ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ)
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предметом исследования являются педагогические условия укрепления здоровья и оптимизации функционального состояния организма старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности (на примере легкой атлетики). Цель – обоснование данных педагогических условий. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, методы оценки физического развития (антропометрия, методика изучения осанки), функционального состояния организма (пульсометрия, динамометрия), психофизиологического состояния, психодинамических функций и уровня развития физических качеств (тестирование), психосоциальные исследования (беседа, анкетный опрос), методы статистической обработки. В результате проведенных исследований разработана и экспериментально апробирована педагогическая модель создания условий укрепления здоровья и оптимизации функционального состояния организма старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности. Обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия укрепления здоровья и оптимизации функционального состояния организма старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности. Полученные результаты позволили сформулировать вывод о том, что обоснование педагогических условий возможно, если выявлены необходимые организационные, информационно-обучающие и воспитательно-мотивационные мероприятия, обеспечивающие укрепление здоровья старшеклассников, осуществлен комплексный психолого-педагогический и физиологический мониторинг показателей здоровья старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, выделены критерии оценки результативности воспитательно-образовательного процесса старшеклассников в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности.

Ключевые слова:
педагогическая модель, спорт, мониторинг, воспитательно-мотивационные мероприятия, физическое развитие, здоровьесберегающее сопровождение
Список литературы

1. Панова Е. Л., Кузьмина Ю. В., Григорьян Я. Г., Богатырева К. В. Роль физических упражнений в философских концепциях здоровья // Теория и практика физ. культуры. 2018. № 12. С. 9-11.

2. Подрезов И. Н., Моськин С. А. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональное состояние организма человека и уровень его здоровья // Наука-2020. 2018. № 6. С. 23-28.

3. Рахманов Р. С., Покровский А. В., Дюдяков А. А. О влиянии образа жизни и экологических факторов на состояние здоровья молодежи допризывного возраста // Гигиена и санитария. 1999. № 2. С. 19-21.

4. Рубанович В. Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конституциональных типов в зависимости от двигательной активности: автореф. дис. … д-ра мед. наук. Томск, 2004. 50 с.

5. Сатиев О. Ж., Ахметова З. К., Исмаилова С. И. Физкультурное образование подрастающего поколения // Наука и технологии в современном обществе. 2016. № 1. С. 53-58.

6. Максачук Е. П. Педагогические условия повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2014. № 7. С. 124-126.

7. Зданович О. С. Формирование спортивной культуры личности на основе развития школьного спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 6. С. 12-14.

8. Бурцев В. А., Бурцева Е. В., Алексеева Н. И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-21. С. 4750-4754.

9. Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни / под ред. Э. М. Казина, Н. В. Коваленко. М.: Омега-Л, 2013. 435 с.

10. Шлее И. П. Учет личностных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для дифференциации подходов к их обучению // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 6-12.

11. Новикова Т. В. Физическое воспитание в учреждениях дополнительного образования: история и современность // Образование: прошлое, настоящее и будущее: мат-лы II Междунар. науч. конф. (Краснодар, 20-23 февраля 2017 г.) Краснодар: Новация, 2017. С. 6-8.

12. Мадьяров А. Р. Теоретико-методологические аспекты формирования валеологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования // Казанский педагогический журнал. 2007. № 4. C. 84-88.

13. Качан Л. Г. Научно-методические подходы к формированию современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. Ч. 1. 183 с.

14. Казин Э. М., Селятицкая В. Г., Лурье С. Б. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты. Кемерово: КРИПКиПРО, 2008. 299 с.

15. Коваленко Н. В. Непрерывное физическое воспитание и его роль в развитии школьников и сохранении их здоровья: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2002. 24 с.

16. Жуков Р. С., Лутай М. С., Козлова Н. Ю., Щербинин П. Т. Роль занятий плаванием в укреплении здоровья подростков и их влияние на адаптацию // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 4. С. 93-97.

17. Завитаев С. П. Здоровьесберегающая методика спортивной подготовки юных хоккеистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 23 с.

18. Симень В. П. Педагогические условия развития волевых качеств гиревиков 15-17 лет // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=27618 (дата обращения: 12.09.2019).

19. Островский Б. И. Педагогические условия формирования морально-волевых качеств личности подростков в процессе занятий физической культурой // Актуальные проблемы педагогики и образования / под ред. Н. А. Асташовой, А. А. Прядехо. Брянск: РИО БГУ, 2016. С. 127-130.

20. Кириченко В. В. Здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса младших школьников в деятельности учреждений дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2013. 22 с.

21. Анаркулов Х. Ф., Ахметов Т. А. Психолого-педагогическая система воспитания нравственно-волевых качеств кикбоксеров // Вестник физической культуры и спорта. 2017. № 2. С. 3-11.

22. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум, 2001. 48 с.

23. Сборник практических работ по курсу «Физиология человека» / сост. О. Е. Фалова. Ульяновск: УлГТУ, 2007. 29 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?