Санкт-Петербург, Россия
В связи с доступностью российского образования для граждан Китая возникают проблемы адаптации студентов-иностранцев к системе образования иного государства и оптимизации обучения китайских студентов в российской высшей школе. При решении данных проблем следует учитывать этнопсихологические особенности студентов из Китая, поскольку их игнорирование и непонимание существенно затрудняет или вовсе делает невозможным построение результативного учебно-педагогического взаимодействия. С помощью метода теоретического анализа и обобщения выявлены основные этнопсихологические особенности китайских студентов, сформулированные в работах исследователей, изучающих проблему грамотного построения учебного взаимодействия с китайскими студентами в российском вузе. Цель – на основе обнаруженных этнопсихологических особенностей студентов из Китая выявить актуальные педагогические стратегии и принципы учебно-педагогического взаимодействия в обучении китайских студентов-инструменталистов в российской высшей школе. В процессе проведенного в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена интервьюирования китайских студентов-исполнителей и преподавателей по классу специальности установлены некоторые этнопсихологические особенности китайских студентов. Результатом исследования стали сформулированные принципы педагогического взаимодействия с китайскими студентами в процессе обучения игре на музыкальном инструменте в российском вузе.
китайские студенты, этническое самосознание, этнопсихологические особенности, педагогические стратегии, образовательные программы, учебное взаимодействие, музыкальный инструмент, творческий вуз
1. Рыбакова М. В., Иванова Н. А. Адаптация китайских студентов в российских вузах: некоторые проблемы. Социально-гуманитарные знания. 2022. № 3. С. 410-417. https://doi.org/10.34823/SGZ.2022.3.51823
2. Чухрова М. Г., Пронин С. В. Влияние этнических особенностей на психоэмоциональное состояние иностранных студентов в российском университете. Медицина Кыргызстана. 2017. № 1. С. 29-32. https://elibrary.ru/zfmexf
3. Малышева М. В. Культурно-языковая адаптация китайских студентов в московских университетах. Социолингвистика. 2021. № 2. С. 187-205. https://www.elibrary.ru/bfcdgo
4. Краснюк И. Н., Хэ Х. Процесс адаптации китайских студентов к учебе в Байкальском государственном университете (взгляд студента). Пензенский психологический вестник. 2021. № 1. С. 43-52. https://doi.org/10.17689/psy-2021.1.3
5. Ван С., Петанова Е. И. Личностные адаптационные ресурсы китайских студентов-первокурсников. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 3. С. 75-85. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.307
6. Баранова И. И., Чуваева К. М. Особенности обучения и адаптации китайских студентов в поликультурной образовательной среде вузов Российской Федерации. Научно-технические ведомости Cанкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 1. С. 67-73. https://elibrary.ru/oiarvj
7. Вашкявичус В. Ю., Кондракова Ю. Н., Кузьмина Е. С., Сметанников И. Б. Что ищет китайский студент в России: анализ образовательных потребностей китайских студентов в российских вузах по материалам социологического исследования. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 65. С. 213-237. https://doi.org/10.17223/1998863X/65/19
8. Овчинникова М. В. Проблемы академической адаптации китайских студентов в российских вузах и пути их решения. Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2020. № 1. С. 18-21. https://elibrary.ru/egcpxs
9. Дишкант Е. В., Слепцова А. И., Дорофеева С. А. Актуальные проблемы социокультурной адаптации китайских студентов в СВФУ: пути решения. Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 12-4. С. 32-35. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.102.12.118
10. Мо Ц. Ресурсы и риски психологической адаптации китайских студентов при обучении в российском вузе. Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN221.pdf (accessed 4 Dec 2022). https://elibrary.ru/oddslk
11. Ариунтунгалаг Б., Шуайнань Ц. Специфика адаптации китайских и монгольских студентов к российской образовательной среде. Актуальные проблемы адаптации иностранных граждан к образовательной среде в России: Междунар. конкурс науч. работ. (Москва, 7 января - 12 марта 2019 г.) М.: Научный консультант, 2019. С. 62-67. https://elibrary.ru/zczxrz
12. Цинь Л. Актуальные аспекты адаптации китайских студентов, обучающихся за рубежом. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства: преемственность и инновации: VI Всерос. науч. конф. (Таганрог, 29-30 октября 2021 г.) Ростов н/Д: РГУЭ (РИНХ), 2021. С. 481-488. https://elibrary.ru/enwhxp
13. Су Т. Гендерные особенности социокультурной адаптации китайских студентов. Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: II Междунар. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 9-10 декабря 2021 г.) Ростов н/Д-Таганрог: Foundation, 2021. Вып. 9. С. 106-109. https://elibrary.ru/hwzcls
14. Ли С. Педагогические условия адаптации китайских студентов к обучению в российском вузе на основе ценностных ориентаций. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 82-2. С. 94-99. https://elibrary.ru/jvwpfh
15. Ерохина Е. А. Этническое самосознание: теоретический конструкт и ментальный феномен. Новые исследования Тувы. 2017. № 3. С. 66-83. https://doi.org/10.25178/nit.2017.3.4
16. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 285 с.
17. Файзуллин Ф. С. Этническое самосознание и факторы его формирования. Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2013. Т. 18. № 3. С. 58-65. https://elibrary.ru/ynuhpv
18. Чайников Ю. В. Рецензия на: Спешнев Н. А. Китайцы: особенности национальной психологии. - СПб.; Каро, 2014. - 336 с. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. 2015. № 2. С. 203-211. https://elibrary.ru/uvojrx
19. Алдакимова О. В. Психологические особенности китайских студентов и их учет в организации образовательного процесса в педагогическом вузе. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 2. С. 161-168. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2020.2.21
20. Владимирова Т. Е. Этика «лица» как доминанта китайского стиля общения. Научный Вестник МГТУ ГА. 2006. № 102. С. 69-75. https://elibrary.ru/kphcgj
21. Юй С. Трудности обучения китайских студентов на русском языке. Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов: VIII Всерос. науч.-практ. конф. (Томск, 16-18 мая 2018 г.) Томск: ТПУ, 2018. С. 346-350. https://elibrary.ru/yspqgl
22. Спешнев Н. А. Китайцы: особенности национальной психологии. СПб.: КАРО, 2017. 336 с.
23. Рифтин Б. Л. От мифа к роману (эволюция изображения персонажа в китайской литературе). М.: Наука, 1979. 358 с.
24. Базанова О. М., Бурзик А., Гвоздев А. В. Исполнение музыки во Flow-состоянии: психофизиологические корреляты. Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2013. № 1. С. 48-54. https://elibrary.ru/sekamf