Кемерово, Кемеровская область, Россия
Монография содержит рабочие материалы для разработки комплексного плана развития высшего образования в регионах России на примере Кузбасса. Представлен алгоритм проведения работ и примерный перечень характеристик для осуществления стратегического выбора, что сокращает время рабочих групп на поиск внешней информации при формировании и обосновании рабочих гипотез, создании прототипов и рабочих моделей, подборе примеров успешной практики и образцов стратегических решений конкретных организаций, формировании видения будущего развития образовательных сегментов и технологий, подготовке докладов и выступлений. Для облегчения принятия управленческих решений представлены данные маркетинговых, социологических, аналитических исследований, статистика, обработка данных экспертных интервью и новостных сообщений, результаты изучения рабочих материалов и сайтов образовательных учреждений, электронных платформ, конференций, научных статей и другие материалы. Монография предназначена для рабочих групп, разрабатывающих региональные стратегии развития высшего образования, инвестиционные проекты / бизнес-планы создания и реорганизации крупных образовательных организаций, подготовлена с целью обеспечения агрегированными данными.
Высшее образование, рынок образования, цифровизация, экспорт образования
1. Фуллер, С. В чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства (пер. с англ. С. Филоновича) / С. Фуллер // Вопросы образования. - 2005. - № 2. - C. 50-76.
2. Фуллер, С. Университет: социальная технология для производства универсального знания / С. Фуллер // Прогнозис. Журнал о будущем. - 2005 (а). - № 2(3). - С. 281-298.
3. Кларк, Б. Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе / перевод с английского А. Смирнова / Б. Р. Кларк. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 360 с.
4. Кларк, Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / перевод с английского А. Смирнова / Б. Р. Кларк. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011 (а). - 240 с.
5. Бок, Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования / перевод с английского С. Я. Карп, редактор перевода Д. А. Александров / Д. Бок. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 277 с.
6. Ортега-и-Гассет, X. Миссия университета / X. Ортега-и-Гассет; перевод с испанского М. Н. Голубевой; редактор перевода А. М. Корбут ; под общей редакцией М. А. Гусаковского. - Минск: БГУ, 2005. - 104 с.
7. Beynaghi A., Trencher G., Moztarzadeh F., Mozafari M., Maknoon R., Leal Filho W. Future sustainability scenarios for universities: moving beyond the United Nations Decade of Education for Sustainable Development. In: Journal of Cleaner Production [serial online]. - January 23, 2016. - 15 p.
8. Ciro A. The Rapid Expansion of Higher Education in the New Century. World Bank eLibrary, 2017. - 47 p.
9. Haimovich F. Equity, Quality, and Variety of Higher Education. World Bank eLibrary, 2017. - 77 p.
10. European, Parliament, Services Directorate-General for Parliamentary Research, and Katsarova Ivana. Higher education in the EU: Approaches, issues and trends: in-depth analysis. EU Bookshop, 2015. - 82 p.
11. Zajda, Joseph, and Val Rust. Globalisation and Higher Education Reforms. - Switzerland: Springer, 2016. - 212 p.
12. Фрумин, И. Д. Типологизация региональных систем высшего образования в России / И. Д. Фрумин, О. В. Лешуков // Федеральный справочник. Образование в России Т. 11. - Москва: Центр стратегических программ, 2016.
13. Фрумин, И. Д. Экосистемы образования: с уважением к сложности // Практики развития: новые отношения в образовании, их реализация и возможности управления / И. Д. Фрумин, С. Г. Косарецкий, О. В. Лешуков. - Красноярск: Институт психологии практик развития, 2016 (a). - С. 22-31.
14. Froumin, I. The Soviet Flagship University Model and Its Contemporary Transition, in: The New Flagship University: Changing the Paradigm from Global Ranking to National Relevancy / I. Froumin, O. Leshukov. - London: Palgrave Macmillan, 2016. - P. 173-190.
15. Froumin, I. National-Regional Relationships in Federal Higher Education Systems: The case of Russian Federation / I. Froumin, O. Leshukov // Higher education forum Hiroshima University. - 2015. - No. 12. - P. 77-94.
16. Лешуков, О. В. Флагманские вузы: от советского опыта к поиску новой модели / О. В. Лешуков, И. Д. Фрумин // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. Т. 21. - № 4. - С. 22-29.
17. Лешуков, О. В., Лисюткин М. А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы / О. В. Лешуков, М. А. Лисюткин // Университетское управление: практика и анализ. - 2015. - № 6. - С. 29-40.
18. Leshukov, O. The Efficiency of Regional Higher Education Systems and Competition in Russia / O. Leshukov, D. Platonova, D. Semyonov // Экономика региона. - 2016. - No. 2. - P. 417-426.
19. Абанкина, И. Место вузов в новой экономике: стратегии и угрозы / И. Абанкина, Т. Абанкина // Отечественные записки. 2013. - № 4(55). - С. 171-180.
20. Filonovich, S. R. The Transformation of the Russian System of Higher Education, in Russia and Globalization: Identity, Security, and Society in an Era of Change / S. R. Filonovich, G. N. Konstantinov. - Baltimore: The John Hopkins University Press, 2008. - P. 139-152.
21. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / О. В. Лешуков, Д. Г. Евсеева, А. Д. Громов, Д. П. Платонова. - Москва: НИУ ВШЭ, 2017. - 30 с. (Современная аналитика образования. - № 3(11)).
22. Egorov, A. The Role of Universities in Economic Development of Russian Regions / A. Egorov, O. Leshukov, A. Gromov // NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". - 2017. - No. 41.
23. Лешуков, О. В. Высшие учебные заведения в социально-экономическом пространстве / О. В. Лешуков, Л. В. Борисова // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 12. - С. 34-40.
24. Leshukov O., Yevseyeva D., Gromov A., Platonova D. Assessment of the Contribution of Regional Higher Education Systems to the Socio-Economic Development of the Russian Regions. Russian Education & Society [serial online]. January 2017; 59(1/2):68-93. Available from: Academic Search Premier, Ipswich, MA. Accessed January 3, 2018 // Russian Education and Society. 2017. - No. 59. - P. 68-93.
25. Белоцерковский, А. В. Вузы как генераторы регионального развития / А. В. Белоцерковский // Высшее образование в России. - 2015. - № 1. С. 5-10.
26. Абанкина, И. В. Оценка результативности университетов с помощью оболочечного анализа данных / И. В. Абанкина, Ф. Т. Алескеров, В. Ю. Белоусова, К. В. Зиньковский, В. В. Петрущенко // Вопросы образования. - 2013 (2). - № 2. - С. 15-48.
27. OECD (2013). Higher Education in Regional and City Development: Wroclaw, Poland. OECD iLibrary. - 42 p.
28. OECD (2013 a). Higher Education in Regional and City Development: Basque Country, Spain. OECD iLibrary. - 33 p.
29. OECD (2013 b). Higher Education in Regional and City Development: Sonora, Mexico. OECD iLibrary. - 51 p.
30. Уроки международного опыта слияний университетов / К. Р. Романенко, Д. В. Козлов, О. В. Лешуков [и др.] - Москва: НИУ ВШЭ, 2015. - 24 с. (Серия «Современная аналитика образования». Вып. 2).
31. Грудзинский, А. О. Теоретические основы и практика организационного объединения вузов. Анализ зарубежного опыта / А. О. Грудзинский, Л. В. Ерушкина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2007. - № 5. - С. 17-24.
32. Кларк, Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций / перевод с английского Е. Стёпкиной; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, - 2011 (b). - 312 с.
33. Как будут развиваться опорные университеты. Интервью главного редактора А. Клюева с экспертами: ректором Донского государственного технического университета Б. Ч. Месхи, ректором Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева С. М. Дмитриевым и ректором Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева О. В. Пилипенко // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - № 4(110). - Т. 21. - С. 6-10.
34. Аржанова, И. В. Итоги реализации программ развития опорных университетов в 2016 г. / И. В. Аржанова, А. Б. Воров, А. В. Клягин, Э. А. Дьячкова, Д. О. Дерман // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - № 4(110). - Т. 21. - С. 11-21.
35. Овчинникова, Н. Э. Формирование опорных университетов как драйверов развития территорий / Н. Э. Овчинникова // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - № 4(110). - Т. 21. - С. 41-52.
36. Огурцова, Е. В. Показатели оценки вклада университета в инновационное развитие региона / Е. В. Огурцова, О. В. Перфильева, А. А. Фирсова // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - № 4(110). - Т. 21. - С. 53-62.
37. Суровицкая, Г. В. Сравнительная конкурентоспособность опорных университетов России / Г. В. Суровицкая // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - № 4(110). - Т. 21. - С. 63-75.
38. Дворецкий, С. И. Опорный региональный вуз экономики и социальной сферы / С. И. Дворецкий, М. Н. Краснянский, Н. В. Молоткова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 3(131). - С. 1-12.
39. Тхагапсоев, Х. Г. Региональный вуз выпадает из стратегии развития отечественного образования / Х. Г. Тхагапсоев // Высшее образование в России. - 2014. - № 2. - С. 38-42.
40. Донецкая, С. С. Анализ конкурентоспособности российских университетов в мировых рейтингах / С. С. Донецкая // Высшее образование в России. - 2014. - № 1. - С. 20-31.
41. Кузьминов, Я. И. Экспертное интервью. Как будет меняться управление университетами. Интервью главного редактора А. К. Клюева с ректором Национального исследовательского университет «Высшая школа экономики» / Я. И. Кузьминов // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - № 102(2). - С. 5-8.
42. Пушных, В. А. Геном университета / В. А. Пушных // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - № 103(3). - С. 23-31.
43. Гуслякова, Е. В. Вхождение системы высшего образования Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования: проблемы и задачи / Е. В. Гуслякова, А. Л. Демчуг, И. Г. Телешова // Высшее образование в России. - 2014. - № 10. - С. 5-9.
44. Неборский, Е. В. Модели интеграции образования, науки и бизнеса в университетах США, Европы и Японии / Е. В. Неборский // Проблемы современного образования. - 2011. - № 1. - С. 48-59.
45. Kezar, A. J. 2012, "Organizational Change in a Global, Postmodern World". In: Michael N. Bastedo (ed.), The Organization of Higher Education: Managing Colleges for a New Era. Baltimore: The John Hopkins University Press. P. 181-221.
46. Stensaker B., Valimaa J. & C. Sarrico 2012, "Introduction. How is change in higher education managed". In Stensaker, B.; Valimaa, J.; Sarrico, C. (eds.) Managing Reform in Universities. The Dynamics of Culture, Identity and Organizational Change. Basingstoke: Palgrave MacMillan. P. 1-17.
47. Kezar A. 2013, "Understanding sensemaking/sensegiving in transformational change processes from the bottom up" // Higher Education. - Vol. 65. - No. 6. - P. 761-780.
48. Cameron, K. S. 1984, "Organizational adaptation and higher education" // Journal of Higher Education. - Vol. 55. - No. 2, P. 122-144.
49. Dutton, J., & Dukerich, J. M. 1991, "Keeping an eye in the mirror: Image and identity in organizational adaptation" // Academy of Management Journal. - Vol. 34. - No. 3. - P. 517-554.
50. Clark, B. R. 1997, "Common problems and adaptive responses in the universities of the world: Organizing for change" // Higher Education Policy. - Vol. 10. - No. 3/4. P. 291-295. 16. Gornitzka 1999.
51. Sporn, B. 1999, Adaptive university structures: An analysis of adaptation to socioeconomic environments of US and European universities. London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers.18. Ramirez, Christensen 2013.
52. Gioia, D. A., Price, K. N., Hamilton, A. L. & Thomas, J. B. 2010, "Forging an identity: An insider-outsider study of processes involved in the formation of organizational identity", Administrative Science Quarterly. - Vol. 55. - No. 1. - P. 1-46.
53. Stensaker, B. 2014, "Organizational identity as a con cept for understanding university dynamics", Higher education. Published online.https://doi.org/10.1007/s10734-014-9763-821. Clark, Gioia, Ketchen, Thomas 2010: 397.
54. Norgеrd, J. D & O. Skodvin 2002, "The importance of geography and culture in mergers: A Norwegian institutional case study" // Higher Education. - Vol. 44. - No. 1. - P. 73-90.
55. Locke, W. 2007, "Higher Education Mergers: Integrating Organizational Cultures and Developing Appropriate Management Styles" // Higher Education Quarterly. - Vol. 61. - No. 1. - P. 83-102.
56. Salmi, J. 2009, The challenge of establishing worldclass universities. World Bank.
57. Kyvik, S. & Stensaker B. 2013, "Factors Affecting the Decision to Merge: The case of strategic mergers in Norwegian higher education" // Tertiary Education and Management. - Vol. 19. - No. 4. - P. 323-337.
58. Maximize Market Research. - URL: https://www.maximizemarketresearch. com/market-report/
59. Research and markets. - URL: https://www.researchandmarkets.com/
60. Отчет NMC Horizon: высшее образование - 2017. - URL: http://cdesbmt.blogspot.com/2018/04/nmc-horizon-2017.html
61. Министр науки Михаил Котюков - об экономике образования // Экономика образования. - URL: https://www.rbc.ru/trends/education/5d6cdc999a7947eb54466c2f
62. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. - URL: http://obrnadzor.gov.ru/ru/
63. Приказ Рособрнадзора от 26 июня 2019 г. № 876 «Об определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета» // СПС «КонсультантПлюс»
64. Опрос исследовательского холдинга «Ромир», 1,5 тыс. респондентов в возрасте старше 18 лет, сентябрь 2019 г. - URL: https://romir.ru/studies/v-rossii-sokrashchaetsyaspros-na-platnoe-obrazovanie
65. Macquarie University double degrees. - URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=36&v=EGwfG1jCKhQ
66. Interdisciplinary Programs // MIT Course Catalog. Bulletin 2019-2020. - URL: http://catalog.mit.edu/ interdisciplinary/
67. Баринов, С. Атлас региональных образовательных систем-2. - URL: https://ioe.hse.ru/data/2014/12/29/1103825787/П4.%20Баринов%20Атлас%202.pdf
68. Куценко, Е. Рейтинг инновационного развития регионов России. - URL: https://ioe.hse.ru/data/ 2014/12/24/1104138826/П1%20Куценко%20Рейтинг%20инн%20развития%20регионов.pdf
69. Фрумин, И. Д., Лешуков, О. Особенности федерально-региональных отношений в высшем образовании в России и других федеративных странах. - URL: https://ioe.hse.ru/data/2015/04/28/1098364016/Яросл%20Фрумин_презентация_межд_опыт_Ярославль_24_04.pdf
70. Фрумин, И. Д. Атлас региональных образовательных систем. - URL: https://ioe.hse.ru/data/2014/12/26/1103971588/Открытие%20%20 Атлас%20%20Краткая%203%20(1).pdf