THE INFLUENCE OF NUTRITION ON THE HEALTH OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS OF THE KEMEROVO REGION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The analysis of nutrition of schoolchildren and students of the Kemerovo region is presented in the article. On the results of the conducted analysis, the actual individual nutrition is estimated according to the content of the basic nutri-ents, and biologically active substances. The influence of nutrition on the health of the younger generation has been shown. To provide the schoolchildren’s bodies with necessary nutrients the way of correcting their diets by introducing biologically active additives has been offered.

Keywords:
Malnutrition, schoolchildren, students, BAS, vitamin C, zeolite.
Text
Text (PDF): Read Download

Введение

В настоящее время питание школьников рассмат­ривается не только как способ насыщения и источ­ник энергии, но и как средство профилактики забо­леваний.

Несбалансированное питание служит одной из причин развития у школьников и студентов хрониче­ских заболеваний (костно-мышечной и эндокринной систем, глаз, органов пищеварения), инфекционных болезней и отравлений [1].

Вопросы здорового питания в рамках учебного заведения, где дети проводят большую часть вре­мени, являются актуальными. Проблему организации рационального питания учащихся можно рассматри­вать по двум направлениям: первое – формирование культуры здорового питания, т.е. приобретение детьми и подростками минимальных знаний о пра­вильном пищевом поведении; второе – расширение ассортимента доступных продуктов с функциональ­ными свойствами, обогащенных микро- и макронут­риентами, пробиотиками и другими жизненно необ­ходимыми компонентами [2].

Рацион питания школьников должен содержать более 60 различных нутриентов, состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25 и 35 % суточной потреб­ности в еде соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55–60 % рекомендуемых суточных фи­зиологических норм потребности [3].

Одним из способов решения проблемы сбаланси­рованного питания является разработка методов кор­рекции рационов питания для школьников.

Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 была утверждена Доктрина про­довольственной безопасности Российской Федерации, которая предполагает: развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биоло­гической оценке безопасности новых источников пищи и ингредиентов; внедрение инновационных технологий, включающих био- и нанотехнологии, технологии органического производства пищевых продуктов и продовольственного сырья, наращивания производства новых обогащенных, диетических и функциональных пищевых продуктов; разработку для детского населения программ по проблемам здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни; разработку нормативов питания и реализации мер по его поддержке [4].

Эффективным путем обеспечения организма школьников необходимыми нутриентами является дополнительное обогащение ими продуктов питания. Одним из направлений в формировании политики полноценного питания является введение в рацион биологически активных пищевых добавок (БАД), ко­торые позволяют восполнить организм необходи­мыми витаминами, минеральными веществами, мик­роэлементами и растительными волокнами. При ежедневном применении они оказывают регули­рующее действие на организм подрастающего поко­ления в целом, а также на определенные органы, функции, системы [5].

БАДы содержат регулированные дозы веществ, необходимых для поддержания нормальной жизне­деятельности и повышения неспецифической рези­стентности организма, средства для сопутствующей и вспомогательной терапии при различных заболева­ниях; наряду со специализированными продуктами питания являются наиболее эффектив­ным способом устранения дефицита витаминов, но при условии со­держания биологических веществ в дозах, соответст­вующих физиологическим потреб­ностям человека [6].

Дети школьного возраста интенсивно растут, подвергаются стрессовым воздействиям, высоким физическим (кружки, секции, занятия спортом) и ум­ственным нагрузкам. Также современные школьники достаточно большое количество времени проводят за персональными компьютерами. При учебных и фи­зических нагрузках возрастает потребность в вита­минах и микроэлементах, дефицит которых ведет к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания, риску заболеваемости детей.

Кроме того, подрастающее поколение подвер­жено влиянию вредных привычек, таких как, напри­мер, табакокурение. По данным центра мониторинга вредных привычек Минздрава России [7], среди де­тей и подростков отмечается увеличение числа ку­рящих мальчиков и девочек по мере перехода в старшие классы. Курение относится к одному из аг­рессивных факторов риска, приводящих к развитию болезней, в первую очередь органов дыхания, арте­риальной гипертонии и ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка, разнообразной группы эндокринологических заболеваний и многих других. Известно, что одна выкуренная сигарета раз­рушает в организме 25 мг витамина С [8].

Целью данной работы явилась оценка структуры питания на состояние здоровья школьников и сту­дентов Кемеровской области.

 

Материалы и методы

Материалами исследования стали результаты оценки индивидуального фактического состояния питания учеников средних школ г. Кемерово, села Беково Беловского района Кемеровской области       (с 1 по 11 классы), студентов Кемеровского кол­леджа строительства и эксплуатации зданий в коли­честве 1100 человек.

Для обработки информации индивидуального пи­тания учащихся среди детей 1–3 классов провели ан­кетирование, в 4–11 классах и колледже был исполь­зован компьютеризированный метод частотного анализа питания, разработанный ГУ НИИ питания РАМН, утвержденный и рекомендованный к приме­нению в 2004 году научным советом по медицин­ским проблемам питания РАМН и Минздравсоцраз­вития. Эта программа позволяет достоверно оценить статус питания различных групп населения за месяц, выявить соответствие энергозатрат, собственного обмена и энергии, поступающей с пищей, выявить адекватность сбалансированности питания в число­вых значениях, в процентных отношениях, возмож­ность коррекции рациона питания.

Данные по содержанию основных пищевых ве­ществ (белков, жиров, углеводов), микро- и макро­элементов, биологически активных веществ в ра­ционе питания детей, подростков и молодежи срав­нивали с нормативами МР 2.3.1.2432-08 «Нормы фи­зиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Россий­ской Федерации», утвержденными Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека в 2011 году.

 

Результаты и их обсуждение

На первоначальном этапе в программу были вве­дены показатели антропометрических данных (вес, рост, обхват талии/обхват бедер), пол, возраст школьников, участвующих в исследовании.

На основании этих данных программой рассчи­тывается индекс массы тела. Пример расчета одного из участников исследований представлен в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Антропометрические показатели

и индекс массы тела участника исследования

 

Шадеева Евгения Сергеевна, 17 лет

Антропометрия:

Рост, см

166

Обхват

бедер, см

94

Масса тела, кг

51

Индекс массы тела, кг/м2

18,51

норма

Окружность

талии, см

68

Индекс

физической активности

1,5

низкий

 

Далее в результатах будут приведены расчетные данные этой же ученицы.

На следующем этапе с помощью специального атласа пищевых продуктов, введенного в качестве иллюстративного материала в программу, вводятся данные по частоте потребления того или иного про­дукта каждым участником исследования. Программа позволяет вести исследование уровня потребления по следующим группам продуктов: хлебобулочные изделия, каши/макароны, овощи, фрукты, кондитерские изделия, масла/жиры, мясные продукты, рыба/морепродукты, молочные продукты, напитки (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Пример введения данных по потреблению от­дельных продуктов питания

 

Программа формирует для каждого участника ис­следования отчет «Оценка состояния питания по профилю потребления пищевых продуктов» и вы­дает сведения для сравнения индивидуального фак­тического питания со стандартом (на 2100 ккал/сут) (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Оценка состояния питания по профилю по­требления продуктов

 

Как видно из диаграммы, в рационе школьницы в избытке продукты, содержащие углеводы и жиры, и в недостатке – содержащие белки.

На основании расчетов соотношений потребле­ния пищевых продуктов и пищевых веществ компь­ютерным методом оценивается риск развития забо­леваний у школьницы, которые обусловлены нару­шениями питания (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Риск развития заболеваний у школьницы

 

Заболевание

Степень риска

Ожирение

Высокий

Диабет II типа

Высокий

Сердечно-сосудистые

Высокий

Остеопороз

Низкий

Гиповитаминоз С

Низкий

Гиповитаминоз В

Низкий

Полигиповитаминоз

н/о

Недостаточность питания

Средний

 

Таким образом, использование данной про­граммы для оценки индивидуального фактического питания позволяет не только рассчитать сбалансиро­ванность питания и возможность коррекции как по видам продуктов питания, так и по списку основных нутриентов, но и оценить риск развития заболеваний молодежи, обусловленных нарушением питания.

В целом проведенные исследования показали, что еда школьников состоит из большого количества углеводов (сахаров), жиров животного происхождения, наблюдается дефицит овощей, фруктов и ягод. В рационе питания присутствуют следующие продукты: колбасные изделия, котлеты, макароны, соки и сладкие газированные напитки, сырки глазированные, шоколад, конфеты, чипсы, пельмени, какао с молоком, фрукты, сгущенное молоко и др.

Хорошо известно, что любая недостаточность пи­тания, особенно белковая и витаминная, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях привести к серьезным и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани.

 

 

Избыток сахаров в организме приводит к задержке воды (может отмечаться отечность), повышается расход витамина В1 и как результат – его дефицит, ведущий к нарушению деятельности центральной нервной системы. Не стоит забывать и про кариес.

При увеличении биосинтеза холестерина с увели­чением жирообразования понижаются защитные свойства организма, увеличивается риск различных заболеваний (в том числе ожирения).

Овощи и фрукты являются поставщиком углево­дов, витаминов и микроэлементов, органических ки­слот и пектиновых веществ, выводят токсины. Их недостаток может привести к потере аппетита, на­рушению деятельности ЦНС и ЖКТ, снижению ра­ботоспособности и иммунитета у детей.

При анализе рациона питания у школьников вы­явилось несоблюдение оптимальных соотношений между основными ингредиентами пищи, избыток рафинированных продуктов, животных жиров, де­фицит растительных масел и фосфолипидов, клет­чатки, антиоксидантов, нарушение в соотношении минеральных элементов.

Исследования по анализу состояния питания учащихся 4–11 классов школ г. Кемерово, студентов строительного колледжа в возрасте 18–20 лет, уче­ников школы с. Беково Беловского района Кемеров­ской области позволили представить продуктовые предпочтения учащихся (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Продуктовые предпочтения учащихся, г/день

 

Данные рис. 3 показывают, что в рационе пита­ния старших школьников и молодежи присутствуют в большом количестве различные напитки и такие продукты, как молочные, хлебобулочные и колбас­ные изделия. Почти отсутствуют рыбные продукты, овощи, масло.

Произведен обобщенный расчет отклонения фак­тического питания школьников и студентов от адек­ватного в процентах по нутриентам: белок, холесте­рин, пищевые волокна, натрий, кальций, магний, же­лезо, витамины А, В1, В2, В3, С, общий жир, НЖК, ПНЖК, n-6 ПНЖК, n-3 ПНЖК, сахар, общие угле­воды. Результаты представлены на рис. 4.

 

 

Рис. 4. Отклонение фактического питания от адекват­ного: 1 – белок; 2 – холестерин; 3 – пищевые волокна;        4 – натрий; 5 – Ca; 6 – магний; 7 – Fe; 8 – A; 9 – B1;           10 – B2; 11 – ниацин; 12 – C; 13 – общий жир; 14 – НЖК; 15 – ПЖК; 16 – n-6 ПНЖК; 17 – n-3 ПНЖК; 18 – сахар;     19 – углеводы

 

Из рис. 4 видно, что в рационе питания Mg, Fe, витамина С, жиров НЖК и сахаров избыток и недос­таток всех остальных веществ.

Витамин С важен для роста и восстановления клеток тканей, кровеносных сосудов, костей и зубов, ускоряет выздоровление. При достаточном поступ­лении витамина С увеличивается устойчивость к ин­фекциям, обострениям хронических заболеваний, уменьшаются эффекты воздействия аллергенов самой разной природы.

Избыток насыщенных жирных кислот приводит к ожирению, увеличению в крови холестерина, повы­шению артериального давления, заболеваниям пе­чени и почек.

Недостаток ПНЖК в рационе может вызвать су­хость и шелушение кожи, замедление роста, наруше­ние развития головного мозга и зрения, снижение функций печени и почек, ослабление иммунитета, повышение склонности к инфекциям.

Проведенные исследования позволили сделать вывод, что питание подрастающего поколения не сбалансировано по основным пищевым веществам, витаминам и макро- и микроэлементам.

Отклонение от нормы по белку среди учащихся: 7–10 лет – 44 %, 11–12 лет – 41 %, 13–15 лет – 49 %, 16–17 лет – 23 %, 18–20 лет – 32 %; потребление жи­ров в избытке среди учащихся: 7–10 лет – 63 %,    11–12 лет – 99 %, 13–15 лет – 108 %, 16–17 лет –    128 %, 18–20 лет – 65 %; недостаток потребления пищевых волокон у школьников: 7–10 лет – 85 %, 11–12 лет – 80 %, 13–15, 16–17 лет – 59–60 %,         18–20 лет – 68 %; отклонение от нормы потребления калия у детей и подростков: 7–10 лет – 51 %,          11–12 лет – 42 %, 13–15 лет – 37 %, 16–17 лет – 9 %, 18–20 лет – 33 %; недос­таток кальция у учащихся   7–10 и 11–12 лет нахо­дится в пределах 65–74 %,     13–15 и 16–17, 18–20 лет – 43–48 %; железа ниже нормы у 20–40 %; недоста­ток витамина А: 7–10 и 11–12 лет  находится  в  пределах  66–71 %,  13–15 и

 

16–17, 18–20 лет – 43–49 %; витаминов группы В    (В1, В2) ниже нормы у детей 7–10 лет – 66–61 %,    11–12 лет – 50–58 %, 13–15 лет – 42–34 %, 16–17 лет – 35–39 %, 18–20 лет – 36–37 %; витамин РР ниже нормы на 61 % среди 7–10 лет, на 56 % – 11–12 лет, на 43 % – 13–15 лет и 34 % – 16–17 и 18–20 лет; витамин С в преде­лах 43–55 % среди учащихся 7–10, 11–12, 13–15 и 18–20 лет, 27 % – 16–17 лет.

Примером научных разработок в данном направ­лении являются БАД к пище «Новалит», «Литоспорт с клюквой», разработанные ЗАО НПФ «Новь».

БАД «Новалит» ТУ 9197-034-16925875-03 со­стоит из смородины сублимированной сушки 50 % и природного цеолита Холинского месторождения –   50 %.

БАД «Литоспорт с клюквой» ТУ 9197-016-16925875-05 состоит из клюквы сублимированной сушки 33 % и природного цеолита Холинского место­рождения – 67 %, который обладает сорбционными, ионообменными, каталитическими свойствами.

В сублимированных продуктах сохраняются практически полностью витамины и другие полез­ные вещества.

Смородина считается кладезем полезных веществ и витаминов, так как в ней содержатся витамины В, Р, Е, К, А, пектины, сахара, фосфорная кислота, ду­бильные вещества, эфирное масло, соли фосфора, железа и калия. По содержанию аскорбиновой ки­слоты смородина занимает одно из первых мест, ус­тупая лишь цитрусовым и шиповнику [9].

Клюква обладает укрепляющим действием на ор­ганизм, нормализует обмен веществ, понижает уро­вень протромбина в крови. В ее ягодах содержится большое количество витамина С и пектиновых ве­ществ, которые способствуют выведению из орга­низма тяжелых и радиоактивных металлов. В состав клюквы входят микроэлементы и витамины, органи­ческие кислоты (лимонная, бензойная и др.), сахара и минеральные вещества (К, P, Na, Fe, Mn, Al, Zn), также обладает лечебными стоматологическими свойствами, оказывает противовоспалительное, ра­нозаживляющее и антирадиационное действие [9].

Природный цеолит обладает уникальными свой­ствами селективного ионного обмена: поставляет в организм все недостающие микро-, макро-, ультра­микроэлементы, также способен удалять из орга­низма избыток и восстанавливать содержание лю­бого микро-, макроэлемента. Пористая микро­структура цеолита и его способность к ионообмену позволяют избирательно выводить из организма вредные мик­роорганизмы, токсичные вещества (нитраты, нит­риты).

БАДы к пище «Новалит» и «Литоспорт с клюк­вой» рекомендовано использовать для улучшения качества питания, профилактики различных заболе­ваний, в том числе связанных с нарушениями статуса питания; их употребление оказывает благоприятное воздействие на функциональное состояние, иммуно­резистентность организма, на обменные процессы при повышенной утомляемости, сниженной работо­способности и стрессах [10].

 

 

Выводы

Представлен анализ индивидуального, фактиче­ского состояния питания школьников и студентов Кемеровской области.

Дана сравнительная оценка фактического пита­ния с нормами потребления по содержанию основ­ных пищевых нутриентов и биологически активных веществ.

Обосновано применение БАД «Новалит» и «Ли­тоспорт с клюквой», в состав которых входят при­родные цеолиты, уникальные свойства которых по­зволят скорректировать рацион питания школьников и студентов по основным нутриентам, тем самым окажут организму ряд положительных оздорови­тельных эффектов (повышение стрессоустойчивости; выведение из организма радионуклидов, тяжелых металлов; нормализация липидного, белкового, угле­водного обменных процессов; оптимизация функции эндокринной системы и работы ферментов; стиму­ляция регенераторных процессов).

 

References

1. www.rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=497

2. www.aif.ru/health/news/34550

3. Skurihin, I.M. Himicheskiy sostav pischevyh produktov / I.M. Skurihin. - M.: Agropromizdat, 1987. - T. 1. - 224 s.

4. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 30 yanvarya 2010 g. № 120.

5. Knyazhev, V.A. Pravil'noe pitanie. Biodobavki, kotorye vam neobhodimy / V.A. Knyazhev, B.P. Suhanov, V.A. Tu-tel'yan. - M.: Geotar medicina, 1998. - 208 s.

6. Pilat, T.L. Biologicheskie dobavki k pische / T.L. Pilat, A.A. Ivanov. - M., 2002. - 710 s.

7. www.bestpravo.ru/rossijskoje/ys-gosudarstvo/n3a.htm

8. http://kuzinfo.ru/index.php/news/medicine/6192-2011-05-31-09-24-23

9. www.inmoment.ru

10. Horunzhina, S.I. Mehanizm realizacii edinoy koncepcii monitoringa pitaniya na territorii Kuzbassa / S.I. Horunzhina, E.A. Vagayceva // Dietologiya: problemy i gorizonty: materialy I Vserossiyskogo s'ezda dietologov i nutriciologov. - M., 2006. - S. 118-119.


Login or Create
* Forgot password?