ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОСТОЯНИЕ ИХ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен анализ питания школьников и студентов Кемеровской области. По результатам проведенного анализа дана оценка фактическому индивидуальному питанию по содержанию основных пищевых нутриентов, биологически активных веществ. Показано влияние питания на заболеваемость детей и подростков, предложен способ коррекции рациона питания для обеспечения организма школьников необходимыми нутриентами путем введения в рацион биологически активных пищевых добавок.

Ключевые слова:
Нарушение питания, школьники, студенты, БАД, витамин С, цеолиты.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

В настоящее время питание школьников рассмат­ривается не только как способ насыщения и источ­ник энергии, но и как средство профилактики забо­леваний.

Несбалансированное питание служит одной из причин развития у школьников и студентов хрониче­ских заболеваний (костно-мышечной и эндокринной систем, глаз, органов пищеварения), инфекционных болезней и отравлений [1].

Вопросы здорового питания в рамках учебного заведения, где дети проводят большую часть вре­мени, являются актуальными. Проблему организации рационального питания учащихся можно рассматри­вать по двум направлениям: первое – формирование культуры здорового питания, т.е. приобретение детьми и подростками минимальных знаний о пра­вильном пищевом поведении; второе – расширение ассортимента доступных продуктов с функциональ­ными свойствами, обогащенных микро- и макронут­риентами, пробиотиками и другими жизненно необ­ходимыми компонентами [2].

Рацион питания школьников должен содержать более 60 различных нутриентов, состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25 и 35 % суточной потреб­ности в еде соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55–60 % рекомендуемых суточных фи­зиологических норм потребности [3].

Одним из способов решения проблемы сбаланси­рованного питания является разработка методов кор­рекции рационов питания для школьников.

Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 была утверждена Доктрина про­довольственной безопасности Российской Федерации, которая предполагает: развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биоло­гической оценке безопасности новых источников пищи и ингредиентов; внедрение инновационных технологий, включающих био- и нанотехнологии, технологии органического производства пищевых продуктов и продовольственного сырья, наращивания производства новых обогащенных, диетических и функциональных пищевых продуктов; разработку для детского населения программ по проблемам здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни; разработку нормативов питания и реализации мер по его поддержке [4].

Эффективным путем обеспечения организма школьников необходимыми нутриентами является дополнительное обогащение ими продуктов питания. Одним из направлений в формировании политики полноценного питания является введение в рацион биологически активных пищевых добавок (БАД), ко­торые позволяют восполнить организм необходи­мыми витаминами, минеральными веществами, мик­роэлементами и растительными волокнами. При ежедневном применении они оказывают регули­рующее действие на организм подрастающего поко­ления в целом, а также на определенные органы, функции, системы [5].

БАДы содержат регулированные дозы веществ, необходимых для поддержания нормальной жизне­деятельности и повышения неспецифической рези­стентности организма, средства для сопутствующей и вспомогательной терапии при различных заболева­ниях; наряду со специализированными продуктами питания являются наиболее эффектив­ным способом устранения дефицита витаминов, но при условии со­держания биологических веществ в дозах, соответст­вующих физиологическим потреб­ностям человека [6].

Дети школьного возраста интенсивно растут, подвергаются стрессовым воздействиям, высоким физическим (кружки, секции, занятия спортом) и ум­ственным нагрузкам. Также современные школьники достаточно большое количество времени проводят за персональными компьютерами. При учебных и фи­зических нагрузках возрастает потребность в вита­минах и микроэлементах, дефицит которых ведет к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания, риску заболеваемости детей.

Кроме того, подрастающее поколение подвер­жено влиянию вредных привычек, таких как, напри­мер, табакокурение. По данным центра мониторинга вредных привычек Минздрава России [7], среди де­тей и подростков отмечается увеличение числа ку­рящих мальчиков и девочек по мере перехода в старшие классы. Курение относится к одному из аг­рессивных факторов риска, приводящих к развитию болезней, в первую очередь органов дыхания, арте­риальной гипертонии и ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка, разнообразной группы эндокринологических заболеваний и многих других. Известно, что одна выкуренная сигарета раз­рушает в организме 25 мг витамина С [8].

Целью данной работы явилась оценка структуры питания на состояние здоровья школьников и сту­дентов Кемеровской области.

 

Материалы и методы

Материалами исследования стали результаты оценки индивидуального фактического состояния питания учеников средних школ г. Кемерово, села Беково Беловского района Кемеровской области       (с 1 по 11 классы), студентов Кемеровского кол­леджа строительства и эксплуатации зданий в коли­честве 1100 человек.

Для обработки информации индивидуального пи­тания учащихся среди детей 1–3 классов провели ан­кетирование, в 4–11 классах и колледже был исполь­зован компьютеризированный метод частотного анализа питания, разработанный ГУ НИИ питания РАМН, утвержденный и рекомендованный к приме­нению в 2004 году научным советом по медицин­ским проблемам питания РАМН и Минздравсоцраз­вития. Эта программа позволяет достоверно оценить статус питания различных групп населения за месяц, выявить соответствие энергозатрат, собственного обмена и энергии, поступающей с пищей, выявить адекватность сбалансированности питания в число­вых значениях, в процентных отношениях, возмож­ность коррекции рациона питания.

Данные по содержанию основных пищевых ве­ществ (белков, жиров, углеводов), микро- и макро­элементов, биологически активных веществ в ра­ционе питания детей, подростков и молодежи срав­нивали с нормативами МР 2.3.1.2432-08 «Нормы фи­зиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Россий­ской Федерации», утвержденными Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека в 2011 году.

 

Результаты и их обсуждение

На первоначальном этапе в программу были вве­дены показатели антропометрических данных (вес, рост, обхват талии/обхват бедер), пол, возраст школьников, участвующих в исследовании.

На основании этих данных программой рассчи­тывается индекс массы тела. Пример расчета одного из участников исследований представлен в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Антропометрические показатели

и индекс массы тела участника исследования

 

Шадеева Евгения Сергеевна, 17 лет

Антропометрия:

Рост, см

166

Обхват

бедер, см

94

Масса тела, кг

51

Индекс массы тела, кг/м2

18,51

норма

Окружность

талии, см

68

Индекс

физической активности

1,5

низкий

 

Далее в результатах будут приведены расчетные данные этой же ученицы.

На следующем этапе с помощью специального атласа пищевых продуктов, введенного в качестве иллюстративного материала в программу, вводятся данные по частоте потребления того или иного про­дукта каждым участником исследования. Программа позволяет вести исследование уровня потребления по следующим группам продуктов: хлебобулочные изделия, каши/макароны, овощи, фрукты, кондитерские изделия, масла/жиры, мясные продукты, рыба/морепродукты, молочные продукты, напитки (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Пример введения данных по потреблению от­дельных продуктов питания

 

Программа формирует для каждого участника ис­следования отчет «Оценка состояния питания по профилю потребления пищевых продуктов» и вы­дает сведения для сравнения индивидуального фак­тического питания со стандартом (на 2100 ккал/сут) (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Оценка состояния питания по профилю по­требления продуктов

 

Как видно из диаграммы, в рационе школьницы в избытке продукты, содержащие углеводы и жиры, и в недостатке – содержащие белки.

На основании расчетов соотношений потребле­ния пищевых продуктов и пищевых веществ компь­ютерным методом оценивается риск развития забо­леваний у школьницы, которые обусловлены нару­шениями питания (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Риск развития заболеваний у школьницы

 

Заболевание

Степень риска

Ожирение

Высокий

Диабет II типа

Высокий

Сердечно-сосудистые

Высокий

Остеопороз

Низкий

Гиповитаминоз С

Низкий

Гиповитаминоз В

Низкий

Полигиповитаминоз

н/о

Недостаточность питания

Средний

 

Таким образом, использование данной про­граммы для оценки индивидуального фактического питания позволяет не только рассчитать сбалансиро­ванность питания и возможность коррекции как по видам продуктов питания, так и по списку основных нутриентов, но и оценить риск развития заболеваний молодежи, обусловленных нарушением питания.

В целом проведенные исследования показали, что еда школьников состоит из большого количества углеводов (сахаров), жиров животного происхождения, наблюдается дефицит овощей, фруктов и ягод. В рационе питания присутствуют следующие продукты: колбасные изделия, котлеты, макароны, соки и сладкие газированные напитки, сырки глазированные, шоколад, конфеты, чипсы, пельмени, какао с молоком, фрукты, сгущенное молоко и др.

Хорошо известно, что любая недостаточность пи­тания, особенно белковая и витаминная, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях привести к серьезным и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани.

 

 

Избыток сахаров в организме приводит к задержке воды (может отмечаться отечность), повышается расход витамина В1 и как результат – его дефицит, ведущий к нарушению деятельности центральной нервной системы. Не стоит забывать и про кариес.

При увеличении биосинтеза холестерина с увели­чением жирообразования понижаются защитные свойства организма, увеличивается риск различных заболеваний (в том числе ожирения).

Овощи и фрукты являются поставщиком углево­дов, витаминов и микроэлементов, органических ки­слот и пектиновых веществ, выводят токсины. Их недостаток может привести к потере аппетита, на­рушению деятельности ЦНС и ЖКТ, снижению ра­ботоспособности и иммунитета у детей.

При анализе рациона питания у школьников вы­явилось несоблюдение оптимальных соотношений между основными ингредиентами пищи, избыток рафинированных продуктов, животных жиров, де­фицит растительных масел и фосфолипидов, клет­чатки, антиоксидантов, нарушение в соотношении минеральных элементов.

Исследования по анализу состояния питания учащихся 4–11 классов школ г. Кемерово, студентов строительного колледжа в возрасте 18–20 лет, уче­ников школы с. Беково Беловского района Кемеров­ской области позволили представить продуктовые предпочтения учащихся (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Продуктовые предпочтения учащихся, г/день

 

Данные рис. 3 показывают, что в рационе пита­ния старших школьников и молодежи присутствуют в большом количестве различные напитки и такие продукты, как молочные, хлебобулочные и колбас­ные изделия. Почти отсутствуют рыбные продукты, овощи, масло.

Произведен обобщенный расчет отклонения фак­тического питания школьников и студентов от адек­ватного в процентах по нутриентам: белок, холесте­рин, пищевые волокна, натрий, кальций, магний, же­лезо, витамины А, В1, В2, В3, С, общий жир, НЖК, ПНЖК, n-6 ПНЖК, n-3 ПНЖК, сахар, общие угле­воды. Результаты представлены на рис. 4.

 

 

Рис. 4. Отклонение фактического питания от адекват­ного: 1 – белок; 2 – холестерин; 3 – пищевые волокна;        4 – натрий; 5 – Ca; 6 – магний; 7 – Fe; 8 – A; 9 – B1;           10 – B2; 11 – ниацин; 12 – C; 13 – общий жир; 14 – НЖК; 15 – ПЖК; 16 – n-6 ПНЖК; 17 – n-3 ПНЖК; 18 – сахар;     19 – углеводы

 

Из рис. 4 видно, что в рационе питания Mg, Fe, витамина С, жиров НЖК и сахаров избыток и недос­таток всех остальных веществ.

Витамин С важен для роста и восстановления клеток тканей, кровеносных сосудов, костей и зубов, ускоряет выздоровление. При достаточном поступ­лении витамина С увеличивается устойчивость к ин­фекциям, обострениям хронических заболеваний, уменьшаются эффекты воздействия аллергенов самой разной природы.

Избыток насыщенных жирных кислот приводит к ожирению, увеличению в крови холестерина, повы­шению артериального давления, заболеваниям пе­чени и почек.

Недостаток ПНЖК в рационе может вызвать су­хость и шелушение кожи, замедление роста, наруше­ние развития головного мозга и зрения, снижение функций печени и почек, ослабление иммунитета, повышение склонности к инфекциям.

Проведенные исследования позволили сделать вывод, что питание подрастающего поколения не сбалансировано по основным пищевым веществам, витаминам и макро- и микроэлементам.

Отклонение от нормы по белку среди учащихся: 7–10 лет – 44 %, 11–12 лет – 41 %, 13–15 лет – 49 %, 16–17 лет – 23 %, 18–20 лет – 32 %; потребление жи­ров в избытке среди учащихся: 7–10 лет – 63 %,    11–12 лет – 99 %, 13–15 лет – 108 %, 16–17 лет –    128 %, 18–20 лет – 65 %; недостаток потребления пищевых волокон у школьников: 7–10 лет – 85 %, 11–12 лет – 80 %, 13–15, 16–17 лет – 59–60 %,         18–20 лет – 68 %; отклонение от нормы потребления калия у детей и подростков: 7–10 лет – 51 %,          11–12 лет – 42 %, 13–15 лет – 37 %, 16–17 лет – 9 %, 18–20 лет – 33 %; недос­таток кальция у учащихся   7–10 и 11–12 лет нахо­дится в пределах 65–74 %,     13–15 и 16–17, 18–20 лет – 43–48 %; железа ниже нормы у 20–40 %; недоста­ток витамина А: 7–10 и 11–12 лет  находится  в  пределах  66–71 %,  13–15 и

 

16–17, 18–20 лет – 43–49 %; витаминов группы В    (В1, В2) ниже нормы у детей 7–10 лет – 66–61 %,    11–12 лет – 50–58 %, 13–15 лет – 42–34 %, 16–17 лет – 35–39 %, 18–20 лет – 36–37 %; витамин РР ниже нормы на 61 % среди 7–10 лет, на 56 % – 11–12 лет, на 43 % – 13–15 лет и 34 % – 16–17 и 18–20 лет; витамин С в преде­лах 43–55 % среди учащихся 7–10, 11–12, 13–15 и 18–20 лет, 27 % – 16–17 лет.

Примером научных разработок в данном направ­лении являются БАД к пище «Новалит», «Литоспорт с клюквой», разработанные ЗАО НПФ «Новь».

БАД «Новалит» ТУ 9197-034-16925875-03 со­стоит из смородины сублимированной сушки 50 % и природного цеолита Холинского месторождения –   50 %.

БАД «Литоспорт с клюквой» ТУ 9197-016-16925875-05 состоит из клюквы сублимированной сушки 33 % и природного цеолита Холинского место­рождения – 67 %, который обладает сорбционными, ионообменными, каталитическими свойствами.

В сублимированных продуктах сохраняются практически полностью витамины и другие полез­ные вещества.

Смородина считается кладезем полезных веществ и витаминов, так как в ней содержатся витамины В, Р, Е, К, А, пектины, сахара, фосфорная кислота, ду­бильные вещества, эфирное масло, соли фосфора, железа и калия. По содержанию аскорбиновой ки­слоты смородина занимает одно из первых мест, ус­тупая лишь цитрусовым и шиповнику [9].

Клюква обладает укрепляющим действием на ор­ганизм, нормализует обмен веществ, понижает уро­вень протромбина в крови. В ее ягодах содержится большое количество витамина С и пектиновых ве­ществ, которые способствуют выведению из орга­низма тяжелых и радиоактивных металлов. В состав клюквы входят микроэлементы и витамины, органи­ческие кислоты (лимонная, бензойная и др.), сахара и минеральные вещества (К, P, Na, Fe, Mn, Al, Zn), также обладает лечебными стоматологическими свойствами, оказывает противовоспалительное, ра­нозаживляющее и антирадиационное действие [9].

Природный цеолит обладает уникальными свой­ствами селективного ионного обмена: поставляет в организм все недостающие микро-, макро-, ультра­микроэлементы, также способен удалять из орга­низма избыток и восстанавливать содержание лю­бого микро-, макроэлемента. Пористая микро­структура цеолита и его способность к ионообмену позволяют избирательно выводить из организма вредные мик­роорганизмы, токсичные вещества (нитраты, нит­риты).

БАДы к пище «Новалит» и «Литоспорт с клюк­вой» рекомендовано использовать для улучшения качества питания, профилактики различных заболе­ваний, в том числе связанных с нарушениями статуса питания; их употребление оказывает благоприятное воздействие на функциональное состояние, иммуно­резистентность организма, на обменные процессы при повышенной утомляемости, сниженной работо­способности и стрессах [10].

 

 

Выводы

Представлен анализ индивидуального, фактиче­ского состояния питания школьников и студентов Кемеровской области.

Дана сравнительная оценка фактического пита­ния с нормами потребления по содержанию основ­ных пищевых нутриентов и биологически активных веществ.

Обосновано применение БАД «Новалит» и «Ли­тоспорт с клюквой», в состав которых входят при­родные цеолиты, уникальные свойства которых по­зволят скорректировать рацион питания школьников и студентов по основным нутриентам, тем самым окажут организму ряд положительных оздорови­тельных эффектов (повышение стрессоустойчивости; выведение из организма радионуклидов, тяжелых металлов; нормализация липидного, белкового, угле­водного обменных процессов; оптимизация функции эндокринной системы и работы ферментов; стиму­ляция регенераторных процессов).

 

Список литературы

1. www.rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=497

2. www.aif.ru/health/news/34550

3. Скурихин, И.М. Химический состав пищевых продуктов / И.М. Скурихин. - М.: Агропромиздат, 1987. - Т. 1. - 224 с.

4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.

5. Княжев, В.А. Правильное питание. Биодобавки, которые вам необходимы / В.А. Княжев, Б.П. Суханов, В.А. Ту-тельян. - М.: Гэотар медицина, 1998. - 208 с.

6. Пилат, Т.Л. Биологические добавки к пище / Т.Л. Пилат, А.А. Иванов. - М., 2002. - 710 с.

7. www.bestpravo.ru/rossijskoje/ys-gosudarstvo/n3a.htm

8. http://kuzinfo.ru/index.php/news/medicine/6192-2011-05-31-09-24-23

9. www.inmoment.ru

10. Хорунжина, С.И. Механизм реализации единой концепции мониторинга питания на территории Кузбасса / С.И. Хорунжина, Е.А. Вагайцева // Диетология: проблемы и горизонты: материалы I Всероссийского съезда диетологов и нутрициологов. - М., 2006. - С. 118-119.


Войти или Создать
* Забыли пароль?