ДЕМОКРАТИЗМ КАК БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ В РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одним из ключевых принципов, который является базовым ориентиром в конституционно-­правовом регулировании всех нововведений в законотворческом процессе, оказывается демократизм. Цель –изучить вопрос о необходимости создания гарантий на участие публичных органов федеральной территории в законотворческом процессе. Предмет – вопрос проблематики правовой природы статуса федеральной территории «Сириус», который неблагоприятно отражается на правах жителей в реализации политических прав на участие в решении вопросов государственного значения. Приводятся доводы о том, что развитие принципа демократизма сопровождается нарушениями, проявляющимися при реализации его форм органами публичной власти федеральной территории. Поиск баланса интересов между обществом и государством может быть достигнут за счет возможности граждан непосредственно или через представительные органы публичной власти реализовать свое право на участие в законотворческом процессе. По мнению автора, для реализации такого права необходимо установить в нормах общего действия гарантии, а затем детализировать порядок в нормативных правовых актах в зависимости от субъекта, его реализующего. Сущность законотворческого процесса состоит не только в совокупности форм деятельности, приводящих к преобразованию законо­творческой идеи в законопроект, но и осуществлении этого процесса на основе конституционных принципов, базовым среди которых является демократизм. Этот принцип должен стать всеобъемлющим, поскольку позволяет обеспечить всем тождественным по своему статусу субъектам в равной степени возможность участвовать в законотворческом процессе, ориентирует всех жителей и / или представительные органы на такое участие и не должен подвергаться ограничениям в зависимости от вида территорий, на которых они проживают / располагаются. Выявленные нарушения гарантий на реализацию права законодательной инициативы и других форм участия в законотворческом процессе предлагается урегулировать в федеральном законодательстве, которое положительно повлияет не только на жителей федеральной территории «Сириус», но и распространит эти гарантии на тождественные территории (например, закрытые административно-территориальные образования, наукограды и др.). Сделан вывод, что от реализации принципа демократизма зависит эффективность законотворческого процесса.

Ключевые слова:
законотворческий процесс, принципы, публичная власть, федеральная территория «Сириус», демократизм, законодательная инициатива, местное самоуправление
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Югов А. А. Законотворческий процесс в Российской Федерации как принцип системности. Казань: Бук, 2018. 48 с. https://elibrary.ru/xonnat

2. Кабышев С. В. Культура законотворчества в Канаде. Юридическая техника. 2016. № 10. С. 136–142. https://elibrary.ru/vlkprp

3. Voermans W. J. M., Napel H.-M., Passchier R. Combining efficiency and transparency in legislative processes. The theory and practice of legislation, 2015, (3): 279–294.

4. Овсепян Ж. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации). Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2. С. 9–17. https://elibrary.ru/nchpar

5. Трифонов С. Г. Конституционно-правовая характеристика народной законодательной инициативы. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2023. Т. 9. № 1. С. 253–260. https://elibrary.ru/ygueqz

6. Сергеев А. А. Проблемы демократизации законодательного процесса. Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: науч. конф. (Москва, 21–23 марта 2002) М.: МГУ, 2003. С. 316–321.

7. Ворошилова О. Н., Зуева Т. М. Правовая легитимация и формирование гражданского общества. Наукосфера. 2023. № 4-2. С. 130–135. https://elibrary.ru/svsrwi

8. Рамазанова Э. Т. Роль института народной законодательной инициативы в формировании гражданского общества в Российской Федерации. Гражданское общество и правовое государство. 2011. Т. 1. С. 51–54. https://elibrary.ru/ronyqp

9. Абрамова А. И. Законодательная идея и форма ее реализации. Журнал российского права. 2010. № 12. С. 65–72. https://elibrary.ru/ndlvvp

10. Гаджиев К. С. Гражданское общество и правовое государство. Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 9. С. 5–18. https://elibrary.ru/sfzpnx

11. Желдыбина Т. А. Демократизация законотворчества в России в контексте формирования единого мирового правового пространства. Юридическая техника. 2014. № 8. С. 150–154. https://elibrary.ru/rupwjl

12. Стариков С. С. Участие граждан в управлении федеральной территорией как фактор формирования взаимного доверия общества и органов публичной власти. Взаимное доверие государства и общества в конституционном строе России: ХIII Междунар. конституц. фор. (Саратов, 15–17 декабря 2021) Саратов: Саратовский источник, 2022. С. 167–173. https://elibrary.ru/bbdeqs

13. Иванников И. А., Остапович И. Ю. Особенности местного самоуправления на федеральной территории «Сириус». Евразийский юридический журнал. 2022. № 7. С. 95–96.

14. Мачин И. Ф. Понятие юридического закона: критический аспект. Научные труды РАЮН, ред. В. В. Гриб. М.: Юрист, 2018. С. 57–60. https://elibrary.ru/xzhqcd

15. Пискунова Е. А. Понятие законодательного процесса в Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 54–58. https://elibrary.ru/rhaynd

16. Золотухина Т. А., Тонков Е. Е. Принципы законотворческой деятельности: попытка обобщения и теоретического анализа. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. № 3. С. 89–95. https://elibrary.ru/yjmnfv

17. Фомичева О. А. Законотворческий процесс в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2022. 400 с. https://elibrary.ru/lcwcuj

18. Курячая М. М. Особенности формирования и развития гражданской активности населения федеральной территории «Сириус». Евразийский юридический журнал. 2021. № 9. С. 93–94. https://elibrary.ru/xuekcd

19. Полякова К. Ю. Право на осуществление публичной власти населением федеральной территории «Сириус». Право и государство: теория и практика. 2022. № 8. С. 51–53. https://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_51

20. Авакьян С. А. Конституционное право России. М.: Юрист, 2005. Т. 1. 719 с. https://www.elibrary.ru/qwkmzj

21. Золотухина Т. А. О некоторых проблемах правового статуса федеральных субъектов и участников законо­творческой деятельности. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 7. С. 57–62. https://elibrary.ru/wccmzb

22. Кондрашев А. А. Тенденции развития конституционного законодательства в Российской Федерации: опыт конституционной реформы 2020 года. Конституционно-правовое развитие современной России: тенденции, приоритеты, проблемы: Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 4–5 июня 2021) Уфа: Мир печати, 2022. С. 167–176. https://elibrary.ru/axuixy

23. Фомичева О. А. Право на участие органов местного самоуправления в законотворческом процессе как один из вопросов местного значения. Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 8. С. 32–38. https://doi.org/10.18572/1813-1247-2021-8-32-38

24. Авакьян С. А. Федеральное Собрание России: перспективы совершенствования организации деятельности. Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2002. № 2. С. 3–16.

25. Минх Г. В. Законодательная инициатива Президента Российской Федерации как конституционно-правовой институт. Журнал российского права. 2016. № 1. С. 89–99. https://doi.org/10.12737/17234

26. Радько Т. Н. Теория государства и права. 2-е изд. М.: Проспект, 2009. 744 с. https://elibrary.ru/qqtgbl


Войти или Создать
* Забыли пароль?