Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Важнейшим фактором, усугубляющим эффективное функционирование региональных рынков труда, является «молодежный»: позднее осознание юношами и девушками своих образовательно-профессиональных предпочтений, ошибки при выборе направлений подготовки и специальностей, зачастую несерьезное отношение к обучению и развитию, высокая миграционная активность (потенциальная и реальная), рост трудовой мобильности, неопределенность карьерных планов и т. п. Эти сложности профессионального определения молодежи требуют глубокого и тщательного изучения сопряженных с ним аспектов. Цель исследования – анализ профессиональных предпочтений обучающейся молодежи Кемеровской области – Кузбасса в динамике за 2015–2020 гг. Впервые зафиксированы некоторые закономерности в выборе старшеклассниками образовательно-профессиональных траекторий: рост популярности медицинских профессий и IT-специальностей при снижении внимания к экономико-управленческим направлениям деятельности; ориентация учащихся не только на интерес к будущей профессии, но и на перспективность, востребованность специальности, на уровень оплаты труда; среди отраслей экономики большими предпочтениями стали пользоваться здравоохранение, IT-сфера, правоохранительная система и культурно-спортивно-досуговая, хотя еще недавно в топе были финансы, средства массовой информации, государственное и муниципальное управление; современные школьники при выборе будущей профессии ориентируются либо на советы родителей, либо на свое собственное мнение; около трети старшеклассников хотели бы в будущем работать на руководящей должности или самостоятельно управлять своим делом, а около 45 % предпочитают трудиться в наемном формате.

Ключевые слова:
профессиональная ориентация, направление подготовки, специальность, предпочтение, образовательная организация, кадровый потенциал, рынок труда, молодежь
Список литературы

1. Никулина Ю. Н. Особенности реализации региональной политики кадрового обеспечения экономики. Развитие и взаимодействие реального и финансового секторов экономики в условиях цифровой трансформации: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Оренбург, 24-25 ноября 2021 г.) Оренбург: ОГУ, 2021. С. 724-728.

2. Морозова Е. А., Кочнева О. П. Миграционные настроения молодежи Кемеровской области - Кузбасса. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 3. С. 326-338. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-3-326-338

3. Никулина Ю. Н., Кучина Е. В. Регулирование системы кадрового обеспечения экономики на региональном уровне. Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2021. Т. 15. № 4. С. 29-37. https://doi.org/10.14529/em210403

4. Байсара Э. Р., Макаров И. Н. Молодое поколение - инновационное будущее российского общества. Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2020. № 17. С. 12-19.

5. Дробот Е. В., Макаров И. Н., Журавлева О. В., Нерсисян А. М. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России. Экономика труда. 2020. Т. 7. № 3. С. 253-266. https://doi.org/10.18334/et.7.3.100709

6. Тучина О. Р. Карьерные ориентации молодежи в контексте представлений о будущем. Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21. № 3. С. 125-137. https://doi.org/10.31429/26190567-21-3-125-137

7. Хаджимурадова Т. Х. Проблемы профессиональной ориентации молодежи: пути и способы решения. Colloquium-journal. 2019. № 9-8. С. 138-139.

8. Петренко А. И., Романова Г. А. Планирование жизни и профессиональная ориентация: проблемы и перспективы. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 125-128.

9. Антропова Е. А. Профессиональная ориентация как научно-обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Повышение качества подготовки кадров в современных условиях развития образования. Вып. 8. Теоретико-методические вопросы инновационного развития образовательных процессов. М.: МГОУ, 2017. С. 12-15.

10. Резапкина Г. В. Тупиковые «тренды» профориентации. Школьные технологии. 2016. № 5. С. 129-132.

11. Вукович Г. Г., Калинская Е. С., Захарова Л. Н. Приоритетные направления развития комплексной системы управления профессиональным самоопределением молодежи. Экономика устойчивого развития. 2014. № 3. С. 35-40.

12. Полянская Е. Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12457 (дата обращения: 06.03.2022).

13. Гайфуллин А. Ю. Профессиональные ориентиры и карьерные установки современной учащейся молодежи: социологический анализ. Уфимский гуманитарный научный форум. 2021. № 3. С. 140-150. https://doi.org/10.47309/2713-2358_2021_3_140

14. Быков А. В., Настина Е. А. Взаимосвязи ценностных установок и карьерных достижений (по данным исследования молодежи). Социологические исследования. 2020. № 8. С. 67-77. https://doi.org/10.31857/S013216250009288-9

15. Горшков М. К., Батыков И. В., Быков А. В., Голиусова Ю. В., Гришина М. А., Демиденко С. Ю., Епихина Ю. Б., Пасовец Ю. М., Сушко П. Е., Шилова В. А., Черныш М. Ф. Молодежь: конструирование трудовой биографии. Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. 2018. № 1. С. 1-147. https://doi.org/10.19181/inab.2018.1

16. Гелих О. Я., Левицкая А. Н., Покровская Н. Н. Социологический анализ социальных установок профессионального и карьерного роста в контексте цифровой экономики и общества знаний. Социология и право. 2020. № 3. С. 12-24. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2020-3-12-24

17. Варшавская Е. Я. Успешность перехода «учеба-работа»: для кого дорога легче? Социологические исследования. 2016. № 2. С. 39-46.

18. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии: к итогам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН. 2020. 688 с. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-325-6.2020

19. Горшков М. К., Батыков И. В., Батыкова А. В., Быков А. В., Голиусова Ю. В., Гришина М. А., Демиденко С. Ю., Епихина Ю. Б., Сушко П. Е., Чередниченко Г. А., Черныш М. Ф., Шилова В. А. Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении. Информационно-аналитический бюллетень института социологии ФНИСЦ РАН. 2017. № 2. С. 1-129. https://doi.org/10.19181/inab.2017.2

20. Потуданская В. Ф., Боровских Н. В., Кипервар Е. А. Роль профессионализации молодежи в формировании кадрового потенциала региона. Экономика труда. 2019. Т. 6. № 1. С. 613-626. https://doi.org/10.18334/et.6.1.39760

21. Андреянова Е. Л., Чипизубова В. Н. Трудовые и карьерные мотивации современной молодежи Иркутской области. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 53. С. 177-194. https://doi.org/10.17223/19988648/53/13

22. Пашкова С. Е., Албитова Н. В. Инновационные подходы в развитии системы профориентации в субъектах Российской Федерации. ИнноЦентр. 2018. № 4. С. 326-330.

23. Давлетшина Л. А., Шаехов М. Р. Влияние потребностей регионального рынка труда и профильного обучения на профессиональный выбор школьников. Гуманитарные исследования Центральной России. 2021. № 2. С. 53-61. https://doi.org/10.24412/2541-9056-2021-2-53-61

24. Никулина Ю. Н. Молодежь на рынке труда региона: актуальные вопросы трудоустройства и занятости. Экономика труда. 2019. Т. 6. № 2. С. 747-762. https://doi.org/10.18334/et.6.2.40780

25. Никулина Ю. Н. Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона. Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 4. С. 1263-1280. https://doi.org/10.18334/epp.10.4.100895


Войти или Создать
* Забыли пароль?