse.2018.5.3

14. Рожков М. И. Практика социального воспитания: основные тенденции развития. Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 13-18. https://elibrary.ru/zxyzcp

15. Баранова Т. А. Специфика воспитательной деятельности в современном высшем учебном заведении. Вопросы методики преподавания в вузе. 2016. № 5. С. 21-33. https://elibrary.ru/zgwxlr

16. Долгин Д. С. Некоторые проблемы реализации воспитательной работы сотрудников УИС. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 98-102. https://elibrary.ru/tfyedj

17. Харитонова И. В. Трансформация воспитательных задач современного вуза. Научный диалог. 2013. № 8. С. 109-118. https://elibrary.ru/radanb

18. Гуляева В. П. Воспитательная среда колледжа как условие формирования личности будущего специалиста. Наука и образование: новое время. 2015. № 1. С. 61-62 https://elibrary.ru/uhpcrx

19. Ткачёва С. А. О проблемах воспитательной работы в вузе. Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского: регион. универс. науч.-практ. конф. (Калуга, 1 февраля - 31 марта 2018 г.) Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2018. С. 356-364. https://elibrary.ru/zrwikt

20. Гуркина О. А., Рубанова М. Е. Проблемы воспитательной работы в вузе. Традиции и инновации воспитательной работы в вузе: Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 19 февраля 2020 г.) Саратов: ЦеСАин, 2020. С. 28-31. https://elibrary.ru/qbtbki

21. Калимуллина О. А. Проблемы и пути решения в системе воспитательной работы современного вуза. Технология культурно-досуговой деятельности как фактор укрепления социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде: Всерос. электр. науч.-практ. конф. (Казань, 1-10 июня 2017 г.) Казань: Астор и Я, 2017. С. 11-15. https://elibrary.ru/ypuolh

22. Сидорова О. В. Новые ориентиры в решении проблем воспитательной работы вуза. Перспективы развития высшей школы: I Междунар. науч.-практ. конф. (Тюмень, 25 сентября 2020 г.) Тюмень: ТИУ, 2020. С. 379-382. https://elibrary.ru/llttvu

23. Зникина Л. С., Боровцов В. А. Воспитательная работа со студентами в вузе: проблемы и возможности. Теоретические и прикладные вопросы лингвообразования: конф. Межвуз. науч.-метод. объединения. (Кемерово, 22 мая 2020 г.) Кемерово: КузГТУ, 2020. С. 20-27. https://doi.org/10.26730/lingvo.2020.20-27

24. Лямина О. Н., Калинникова Н. Я., Загайнов С. А. Коммуникативный аспект развития познавательной активности студентов вуза. Мир науки. 2018. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN318.pdf (accessed 20 Jun 2023). https://elibrary.ru/xyvdzz

25. Ивлиева И. А., Панасюк В. П., Чернышева Е. К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. СПб.: ИПООВ РАО, 2001. 152 с. https://elibrary.ru/sxblxx

26. Новиков А. М. Методология образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эгвес, 2006. 488 с. https://www.elibrary.ru/pfnted

27. Ковин Е. А., Лысенко О. В. Теория поколений в контексте социологии управления. Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 4. С. 151-162. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2019-5-4-0-13

28. Оберемко Т. В. Когнитивные особенности современных студентов - миф или реальность. Образование и право. 2020. № 5. С. 155-159. https://www.elibrary.ru/bhzjrs

29. Сергеева О. А., Кайралиева К. Д., Батыргазиева А. А. Обучение детей поколения Z: особенности и педаго­гические рекомендации. Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: IX Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 5 декабря 2019 г.) Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. С. 59-61. https://elibrary.ru/ppipax

30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 713 с. https://www.elibrary.ru/nksakp

31. Романова И. В. Готовность педагога к воспитательной работе как составляющая готовности к педагогической деятельности. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 14-21. https://elibrary.ru/zahtkp

32. Кузьмина Т. А. Структурные компоненты готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению учебной деятельности школьников. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 20. С. 222-227. https://elibrary.ru/ruyyrr


Войти или Создать
* Забыли пароль?