НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В последнее время особенно подчеркивается роль когнитивных характеристик для успешного обучения. Цель – выявить нейрокогнитивные предикторы академической успешности обучения подростков в образовательном учреждении интернатного типа. Проанализированы нейрокогнитивные различия между учащимися разного пола, проведена оценка нейродинамических и психодинамических показателей в зависимости от успеваемости и функционального состояния организма. Использованы методики, позволяющие оценить когнитивные характеристики, уровень функциональной подвижности нервных процессов, силу нервных процессов, функциональное состояние центральной нервной системы, соотношение процессов возбуждения и торможения. Функциональное состояние организма подростков оценивали с использованием кардиоритмографической программы. Выявлено, что напряжение механизмов адаптации наблюдается у большинства подростков. Среди подростков, обучающихся на «удовлетворительно», отмечается более высокий процент лиц с неудовлетворительной адаптацией. Достижение высокой академической успеваемости обучающихся обеспечивается за счет оптимального функционального состояния центральной нервной системы, высокой концентрации внимания, силы нервной системы, уравновешенности процессов возбуждения и торможения, формирующих надежность когнитивной деятельности и поддерживающих нормальную умственную работоспособность обучающихся. У девочек с низкой успеваемостью отмечается ухудшение функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности головного мозга; у мальчиков – снижение работоспособности головного мозга и преобладание процессов возбуждения над торможением. Показано, что предикторами успешности обучения подростков могут являться сила нервной системы и объем внимания.

Ключевые слова:
подростки, когнитивные характеристики, нейродинамические показатели, функциональное состояние организма, академическая успеваемость, адаптация
Список литературы

1. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б. Методология и практика мониторинга здоровья учащейся молодежи. Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 5. С. 73–78. https://elibrary.ru/xuvkrx

2. Литвинова Н. А., Казин Э. М., Лурье С. Б., Булатова О. В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 1. С. 141–147. https://elibrary.ru/nuqnbl

3. Lim H. J., Chung S. S., Joung K. H. Factors of depressive symptoms among elementary, middle, and high school students. Archives of Psychiatric Nursing, 2016, 30(3): 302–308. https://doi.org/10.1016/j.apnu.2015.11.010

4. Железовская Г. И., Абрамова Н. В., Гудкова Е. Н. Креативное коммуникативное поведение как средство творческой самореализации личности обучающегося. Образование и наука. 2015. № 4. С. 79–88. https://elibrary.ru/troevt

5. Железовская Г. И., Недогреева Н. Г., Львицына А. А. Педагогические условия создания информационно­образовательной среды учебного заведения. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 93–96. https://elibrary.ru/xulgst

6. Варич Л. А., Немолочная Н. В. Особенности психофизиологической адаптации подростков, обучающихся в условиях образовательного учреждения интернатного типа, с учетом типа вегетативной регуляции. Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2020. Т. 56. № 7. https://doi.org/10.31857/S0044452920071183

7. Гилева О. Б. Время реакции как психофизиологический предиктор академической успешности школьников. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. 2013. № 3. С. 14–23. https://elibrary.ru/rkotvn

8. Курапова Т. Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников. Ученые записки ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 5. С. 223–225. https://elibrary.ru/ookggt

9. Литвинова Н. А., Иванов В. И., Березина М. Г., Глебов В. В. Оценка психофизиологического потенциала в процессе адаптации к учебной деятельности. Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14. № 2. С. 108–122. https://doi.org/10.14529/jpps210211

10. Циркунова Н. И. Взаимосвязь психических состояний подростков и школьной успеваемости. Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. 2019. № 2. С. 104–110. https://elibrary.ru/oypzwi

11. Головина Ю. Н. Темперамент и его влияние на успеваемость подростков. Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17. № 2-2. С. 182–184. https://elibrary.ru/qbhhmd

12. Двойнин А. М., Троцкая Е. С. Когнитивные предикторы академической успешности: как общие закономерности «работают» на ранних этапах образования? Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 2. С. 42–52. https://doi.org/10.17759/pse.2022270204

13. Тихомирова Т. Н., Хуснутдинова Э. К., Малых С. Б. Когнитивные характеристики младших школьников с различным уровнем успеваемости по математике. Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. С. 159–175. https://doi.org/10.17223/17267080/73/10

14. Хохлов Н. А., Яремченко П. И. Половые различия в состоянии высших психических функций у детей и подростков 4–17 лет. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. № 1. С. 73–93. https://doi.org/10.24412/2303-9744-2021-1-73-93

15. Bauer J.-R., Booth A. E. Exploring potential cognitive foundations of scientific literacy in preschoolers: Causal reasoning and executive function. Early Childhood Research Quarterly, 2019, 46: 275–284. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2018.09.007

16. Tikhomirova T., Malykh A., Malykh S. Predicting academic achievement with cognitive abilities: Cross-sectional study across school education. Behavioral sciences, 2020, 10(10). https://doi.org/10.3390/bs10100158

17. Purpura D. J., Schmitt S. A. Cross-domain development of early academic and cognitive skills. Early Childhood Research Quarterly, 2019, 46: 1–4. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2018.10.009

18. Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г. Автоматизированный комплекс для оценки индивидуально­типологических свойств и функционального состояния организма человека «Статус ПФ». Валеология. 2004. № 4. С. 70–73. https://elibrary.ru/zcewix

19. Игишева Л. Н., Галеев А. Р. Оценка функционального состояния организма с помощью программно­технического комплекса ORTOEXPERT. Кемерово, 2003. 36 с.

20. Kashdan E., Duncan D., Parnell A., Schättler H. Mathematical methods in systems biology. Mathematical Biosciences and Engineering, 2016, 13(6). http://doi.org/10.3934/mbe.201606i

21. Варич Л. А., Сорокина Ю. В. Особенности психофизиологической адаптации учащихся младшего школьного возраста. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 117–122. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-117-122

22. Граур М. В. Исследования академической адаптации как сложной открытой системы. Педагогика и психология образования. 2017. № 2. С. 34–40. https://elibrary.ru/zbhiyj

23. Цихончик Е. А. Особенности и назначение когнитивной сферы личности подростка. Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 5-2. С. 124–126. https://elibrary.ru/rjlhvt

24. Теплов Б. М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, ред. Б. М. Теплов. М.: АПН РСФСР, 1963. С. 3–46.

25. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 700 с. https://elibrary.ru/qxiojt

26. Немолочная Н. В., Варич Л. А., Мурышкина Е. В., Саваль Л. А. Взаимосвязь показателей вариабельности сердечного ритма с психофизиологическими характеристиками подростков. Психология. Психофизиология. 2023. Т. 16. № 1. С. 117–125. https://doi.org/10.14529/jpps230112

27. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1964. 253 с.

28. Ермакова И. В., Адамовская О. Н., Догадкина С. Б. Вегетативное и гормональное обеспечение когнитивной деятельности при использовании электронных устройств и бумажного носителя информации. Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова: XXIV съезд физиологического общества им. И. П. Павлова. (Санкт-Петербург, 11–15 сентября 2023 г.) СПб.: ВВМ, 2023. С. 286–287. https://elibrary.ru/zktwsx

29. Васина Е. В., Кошко Н. Н. Адаптация подростков в процессе обучения по разным профильным программам. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 33–41. https://elibrary.ru/rwmsnr

30. Лезарева Т. А., Лытаев С. А. Об эффективности механизмов психофизиологической адаптации в динамике учебно-образовательного процесса. Педиатр. 2019. Т. 10. № 6. C. 67–77. https://doi.org/10.17816/PED10667-77

31. Быструшкин С. К., Айзман Р. И., Афтанас Л. И. Особенности организации внимания и эмоционального восприятия у детей в норме и при нарушениях интеллектуального развития. Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2008. Т. 28. № 3. С. 96–100. https://elibrary.ru/kjvwll

32. Сетко А. Г., Жданова О. М., Лукьянов П. В. Физиолого-гигиеническая характеристика когнитивных функций, определяющих успешность обучения школьников в условиях различной напряженности образовательного процесса. Здоровье населения и среда обитания. 2021. Т. 29. № 11. С. 45–52. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-11-45-52

33. Дружинин О. А. Поиск психофизиологических предикторов успешности обучения в школе. Психология и Психотехника. 2023. № 3. С. 87–96. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2023.3.43891


Войти или Создать
* Забыли пароль?