ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАСТОРОЖЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность определена субстанциональным характером интернет-коммуникации в жизнедеятельности подростков и молодежи и их психологической уязвимостью перед многочисленными потенциальными угрозами онлайн-среды. Один из механизмов снижения таких рисков – формирование настороженного поведения, а релевантный инструмент – социальная реклама. Цель – раскрыть формально-­содержательные аспекты социальных рекламных кампаний, направленных на формирование настороженного поведения в интернет-коммуникации. Эмпирическая база – шесть рекламных кампаний по теме безопасного Интернета. Выделены вербальные и визуальные элементы рекламного образа, определены целевые аудитории, сделан сравнительный анализ кампаний. Обзор литературы включал три тематических блока: 1) риски виртуальной коммуникации; 2) настороженное (нерискованное) поведение; 3) проектирование и проведение социальных рекламных кампаний. Рекламные обращения состоят из вербального и визуального компонентов (с доминирующим визуальным элементом), а заголовочный комплекс включает слоган и заголовок, при этом отсутствует основной рекламный текст. Определены: доминирующая тема рекламных обращений (профилактика небезопасных контактов), основная целевая аудитория (родители), используемый визуальный прием (визуальная метафора). Сделаны выводы об апелляции к эмоциям и мотивам целевых аудиторий (страх и тревога, мотив избегания неуспеха), о видах рекламодателя, числе рекламных обращений в кампаниях, типах RAM-проводника, применяемых рекламных стратегиях и потенциальной эффективности кампаний. Выявлено, что социальная реклама может рассматриваться как эффективный инструмент профилактики возможных негативных последствий интернет-коммуникации. Накоплен определенный опыт использования социальной рекламы с целью формирования настороженного поведения в онлайн-среде.

Ключевые слова:
интернет-коммуникация, настороженное поведение, социальная реклама, рекламный образ, рекламные стратегии, эффективность рекламных кампаний, безопасный Интернет
Список литературы

1. Бочкарева Е. В., Стренин Д. А. Теоретико-правовые аспекты кибербуллинга. Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15. № 1. С. 91–97. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2021.15(1).91-97

2. Годик Ю. О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой интернет-аудитории. Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2011. № 6. С. 115–129. https://elibrary.ru/ookzsx

3. Ковалева А. В. Социальная реклама как объект социологического анализа. Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2012. № 4. С. 96–100. https://elibrary.ru/pbclfz

4. Корнилова Т. В. Психологическая регуляция принятия интеллектуальных решений: дис. … д-ра психол. наук. М., 1999. 466 с. https://elibrary.ru/nloqjb

5. Королева И. В., Чугунова Н. Ю. Роль социальной рекламы в профилактике девиантного поведения молодежи. Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2. С. 180–192. https://elibrary.ru/vxlbjj

6. Ларионова А. В., Горчакова О. Ю., Фахретдинова А. П. Особенности активности студенческой молодежи в сети Интернет: опыт деструктивной коммуникации и вопросы безопасности. Социодинамика. 2021. № 3. С. 12–22. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2021.3.35227

7. Мохова В. О. Психологические основы формирования навыков безопасного поведения обучающихся в сети Интернет. Нижегородское образование. 2018. № 1. С. 16–22. https://elibrary.ru/urryec

8. Николайшвили Г. Г. Особенности функционирования социальной рекламы в России. SPERO. 2011. № 15. С. 173–192.

9. Нифаева О. В. Эволюция функций социальной рекламы. Практический маркетинг. 2012. № 9. С. 33–39. https://elibrary.ru/pbnvgx

10. Овруцкий А. В. К методологическим вопросам создания социальной рекламы по профилактике рискованного поведения и зависимостей. Современное общество и власть. 2015. № 4. С. 194–199. https://elibrary.ru/yympfz

11. Пучкова Д. А. Формирование основ безопасного поведения при работе с интернет-средой у детей младшего школьного и подросткового возраста. Вестник университета. 2015. № 11. С. 333–336. https://elibrary.ru/vjjgib

12. Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товара. СПб.: Питер, 2001. 307 с.

13. Салахова В. Б., Калинина Н. В. Безопасное поведение несовершеннолетних в сфере профилактики интернет­рисков и угроз жизни, включая вовлечение в экстремистские и иные опасные группы. PolitBook. 2020. № 2. С. 76–103. https://elibrary.ru/wdndpd

14. Солнцева Г. Н. О психологическом содержании понятия «риск». Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1999. № 2. С. 14–22.

15. Степанов Е. Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция. М.: Вест-Консалтинг, 2006. 120 с.

16. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. 10-е изд. СПб.: Питер, 2004. 767 с.

17. Филатова М. А. Киберхарассмент: основания запрета по российскому и зарубежному уголовному законодательству. Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2020. № 3. C. 48–66. https://elibrary.ru/rbcylh

18. Челышева И. Психолого-педагогический анализ виртуальной личности в социальных сетях и проблема кибербуллинга в детской и подростковой среде. Thesaurus. 2023. № 12. С. 235–241. https://elibrary.ru/twezqb

19. Чумак М. И., Елагина М. Ю. Интернет-поведение детей младшего школьного возраста. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2021. Т. 4. № 4. С. 40–51. https://elibrary.ru/bzvqcq

20. Шаболтас А. В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 3. С. 5–16. https://elibrary.ru/smeprd

21. Choi W. S., Ahluwalia J. S., Harris K. J., Okuyemi K. Progression to established smoking: The influence of tobacco marketing. American Journal of Preventive Medicine, 2002, 22(4): 228–233. https://doi.org/10.1016/S0749-3797(02)00420-8

22. Echeburúa E., Requesens A. Adicción a las redes sociales y nuevas tecnologías en niños y adolescents. Madrid: Ediciones Pirámide, 2012, 187.

23. Messerlian C., Derevensky J. Social marketing campaigns for youth gambling prevention: Lessons learned from youth. International Journal of Mental Health and Addiction, 2006, 4(4): 294–306. https://doi.org/10.1007/s11469-006-9032-x

24. Slater S. J., Chaloupka F. J., Wakefield M., Johnston L. D., O’Malley P. M. The impact of retail cigarette marketing practices on youth smoking uptake. Archives of Pediatric & Adolescent Medicine, 2007, 161(5): 440–445. https://doi.org/10.1001/archpedi.161.5.440

25. Smith P. K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russel Sh., Tippett N. Cyber bullying: Its nature and impact in secondary school pupils. The Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2008, 49(4): 376–385. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2007.01846.x


Войти или Создать
* Забыли пароль?