Влияние коммуникативного поведения студентов в виртуальном пространстве на эффективность общения с преподавателями (в парадигме правил делового нетикета)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Технологические достижения последнего времени и повсеместное распространение сети Интернет способствовали тому, что виртуальная коммуникация в цифровой среде стала неотъемлемой частью социальной реальности и превалирующей формой коммуникации. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью изучить особенности коммуникативного поведения студентов в виртуальном пространстве в связи с ростом виртуальной коммуникации преподавателей и студентов. Цель – выявить нарушения студентами правил делового нетикета при общении с преподавателями в виртуальном пространстве и охарактеризовать их влияние на эффективность коммуникации. Использованы следующие методы исследования: анализ отечественных и зарубежных публикаций, посвященных вопросам коммуникации в виртуальном пространстве, правилам делового и цифрового этикета; анкетирование преподавателей высших учебных заведений г. Кемерово. В ходе проведенного исследования были сформулированы правила делового нетикета, актуальные для коммуникации преподавателей и студентов в виртуальном пространстве; выявлены виды и частотность нарушения этих правил, а также определено отношение преподавателей к таким нарушениям. В результате было установлено, что в целом студенты демонстрируют достаточно высокий уровень коммуникативной культуры при общении с преподавателями в виртуальном пространстве. Тем не менее все респонденты имели опыт виртуального общения со студентами, когда были нарушены те или иные правила и нормы делового нетикета. В большинстве случаев нарушение студентами правил делового нетикета при общении с преподавателями в виртуальном пространстве не меняет отношение преподавателей к данным студентам и не вызывает ответных негативных реакций. Однако некоторые преподаватели признают, что их отношение меняется в негативную сторону через проявление предвзятости, дискомфорта и подобных ощущений в общении с конкретными студентами. Гендерные, возрастные или должностные различия не оказывают влияния на отношение преподавателей к нарушениям студентами правил делового нетикета. В итоге полученные данные позволяют утверждать, что нарушение студентами правил делового нетикета оказывает незначительное негативное влияние на эффективность коммуникации с преподавателями.

Ключевые слова:
коммуникация, коммуникативное поведение, виртуальное пространство, деловой нетикет, высшее образование
Список литературы

1. Гайдукова И. Б. Этические проблемы интернет-коммуникаций. Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 4. С. 13–16. https://www.elibrary.ru/vcvuaz

2. Голев Н. Д. Аксиология ментально-коммуникативного плана современной виртуальной педагогической коммуникации: дискуссионные заметки. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 4. С. 204–214. https://www.elibrary.ru/wwxelh

3. Зубок Ю. А., Чанкова Е. В. Коммуникативная компетентность личности в пространстве виртуальной реальности. Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 4. С. 139–150. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2019-5-4-0-12

4. Иркова А. В. Виртуальная коммуникация как ведущий формат социального общения молодежи. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. № 4. С. 208–214. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2022-1-4-208-214

5. Козьякова М. И. Этикет как феномен культуры. Культура культуры. 2016. № 4. C. 11. https://www.elibrary.ru/wwxelh

6. Косорукова А. А. Этика мессенджеров: проблемы эпистолярного общения в контексте развития информационных технологий. Гуманитарный вестник. 2018. № 9. https://doi.org/10.18698/2306-8477-2018-9-551

7. Кочкарева И. В. Знакомство с цифровым этикетом: электронная переписка при дистанционном обучении. Развитие образования. 2021. Т. 4. № 1. С. 47–50. https://doi.org/10.31483/r-97473

8. Лебедева Н. Б. Социальные сети в аспекте регулятивной функции языка (на материале интернет-­обсуждения вопроса письменно-речевой грамотности текстов в виртуальном общении). Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 3. С. 144–153. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-3-144-153

9. Липатова М. Е. «Цифровая этика» в пространстве высшей школы. Трансформация этической матрицы в цифровую эпоху: науч. онлайн-конф. (Москва, 1 марта 2022 г.) М.: МАКС Пресс, 2022. С. 90–98. https://www.elibrary.ru/oqlcau

10. Мамина Р. И., Пирайнен Е. В. Цифровой деловой этикет в дистанционном формате высшего образования. Studia Humanitatis Borealis. 2020. № 4. С. 15–20. https://doi.org/10.15393/j12.art.2020.3662

11. Окушова Г. А. Цифровой этикет и регламенты в коммуникативном порядке социально-сетевого пространства. Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 1. C. 24–27. https://doi.org/10.24158/spp.2021.1.3

12. Панишева О. В., Логинов А. В. Формирование навыков цифрового этикета у студентов педагогических вузов. Информатика и образование. 2022. Т. 37. № 1. С. 8–15. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-1-8-15

13. Петрунева Р. М., Васильева В. Д., Петрунева Ю. В. Цифровое студенчество: мифы и реальность. Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 47–55. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-47-55

14. Пфетцер А. А. К проблеме формирования медиакомпетентности студентов в условиях цифровизации высшего образования. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. № 1. С. 49–54. https://www.elibrary.ru/lcrdgg

15. Романов Д. К., Даукша Л. М. Психологические особенности восприятия и понимания преподавателей студентами университета. Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 2. С. 228–237. https://doi.org/10.15507/1991-9468.083.020.201602.228-237

16. Рябова М. Ю. Особенности этикета виртуальной коммуникации. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 4. С. 239–245. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-4-239-245

17. Сафонова Н. А. Цифровая этика как часть профессиональной этики и служебного этикета. Инновационные аспекты развития науки и техники. 2020. № 3. C. 163–166.

18. Montag C., Diefenbach S. Towards homo digitalis: Important research issues for psychology and the neurosciences at the dawn of the internet of things and the digital society. Sustainability, 2018, 10(2): 415–436. https://doi.org/10.3390/su10020415


Войти или Создать
* Забыли пароль?