Матрица когнитивных фильтров €� инструмент анализа лингвокреатем в современном онлайн-дискурсе на английском языке
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Настоящее исследование посвящено разработке авторского метода матрица когнитивных фильтров, который используется для моделирования процесса инферирования смысла лингвокреатем в мультимодальном онлайн-дискурсе. Цель – разработать концепции взаимодействия когнитивных механизмов, принимающих участие в порождении смыслов мультимодальных лингвокреатем при взаимо­влиянии составляющих их разнокодовых элементов, а также выявить степень влияния компонентов различных модальностей и основных когнитивных механизмов на успешность процесса декодирования подобных феноменов в процессе виртуальной коммуникации в современном англоязычном цифровом интернет-­дискурсе. Выявлены ключевые когнитивные механизмы порождения смысла креативных мультимодальных элементов: «баннерная слепота», оценочная категоризация и концептуализация, (де)компрессия информации и профилирование, концептуальная метафора, концептуальная метафтонимия и концептуальная интег­рация. Мономодальные вербальные и мультимодальные лингвокреатемы (более 18000 единиц), составившие материал исследования, отбирались методом сплошной выборки из англоязычных интернет-­ресурсов, визуальных и вербальных корпусов. Теоретический анализ показал, что этот метод может быть использован для моделирования общей когнитивной резонансности лингвокреатемы. Он позволяет получать данные о вероятностном прогнозировании уровня возможного когнитивного резонанса и диссонанса (положительного либо отрицательного) во время коммуникативного акта. Полученные во время проведения практического лингвокогнитивного эксперимента среди англоязычных респондентов эмпирические данные подтвердили теоретические результаты исследования. В лингвокогнитивном эксперименте приняли участие 335 англоговорящих респондентов из 11 стран. Респондентам были предложены несколько креативных мультимодальных элементов для поэтапного анализа процесса инферирования их общих смыслов при помощи матрицы когнитивных фильтров. Результаты показали, что метод матрицы когнитивных фильтров обладает высокой эффективностью для констатирования факта возникновения у адресата когнитивного резонанса или ментального напряжения (положительного либо отрицательного когнитивного диссонанса). Также метод может использоваться для получения дополнительных данных о реакциях адресата на лингвокреативные дискурсивные элементы.

Ключевые слова:
матрица когнитивных фильтров, когнитивный механизм, лингвокреатема, категоризация, метафора, метафтонимия, интеграция, «баннерная слепота»
Список литературы

1. Калинин О. И. Воздействующая сила метафоры: аспект восприятия. Когнитивные исследования языка. 2023. № 2. C. 102–108. https://elibrary.ru/dhezcr

2. Таймур М. П. Матрица когнитивных фильтров как инструмент анализа лингвокреатем в современном англоязычном дискурсе. Дискурс и язык в эпоху «больших данных»: Вариативность, креативность, эксперимент, ред. И. В. Зыкова. М.: Р.Валент, 2023. С. 328–336. https://elibrary.ru/bxclfa

3. Black M. Models and Metaphors. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1962, 276.

4. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: Cambridge University Press, 2006, 304.

5. Boldyrev N. N. The interpretive dominant in the cognitive theory of language. EpSBS European Proceedings of Social AND Behavioural Sciences: Proc. Philological Readings, Orenburg, 19–20 Sep 2019. Orenburg: OSU, 2020. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2020.04.02.1

6. Fauconnier G. Mental Spaces. Cambridge: MIT Press, 1985, 258.

7. Fauconnier G., Turner M. B. Conceptual integration networks. Cognitive science, 1998, 22(2): 133–187. http://dx.doi.org/10.1207/s15516709cog2202_1

8. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Stanford: Stanford University Press, 1957, 291.

9. Forceville C. Non-verbal and multimodal metaphor in a cognitivist framework: Agendas for research. Multimodal Metaphor, eds. Forceville C., Urios-Aparisi E. Berlin; NY: Mouton de Gruyter, 2009, 19–42. http://dx.doi.org/10.1515/9783110197761.5.379

10. Forceville C. Pictorial and multimodal metaphor in commercials. Go Figure! New Directions in Advertising Rhetoric, eds. McQuarrie E. F., Phillips B. J. NY: Routledge, 2008, 272–310.

11. Gapanyuk Yu. E., Terekhov V. I., Ivlev V. Y., Kaganov Yu. T., Karabulatova I. S., Oseledchik M. B., Semenov D. V. Principles of creating hybrid intelligent information systems based on the granular-metagraph approach. Biologically Inspired Cognitive Architectures 2023: Proc. of the 14th Annual Meeting of the BICA Society, eds. Samsonovich A. V., Liu T. Cham: Springer Nature, 2024, 356–366. https://doi.org/10.1007/978-3-031-50381-8_37

12. Golubkova E. E., Taymour M. P. Mixed multimodal metaphors in advertising in English. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Proc. Intern. Conf., Novosibirsk & Irkutsk, 1–3 Apr 2021. EPSPBS, 2021, 622–629. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.12.76

13. Goosens L. Metaphtonymy: The interaction of metaphor and metonymy in expressions for linguistic action. Cognitive Linguistics, 1990, 1(3): 323–342. https://doi.org/10.1515/cogl.1990.1.3.323

14. Grady J. E. Primary metaphors as inputs to conceptual integration. Journal of Pragmatics, 2005, 37(10): 1595–1614. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2004.03.012

15. Gurevich L. S. Expressive speech acts in political discourse: An integrative approach perspective. Journal of Advanced Research in Social Sciences, 2022, 5(2): 18–35. https://doi.org/10.33422/jarss.v5i2.783

16. Karabulatova I. S., Lagutkina M. D., Borodina N. V., Streltsova M. A., Bakhus A. O. Formation of ethnosocial identity in the matrix of media discourse. Amazonia Investiga, 2021, 10(43): 234–247.

17. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press, 1980, 276.

18. Taymour M. P. Linguistic creativity in modern multimodal microtexts in English. Moscow: RuScience, 2023, pt. 1, 128. https://elibrary.ru/wkjcrb

19. Taymour M. P. Linguistic creativity: Cognitive dissonance vs cognitive resonance. Linguistic Existence of Human Being and Ethnos: Proc. Conf., Moscow, 11–14 May 2022. Moscow: INION RAS, 2022, 135–140. https://elibrary.ru/dptksp

20. Zhang L., Karabulatova I., Nurmukhametov A., Lagutkina M. Association strategies of speech behavior of communicators in coding discourse: An interdisciplinary approach towards understanding the role of cognitive and linguistic processes in communication. Journal of Psycholinguistic Research, 2023, 52: 1571–1587. https://doi.org/10.1007/s10936-023-09966-z


Войти или Создать
* Забыли пароль?