Москва, Россия
Москва, Россия
Тема пандемии является одной из самых популярных в современной литературе жанра ужаса. Настоящее исследование посвящено выявлению особенностей жанра ужаса в романе Джо Хилла "Fireman" (2016) в контексте темы пандемии. В основе сюжета романа лежит описание эмоциогенных ситуаций, связанных с пандемией. Актуальность работы определяется выявлением особенностей репрезентации темы пандемии в художественной литературе. Новизна исследования состоит в отсутствии анализа произведений данного автора в целом и конкретного произведения в частности. Основными областями работы являются лингвистика эмоций, лингвистика текста, когнитивная лингвистика и концептология. При написании статьи были использованы частные лингвистические методы: описательный, типологизации, логического сопоставления. Сбор материала был выполнен методом сплошной ручной выборки. Цель – выявить средства и способы репрезентации страха, порождаемого пандемией в произведении "Fireman", относящемуся к жанру ужаса. Задачи исследования заключаются в анализе языковых средств, используемых автором для передачи атмосферы страха, и создании алгоритма описания средств выразительности, употребленных в тексте, по языковым уровням. Каждое из средств выразительности анализируется с целью выявить характерные для жанра произведения и писателя особенности повествования. Дается краткий обзор типологии эмоциогенных ситуаций, при помощи которых анализируется авторский художественный текст. В результате проведенного анализа выяснилось, что для раскрытия эмоций героев произведения "Fireman" автор не использует языковые единицы, относящиеся к теме страх, а подбирает средства речевой выразительности семантического поля горение, огонь, что сюжетно соотносится с описываемой в романе симптоматикой болезни.
пандемия, эмоциогенный, репрезентация, средства выразительности
1. Апресян В. Ю. Метафора в семантическом представлении эмоций. Вопросы языкознания. 1993. № 3. С. 27–36.
2. Барташова О. А., Полякова С. Е. Эмоциональная напряженность как аспект коммуникативной неудачи в политическом дискурсе. СПб.: СПбГУ, 2009. 40 с. https://www.elibrary.ru/wxugwv
3. Богданова Л. И. Эмоциональные концепты и их роль при описании глаголов с позиций «активной» грамматики. Язык, сознание, коммуникация, ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: Диалог-МГУ, 1998. С. 36–43. https://www.elibrary.ru/ueciaz
4. Бутузова Ю. А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности. Омский научный вестник. 2011. № 5. С. 173–175. https://www.elibrary.ru/ooavxr
5. Заграевская Т. Б. Эмотивность и экспрессивность в структуре виртуальной реализации оценки. Язык как система и деятельность – 5: Междунар. науч. конф. (Ростов-на-Дону, 24–27 сентября 2015 г.) Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. С. 107–109. https://elibrary.ru/wgjfvl
6. Larsen J., McGraw A. P., Mellers B. A., Cacioppo J. T. The agony of victory and thrill of defeat: Mixed emotional reactions to disappointing wins and relieving losses. Psychological Science, 2004, 15(5): 325–330. http://dx.doi.org/10.1111/j.0956-7976.2004.00677.x
7. Гукалова Н. В. Эмотивность, эмотивный смысл, экспрессивность, оценочность: проблемы разграничения и определения понятий в современной лингвистике. Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2018. № 1. С. 134–139. https://elibrary.ru/xreoih
8. Иванова О. Я. Характеристика понятия «лексико-семантическое поле». SuperInf.ru. 2012. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4634 ( 12 Feb 2024).
9. Соколова О. В., Захаркив Е. В. Неузуальное функционирование дискурсивных слов со значением неопределенности в современной поэзии. Когнитивные исследования языка. 2021. № 4. С. 606–614. https://elibrary.ru/ffrqwn
10. Захаркив Е. В. Ресемантизация дискурсивных слов в русско- и англоязычной поэзии. Иностранные языки в высшей школе. 2021. № 2. С. 42–56. https://doi.org/10.37724/RSU.2021.57.2.004
11. Захаркив Е. В. Неконвенциональное функционирование дискурсивных слов как маркеров автореференциальной агрессии в современной поэзии. Слово.ру: Балтийский акцент. 2020. Т. 11. № 4. С. 15–27. https://doi.org/10.5922/2225-5346-2020-4-2
12. Scherer K. R. What are emotions? And how can they be measured? Social Science Information, 2005, 44(4): 695–729. http://dx.doi.org/10.1177/0539018405058216
13. Ковшова М. Л., Орлова О. С. Загадки о рождении: опыт когнитивно-лингвокультурологического исследования. Когнитивные исследования языка. 2018. № 35. С. 44–51. https://elibrary.ru/yofcuh
14. Ортони А., Клоур Дж., Коллинз А. Когнитивная структура эмоций. Язык и интеллект, ред. В. В. Петров. М.: Прогресс, 1995. С. 314–385.
15. Самигулина Ф. Г. Языковое сознание и культурная специфика эмотивной картины мира: прагматика диминутивности. Лингвокультурные феномены в коммуникативном пространстве полиэтнического региона: I Междунар. науч. конф. (Ростов-на-Дону, 5–7 ноября 2014 г.) Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. С. 478–483. https://elibrary.ru/rknhwj
16. Гумовская Г. Н. Patterns of the English Sentence. М., 2018. 61 с.
17. Nezlek J. B., Kuppens P. Regulating positive and negative emotions in daily life. Journal of Personality, 2008, 76(3): 561–580. http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-6494.2008.00496.x
18. Куликов С. Ю. Оценочные усилители в тексте. Перевод и когнитология в XXI веке: конф. (Москва, 13 апреля 2021 г.) М., 2021. С. 68–73.
19. Орлова О. С. Эвфемизация как речевая стратегия сдерживания эмоций (на материале английских и русских эвфемизмов на темы смерти и рождения). In: Иоанесян Е. Р., Рябцева Н. К., Ковшова М. Л., Дронов П. С., Орлова О. С. Представление эмоциональной сферы человека на материале разных языков. М.: ИЯз РАН, 2020. C. 195–212. https://elibrary.ru/ioxiog
20. Ярошенко П. В. Модели перевода сенсорной лексики (на материале корпуса множественных переводов). LI Международная научная филологическая конференция им. Людмилы Алексеевны Вербицкой: LI Междунар. науч.-филол. конф. (Санкт-Петербург, 14–21 марта 2023 г.) СПб.: СПбГУ, 2023. С. 1421–1422.
21. Фещенко В. В. Роль аномальных высказываний в формулировке лингвистических теорий. Когнитивные исследования языка. 2019. № 36. С. 573–581. https://elibrary.ru/yzzuex
22. Фресс П. Эмоции. In: Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. С. 111–195.
23. Гумовская Г. Н. Ритмическая структура текста как фактор гармонической организации художественного произведения. М.: Университет, 2015. 224 c.