Екатеринбург, Россия
Управление взаимоотношениями с целевыми аудиториями посредством организации нетривиальных (ивент) мероприятий является значимым направлением работы как для коммерческих организаций (для которых оно позволяет повышать узнаваемость бренда, укреплять лояльность и пр.), так и для учреждений социокультурной сферы (для которых оно позволяет достигать ряда общественно-значимых целей). Детальное понимание системы процессов и соответствующих им средств, за счет которых может быть оказано требуемое воздействие на посетителей и достигнуты цели организации, затруднено междисциплинарностью и разрозненностью информации, представленной в источниках различной направленности (от социологии до маркетинга). Цель – концептуализировать социально-коммуникативный механизм в процессе управления ивент-деятельностью с учетом ее взаимосвязи с цифровой средой. Предпринимается попытка формирования единой системы, отражающей мультиканальную и протяженную во времени природу управления ивент-деятельностью с точки зрения совокупности и взаимосвязи процессов оказания влияния на посетителей. Исследование направлено на решение двух задач: концептуализацию социально-коммуникативного механизма при управлении ивент-деятельностью на основе системного и структурно-функционального подходов и сравнение его с практическими подходами путем сопоставления с мнением экспертного сообщества (организаторов мероприятий). В работе установлена структура событийно-коммуникативной части отмеченного механизма (включая ключевые средства оказания влияния, входные-обуславливающие и выходные-корректирующие условия), выделена дополнительная составляющая – социально-коммуникативная, принцип действия которой основан на свойствах референтного влияния. Указаны особенности целеполагания, соответствующие реализации той или иной группе процессов или их совокупности. Выделены и классифицированы в соответствии с составляющими социально-коммуникативного механизма и временными этапами инструментальные технологии, возможные к применению в материальной или информационной среде управления ивент-деятельностью. В итоге проведено сравнение концептуальной схемы с фактическими особенностями реализации, в результате которого выявлен недостаток фактического управленческого внимания в части контроля и координации социально-самоорганизационных процессов.
социальное управление, событийные технологии, когнитивные технологии, социальные технологии, социальная инженерия, массовые мероприятия, интегрированные маркетинговые коммуникации, поведенческое программирование
1. Duffy M., Mair J. Engaging the senses to explore community events. Event Management, 2018, 22(1): 49–63. https://doi.org/10.3727/152599517X15111988553991
2. Asif M., Ali M. Chinese traditions folk art, festivals and symbolism. International Journal of Research, 2019, 6(1): 1–20.
3. Ryan W. G., Fenton A., Ahmed W., Scarf P. Recognizing events 4.0: The digital maturity of events. International Journal of Event and Festival Management, 2020, 11(1): 47–68. http://dx.doi.org/10.1108/IJEFM-12-2019-0060
4. Simons I. Events and online interaction: The construction of hybrid event communities. Leisure Studies, 2019, 38(2): 145–159. http://dx.doi.org/10.1080/02614367.2018.1553994
5. Витохина А. И., Короп М. М. Особенности рынка event-услуг, его проблемы и тенденции развития. Актуальные исследования. 2020. № 2. С. 45–47. https://elibrary.ru/sblopl
6. Richards G., Leal Londono M. P. Festival cities and tourism: Challenges and prospects. Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events, 2022, 14(3): 219–228. http://dx.doi.org/10.1080/19407963.2022.2087664
7. Haewen L. A Study of the relationship between city branding and event content. The Journal of the Korea Contents Association, 2021, 21(7): 328–339. https://doi.org/10.5392/JKCA.2021.21.07.328
8. Таппасханова Е. О., Бисчекова Ф. Р., Хандохова З. А. Теоретические аспекты ивент-маркетинга. Евразийское научное объединение. 2020. № 1-3. С. 271–274. https://elibrary.ru/efmllv
9. Çağırkan B., Bilek G., Telli H. The perception of leisure time and concrete historical and cultural heritage awareness among university students. Gümüşhane Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Elektronik Dergisi, 2021, 12(3): 914–922.
10. Никонов С. Б., Каверина Е. А., Пую А. С. Микширование спортивной и политической журналистики: современные коммуникационные технологии. Теория и практика физической культуры. 2023. № 1. С. 110–112. https://elibrary.ru/juryqm
11. Пряхина А. В. Проблема реализации сетевой социокультурной событийной коммуникации в ситуации кризиса. Российская школа связей с общественностью. 2020. № 17. С. 120–132. https://elibrary.ru/errajs
12. Каверина Е. А. Культуротворческий потенциал событийных коммуникаций. Ценности и смыслы. 2011. № 2. С. 54–59. https://elibrary.ru/nygxfx
13. Brown A., Donne K., Fallon P., Sharpley R. From headliners to hangovers: Digital media communication in the British rock music festival experience. Tourist Studies, 2020, 20(1): 75–95. http://dx.doi.org/10.1177/1468797619885954
14. Setiawan R., Wibisono D., Purwanegara M. S. Defining event marketing as engagement-driven marketing communication. Gadjah Mada International Journal of Business, 2022, 24(2): 151–177. http://dx.doi.org/10.22146/gamaijb.63788
15. Батурин Ю. М., Синьцзюнь Ю. Феномен омнимедиа (на примере китайской газеты People’s Daily). Труды по интеллектуальной собственности. 2022. Т. 43. № 4. С. 8–14. https://doi.org/10.17323/tis.2022.16346
16. Шошина С. И. Клубная деятельность и синергетические механизмы культуры. Культурная жизнь Юга России. 2021. № 2. С. 111–118. https://doi.org/10.24412/2070-075X-2021-2-111-118
17. Чапля Т. В. Влияние архитектурного и социального пространств на коммуникативные практики социума. Вестник славянских культур. 2019. Т. 53. C. 71–85. https://elibrary.ru/tcklja
18. Гавра Д. П. Социально-коммуникативные технологии: сегодня и завтра. PR-диалог. 2003. № 2/3. С. 10–13.
19. Панова Е. В. Социально-коммуникативная технология работы с общественным мнением в условиях экологического инцидента. Управленческое консультирование. 2023. № 2. С. 24–45. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-2-24-45
20. Воскобойник А. М. Понятие и развитие коммуникации бренд-клиент. Моя профессиональная карьера. 2019. Т. 1. № 3. С. 11–14. https://elibrary.ru/zzxnyj
21. Лохов М. И., Фесенко Ю. А. Подводная часть айсберга (Эмоция как движение вовне-2). Клиническая патофизиология. 2018. Т. 24. № 1. С. 39–48. https://elibrary.ru/yhijxf
22. Азарова Ю. А. Событийность как основополагающий фактор развития event. Дискуссия. 2015. № 1. С. 82–86. https://elibrary.ru/tljebp
23. Волошинова М. В., Кучумов А. В. Стратегическое управление событиями для маркетинга дестинаций. Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2022. № 4. С. 21–28. https://doi.org/10.18572/2686-858X-2022-16-4-21-28
24. Armbrecht J., Lundberg E., Andersson T. A research agenda for event management. Cheltenham: Edwards Elgar, 2019, 173. http://dx.doi.org/10.4337/9781788114363
25. Masiello B., Bonetti E., Izzo F. Multiple identities of a festival: Intended, communicated and perceived brand personality in the social media environment. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 2020, 32(2): 749–768. http://dx.doi.org/10.1108/IJCHM-11-2018-0937
26. Патяева Е. Ю. Порождение действия: Культурно-деятельностный подход к мотивации человека. М.: Смысл, 2018. 815 с.