Новокузнецк, Россия
Кемерово, Россия
Введение. В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения некоторых избранных подходов и обобщений педагогических оснований формирования культуры самостоятельной работы студента – будущего инженера-строителя. Учитывая специфику подготовки к профессиональной деятельности инженера-строителя, связанную с чрезвычайной ответственностью за её результативность в конечном счете, просматривается интегративность личных качеств будущего специалиста и его профессионализма. Методологической основой данного исследования определено положение теории деятельности, в соответствии с которой усвоение социального опыта осуществляется в результате активной деятельности субъекта и на которую опирается контекстное обучение. Результаты. На основании рассмотрения многочисленных исследований специалистов-педагогов, посвященных изучению самостоятельной работы студентов в различных аспектах деятельности, собственных наблюдений и экспериментов, отмечается, что по многим причинам – прежде всего из-за особенностей организации обучения в общеобразовательной школе – студенты демонстрируют слабую готовность к независимой учебной деятельности. Наши данные показывают, что студенты, особенно на первых периодах обучения, не имеют представления об эффективном планировании действий, необходимых для достижения конечной цели при решении конкретных задач, ранжировании задач по приоритетности (поиск выхода из проблемной ситуации) и временному фактору (бюджету времени), а также самоорганизации и коммуникативных навыков инженера-строителя. Это свидетельствует о низком уровне культуры самостоятельной работы студентов и у обучающихся, и в образовательных организациях. Исходя из этого нами рассмотрены некоторые педагогические основания, способствующие формированию культуры самостоятельной работы студентов, в которые заложены педагогические технологии, базирующиеся на теории деятельности, в частности проектное и проблемное обучение, методы конкретных ситуаций, деловые игры и т. д. Заключение. Указанные выше педагогические технологические приемы, на наш взгляд, представляют особую ценность в современном образовательном процессе студентов – будущих инженеров-строителей, владеющих культурой самостоятельной работы, предполагающем осознание ответственности студентами как за собственную самостоятельную учебную деятельность, так и за формирование качеств, необходимых для достижения успешности в будущей профессиональной карьере.
бюджет времени, контекстное обучение, внутрипредметные связи, межпредметные связи, эвристические методы самостоятельной работы студентов, организационно-педагогические условия, организационно-педагогические основания, педагогические технологии
1. Рыскулова М. Н. Тенденция становления самостоятельной работы студентов технического вуза // Человек и образование. 2012. № 2. С. 105-109.
2. Невзоров Б. П., Рябых С. М. Учим учиться // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 49-52.
3. Коноплянский Д. А., Невзоров Б. П. Педагогическая стратегия формирования конкурентоспособности выпускника вуза. М.: Спутник+, 2016. 251 с.
4. Турбина Н. Е. Педагогические условия организации самостоятельной деятельности студентов в образовательном процессе университета: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2011. 261 с.
5. Мещерякова Е. В., Ольферович А. Б., Усевич В. А. Направление развития самостоятельной работы студентов // Труды БГУ. № 8. Учебно-методическая работа. 2015. № 8. С. 141-144.
6. Леонтьев А. Н. Философия психологии. Из научного наследия / под ред. A. A. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1994. 228 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
8. Вербицкий А. А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4. С. 8-13.
9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
10. Артемова Ю. В. Формирование конкурентоспособности будущего журналиста в образовательном процессе университета: автореф. дис. канд. пед. наук. Елец, 2012. 22 с.
11. Шингарёва М. В. Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации ФГОС ВПО // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2015. № 4. С. 24-29.
12. Рудина Т. В. Организация самостоятельной работы студентов бакалавриата вузов на основе познавательно-деятельностной матрицы: дис. канд. пед. наук. Самара, 2012. 213 с.
13. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования. М.: МГПУ, 2017. 248 с.
14. Власенко А. А., Соболева Н. В., Соболев С. В., Марженаков М. В. Компетентностный подход к совершенствованию самостоятельной работы студентов // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-10. С. 2298-2302.
15. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 1. С. 27-29.
16. Основы педагогики и психологии в высшей школе / ред. А. В. Петровский. М.: МГУ, 1986. 303 с.
17. Рубаник А. Н., Большакова Г. И., Тельных Н. В. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 120-124.
18. Зубарева Т. А., Мальковец Н. В. Создание сети взаимодействия вуза с партнерами для освоения проектной составляющей в профессии // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 1. С. 15-21.
19. Хван В., Хоровитт Г. Тропический лес. Секрет создания следующей Силиконовой долины. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2012. 332 с.
20. Исакова Т. Б. Проектирование технологии организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2015. № 2(18). С. 97-105.
21. Клещева И. В. Оценка эффективности научно-исследовательской деятельности студентов. СПб: НИУ ИТМО, 2014. 91 с.
22. Исакова Т. Б., Галагузова М. А. Критерии оценки эффективности организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2015. № 4(19). С. 84-91.
23. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
24. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. М.: Профиздат, 1991. 156 с.
25. Современные образовательные технологии / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.