АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматриваются современные методы и формы активизации образовательной деятельности обучающихся педагогического колледжа, направленные на повышение эффективности образовательного процесса и подготовку будущих учителей к осуществлению профессиональной деятельности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью интенсификации и повышения качества профессио­нальной подготовки будущих учителей в условиях модернизации системы образования. Цель – исследовать и описать результаты практического применения методов активизации образовательной деятельности обучающихся педагогического колледжа и современных образовательных технологий. Активизация образовательной деятельности выступает важнейшим элементом в обучении будущих педагогов, поскольку способствует не только усвоению теоретического материала, но и формированию практических навыков, необходимых для успешной работы в школе. Особое внимание уделено реализации технологий интерактивного, реверсивного, проблемного и проектного обучения. Представлены конкретные примеры успешного применения технологии реверсивного обучения и активных форм конструктивного взаимодействия со студентами педагогического колледжа. Акцентированы аспекты по созданию надлежащих (необходимых и достаточных), организационно-­педагогических условий, позволяющих обучающимся результативно овладевать необходимыми профессиональными и личностными компетенциями. Авторы статьи анализируют ключевые методы, такие как проектное обучение, деловые игры, проблемное обучение, а также формы организации занятий, включая лекции-дискуссии, семинары, практические занятия и индивидуальные консультации. В работе подчеркивается важность применения интерактивных методов и цифровых технологий для создания более наглядного и доступного образовательного процесса. Отдельное внимание уделяется методам, направленным на развитие творческого и критического мышления студентов, а также их способности к самостоятельной работе. В результате предлагается системный подход к организации образовательной деятельности, при котором студентам предоставляется возможность активно участвовать в образовательном процессе, развивать аналитические, коммуникативные и профессиональные компетенции. Основные выводы исследования подчеркивают необходимость внедрения разнообразных методов и форм организации обучения для успешной подготовки педагогов нового поколения.

Ключевые слова:
интенсификация подготовки будущих учителей, современные образовательные технологии, реверсивное обучение, методы активизации, формы организации образовательной деятельности, конструктивное взаимодействие
Список литературы

1. Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г., Анчиков К. М. и др. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 96 с.

2. Бондаренко Н. В., Варламова Т. А., Гохберг Л. М. и др. Индикаторы образования: 2024. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 416 с.

3. Лескова И. А. Новый ракурс видения и оценки проблем современного образования. Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 6–7 декабря 2021 г.) М.: РАО, 2022. С. 38–42. https://elibrary.ru/auhdwk

4. Птицына Е. В., Талых А. А. Профессиональная подготовка будущего учителя технологии: культурологический аспект. Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 125–128. https://elibrary.ru/nonflk

5. Омельченко Е. А. Вовлечение студентов в разработку стратегий освоения содержания профессиональной подготовки. Концепт. 2022. № 2. С. 72–87. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2022-11011

6. Приходько Е. В. Организация проектной деятельности студентов педагогического колледжа на занятиях иностранного языка. Образование. Карьера. Общество. 2023. № 1. С. 23–27. https://elibrary.ru/smhdlg

7. Широкова Е. В. Субъектоцентрированный подход в организации проектной деятельности студентов-будущих педагогов (в том числе в процессе дистанционного взаимодействия). Междисциплинарный подход к подготовке современного педагога, ред. Л. В. Мосиенко, В. П. Сморчкова, Л. П. Илларионова. М.: Перспектива, 2021. С. 167–173. https://elibrary.ru/kdrpzp

8. Губанова М. И. Визуализация и вербализация учебного материала в преподавании иностранного языка. Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования: науч.-практ. конф. (Кемерово, 27–28 мая 2019 г.) Кемерово: КузГТУ, 2019. С. 165–169. https://elibrary.ru/tkvdzt

9. Зеер Э. Ф., Мешкова И. В. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства. Мир психологии. 2007. № 3. С. 105–110. https://elibrary.ru/ibgynh

10. Птицына Е. В., Березина Т. И., Федорова Е. Н., Москаленко М. С. Профессиональная подготовка будущего учителя на основе положений субъектоцентрированного подхода. Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1. С. 146–150. https://doi.org/10.17513/snt.39512

11. Буторина А. Н., Загороднюк А. Н., Малыхина Е. В. Профессиональная подготовка как основа вхождения в педагогическую деятельность будущих учителей начальных классов. Герценовские чтения. Начальное образование. 2024. Т. 15. № 1. С. 179–182. https://elibrary.ru/evnnsg

12. Губанова М. И., Приходько Е. В. Педагогический инструментарий для интенсификации подготовки будущих учителей: реверсивное обучение и активные методы работы со студентами. Научные записки НГУЭУ. 2024. № 1. С. 25–33. https://elibrary.ru/hwyysg

13. Психология личности. Т. 1. Зарубежная психология, ред.-сост. Д. Я. Райгородский. 3-е изд., доп. Самара: Бахрах-М, 2004. 510 с. https://elibrary.ru/qxiylr

14. Селевко Г. К., Соловьева О. Ю. Сущность современного российского профильного обучения. Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 3. С. 64–82. https://elibrary.ru/kubdrd

15. Лескова И. А. Субъектоориентированный подход к проектированию содержания образования как основа решения проблем бессубъектности процесса обучения в вузе. Казанский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 46–53. https://elibrary.ru/txputd

16. Губанова М. И. Психолого-педагогические аспекты полифункциональности профессиональной деятельности современного преподавателя. СибСкрипт. 2023. Т. 25. № 5. С. 677–686. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-677-686

17. Дудина М. Н. Педагогическая акмеология: теория и практика реверсивного обучения. Акмеология профессионального образования: 15 Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 13–14 марта 2019 г.) Екатеринбург: РГППУ, 2019. С. 25–29. https://elibrary.ru/gdjpbk

18. Антонова Т. В. Потенциал реверсивной технологии в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 187–191. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-187-191

19. Жданова Д. Е. Реверсивное обучение в контексте освоения иностранного языка студентами неязыковых вузов (на материале французского языка): дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2021. 209 с. https://elibrary.ru/licyxh

20. Корнеева Л. И., Жданова Д. Е. К вопросу о подходах реверсивного обучения при реализации профессионально-ориентированной иноязычной подготовки специалистов таможенного дела. Казанский лингвистический журнал. 2021. Т. 4. № 2. С. 287–301. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2021.4.2.287-301

21. Bergmann J., Sams A. Flip your classroom: Reach every student in every class every day. Eugene: International Society for Technology in Education, 2012, 132.

22. Гнутова И. И. От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и ее философские основания. Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 86–95. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-86-95

23. Дмитренко Т. А. Актуальные проблемы профессиональной подготовки преподавателей иностранных языков в условиях цифровизации образования. М.: МПГУ, 2024. 222 с. https://doi.org/10.31862/9785426313590

24. Котов Г. С. Особенности подготовки будущих педагогов средствами реверсивных и иммерсивных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2023. 192 с. https://elibrary.ru/fxwhsf

25. Сиренко С. Н. Модернизация подготовки будущих учителей на основе принципов междисциплинарного взаимодействия и опережающего образования. Адукацыя і выхаванне. 2021. № 8. С. 58–68. https://elibrary.ru/ocfpel


Войти или Создать
* Забыли пароль?