История немецкого телевидения как социокультурного и дискурсивного феномена
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Телевидение – глобальное явление, однако в каждой стране его история имеет свои особенности. Предпринята попытка хронологического анализа развития телевидения в Германии при условии сопоставления параллельных процессов в Западной и Восточной Германии – в ФРГ и ГДР. Автор придерживается системного взгляда на феномен телевидения, который предполагает рассмотрение как технических, так и социальных аспектов этого явления. Прослеживается путь телевидения от технического новшества, доступного лишь немногим, до средства массовой информации, выполняющего интегративную функцию с точки зрения формирования и трансляции актуального дискурса. Предмет – немецкое телевидение как в годы раздела страны на две независимые республики, так и после создания единого государства. Цель – выяснить специфику телевидения в Германии и соотнести универсальные мировые тенденции данного средства массовой информации с национальным контекстом конкретной страны, история которой в ХХ в. представляет собой уникальное переплетение, казалось бы, несовместимых явлений широкого диапазона – от диктатуры до демократии. Все эти явления неизбежно отра­зились не только на содержании телепередач, но и на восприятии телевидения населением, на жанровом своеобразии и социальных функциях телевещания. В результате выделены и охарактеризованы 5 этапов в развитии немецкого телевидения. I этап (конец XIX в. – 1945 г.): технические открытия, попытки их практической реализации и начало регулярного телевещания в период национал-социализма. II этап (конец 1940-х – 1950-е гг.): восстановление телевещания, начало параллельного развития телевидения в ФРГ и ГДР. III этап (1960–1970-е гг.): прояснение институциональных рамок и социальных функций телевидения. IV этап (1980-е – середина 1990-х гг.): появление новых технологий теле­вещания и коммерческих телеканалов, распад «восточного блока» и объединение Германии. V этап (1990-е гг. – наши дни): цифровизация телевидения.

Ключевые слова:
Германия, телевидение, СМИ, ФРГ, ГДР, дискурс
Список литературы

1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.: Медиум; СПб.: Ювента, 1997. 312 с.

2. Коломиец В. П. Медиатизация медиа. М.: Изд-во Московского ун-та, 2020. 256 с. https://elibrary.ru/oodsdw

3. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.

4. Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Акад. проект, 2008. 528 с.

5. Aurich R. Eberhard Fechner: Chronist des Alltäglichen. München: Edition Text + Kritik, 2019, 208.

6. Busse D. Historische Semantik. Analyse eines Programms. Stuttgart: Klett-Cotta, 1987, 334.

7. Eckert G. Die Kunst des Fernsehens. Emsdetten Westf.: Lechte, 1953, 105.

8. Engell L. Das Schaltbild: Philosophie des Fernsehens. Göttingen; Konstanz: Konstanz University Press, 2021, 432.

9. Fahlenbrach K. Medien, Geschichte und Wahrnehmung: eine Einführung in die Mediengeschichte. Wiesbaden: Springer VS, 2019, 305.

10. Fehr A. Fernsehen – Internet – Konvergenz: Klassifikationsmodell und Typologie konvergenter Bewegtbildangebote. Wiesbaden; Heidelberg: Springer VS, 2020, 258.

11. Frohne U., Haberer L., Urban A. Displays und Dispositive. Ästhetische Ordnungen. In: Display – Dispositiv: ästhetische Ordnungen, hrsg. von U. Frohne, L. Haberer und A. Urban. Paderborn: Wilhelm Fink, 2019, 9–60.

12. Heyen S. Die AfD in den Medien: Eine Framing-Analyse der Partei am Beispiel politischer Talkshows. Berlin: Carl Grossmann Verlag, 2020, 190.

13. Hickethier K. Geschichte des deutschen Fernsehens. Stuttgart; Weimar: Metzler, 1998, 594.

14. Hoff P. "Vertrauensmann des Volkes". Das Berufsbild des "sozialistischen Journalisten" und die "Kaderanforderungen" des Fernsehens der DDR – Anmerkungen zum politischen und professionellen Selbstverständnis von "Medienarbeitern" während der Honecker-Zeit. Rundfunk und Fernsehen, 1990, 38(3): 385–399.

15. Jarren O. Getrennte Wahrnehmungswelten. Die Medienstrukturen in Deutschland West und Ost sind noch kein gesamtdeutsches Forum. Der Tagesspiegel, 1997, (2).

16. Koselleck R. Begriffsgeschichten: Studien zur Semantik und Pragmatik der politischen und sozialen Sprache. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2006, 569.

17. Newiak D. Einsamkeit in Serie: Televisuelle Ausdrucksformen moderner Vereinsamung. Wiesbaden: Springer VS, 2022, 335.

18. Picht G. Die deutsche Bildungskatastrophe: Analyse und Dokumentation. Olten; Freiburg im Breisgau: Walter-Verlag, 1964, 247.

19. Stadelmaier G. Deutschlandglotzen: ganze Tage vor dem Fernseher. Springe: zu Klampen, 2020, 198.

20. Walser M. Stichworte zu einem Plädoyer. Magnum, 1959, (23): 60.


Войти или Создать
* Забыли пароль?