ДОВЕРИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ К ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСАМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследуются теоретические основы расчета доверия пользователя к интернет-сервисам. Методологически исследование носит теоретический характер (построение исходной концептуализации с целью выхода на проблемную аналитику). В статье используется авторская концептуализация доверия, основанная на понимании доверия как рационального действия и разработанная, прежде всего, на основе работ Р. Хардина и П. Штомпки. Концептуализируя понятие доверие как рациональное действие и используя метафору расчета, рассматриваются основные объективные факторы, влияющие на доверие к интернет-­сервисам, обилие которых можно разделить на три группы: факторы оценки выигрыша, факторы оценки ставки и факторы оценки надежности. Сделан вывод, что увеличение количества альтернатив повышает шансы постановки перед пользователем дилеммы доверия и актуализирует его значение для архитекторов интернет-сервиса. Построение доверия к интернет-сервисам должно учитывать множество взаимосвязанных факторов расчета доверия. Среди факторов, способствующих переходу от офлайн- к онлайн-сервисам, особо подчеркивается значение выигрыша – экономия времени и уменьшение сложности выполняемых действий, а также ставки – предоставление пользователем персональных данных. Результаты исследования могут быть использованы для обеспечения процессов цифровой трансформации, для анализа и конструирования доверия к конкретным интернет-сервисам.

Ключевые слова:
доверие, интернет-сервис, факторы доверия, выигрыш, ставка, надежность, конструирование доверия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Алексеев М. С. Концептуализация понятие «доверие» в исследованиях взаимодействия власти и населения. Актуальные проблемы социальных и психологических наук: теория, методология, практика: мат-лы симпозиума в рамках XVII (XLVIX) Междунар. науч. конф. (Кемерово, 21 апреля 2022 г.) Кемерово: КемГУ, 2022. Вып. 23. С. 173-175. https://elibrary.ru/azhqoo

2. Алексеев М. С. Формирование социального доверия как направление управлением социальной ответственностью в виртуальном пространстве. Наукосфера. 2021. № 1-2. С. 55-58. https://elibrary.ru/ntrfig

3. Алексеева А. А. Речевые тактики в медицинских онлайн-консультациях (на материале сайта health.mail.ru). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 9. С. 112-120. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2017-16-9-112-120

4. Веселов Ю. В. Доверие в цифровом обществе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. № 2. С. 129-143. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.202

5. Видясова Л. А., Кривошапкина А. С. Доверие городским электронным сервисам в Петербурге: анализ возрастных групп. International Journal of Open Information Technologies. 2022. Т. 10. № 11. C. 70-74. https://elibrary.ru/gxvlzk

6. Дуглас М. Безумие толпы. Как мир сошёл с ума от толерантности и попыток угодить всем. М.: РИПОЛ классик, 2022. 480 с.

7. Зверева Е. А. Особенности медиапотребления «поколения Y» и «поколения Z». Социально-гуманитарные знания. 2018. № 8. С. 205-216. https://elibrary.ru/xziprr

8. Лисенкова А. А. Новые медиа: от Web 1.0 к семантической паутине Web 4.0. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1. С. 110-118. https://elibrary.ru/xpattf

9. Назаров М. М., Кублицкая Е. А. Конфиденциальность в цифровой среде: установки населения. Вестник Российской академии наук. 2021. Т. 91. № 3. С. 257-264. https://doi.org/10.31857/S0869587321020055

10. Трубицина Л. В. Субъективно-психологические факторы медиадоверия (доверия к Интернету). Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6. С. 266-284. https://doi.org/10.25588/CSPU.2020.159.6.016

11. Штомпка П. Доверие - основа общества. М.: Логос, 2016. 440 с.

12. Hardin R. Trust and trustworthiness. NY: Russell Sage Foundation, 2002, 256.


Войти или Создать
* Забыли пароль?