НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современное общество требует от многих специалистов и от педагогических работников в том числе постоянного развития и самосовершенствования. Обсуждается необходимость обеспечения организации научно-методического сопровождения для профессионально-личностного развития педагогов в системе дополнительного профессионального образования; исследуется понятие индивидуальная образовательная программа развития педагогов; аргументируется разработка программы на основе выявленных профессиональных дефицитов с помощью различных форм и способов. Цель – анализ структуры научно-методического сопровождения по профессионально-личностному развитию педагогов на основе персонифицированного и личностно-ориентированного подходов к обучению и технологий, с помощью которых реализуются цели, направленные на повышение уровня профессионального и личностного развития педагогов: наставничество, коучинг и менторинг. В результате были определены схожие и отличительные характеристики данных технологий. Используя такие методы исследования, как анализ, систематизация, обобщение. Предлагается рассматривать понятие научно-методическое сопровождение как целостную систему взаимосвязанных действий и направлений работы, ориентированных на профессионально-личностное развитие каждого педагога. Помимо этого, в работе представлены результаты апробации отдельных элементов системы научно-­методического сопровождения по итогам серии практических вебинаров с обучающимися педагогического вуза и педагогами общеобразовательных организаций.

Ключевые слова:
научно-методическое сопровождение, профессионально-личностное развитие педагога, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, диагностика профессиональных дефицитов, наставничество, менторинг, коучинг
Список литературы

1. Жилина А. И. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 3. № 2. С. 56-68. https://elibrary.ru/tkjont

2. Гейнце Л. А. Современные методы обучения педагогов на рабочем месте. Современная наука, общество и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 5 июля 2022 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2022. Ч. 2. С. 144-148. https://elibrary.ru/bqktzw

3. Давлятшина О. В. Организация образовательного методического пространства школы, обеспечивающего профессионально-личностное развитие педагогов. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 7. С. 24-31. https://www.elibrary.ru/uzbhqp

4. Вороткова И. Ю., Усачева А. В. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности. Педагогическое образование в России. 2022. № 2. С. 105-112. https://www.elibrary.ru/elxfwk

5. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Ленингр. ун-т, 1967. 183 с. https://www.elibrary.ru/jzzxvu

6. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 256 с.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. 3-е изд. М.: МПСИ, 2010. 447 с.

8. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: СПбГУ, 1993. 54 с. https://www.elibrary.ru/qzbvqb

9. Загривная Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессио­нальной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 23 с.

10. Аранова С. В., Ивашова О. А., Лазукова Н. Н., Леонтьева О. В., Подходова Н. С., Суслов В. Г. Подготовка будущих учителей к организации педагогической поддержки неуспешных учащихся. СПб.: Свое изд-во, 2013. 137 с. https://www.elibrary.ru/rrpjhj

11. Собкин В. С., Адамчук Д. В. Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации. М.: ИУО РАО, 2016. 216 с. https://elibrary.ru/wmcyln

12. Дудина О. П. Мониторинг профессиональных дефицитов педагогических работников системы дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества реализации программ. Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. № 1. С. 113-118. https://www.elibrary.ru/xbjdfh

13. Вороткова И. Ю., Усачева А. В. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности. Педагогическое образование в России. 2022. № 2. С. 105-112. https://www.elibrary.ru/elxfw

14. Гейнце Л. А. Проектирование индивидуальной образовательной программы для профессионально-­личностного развития педагогов в системе адаптивного обучения. Флагман науки. 2023. № 9. С. 199-206. https://doi.org/10.37539/2949-1991.2023.9.9.030

15. Ганичева Е. М. Применение уровневого подхода к оценке сформированности информационно-коммуни­кационной компетентности педагога. Педагогическая информатика. 2018. № 4. С. 18-24. https://www.elibrary.ru/yurozf

16. Ваныкина Г. В., Сундукова Т. О. Тренинг, фасилитация, коучинг и менторинг в непрерывном образовании. Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1. С. 648-655. https://www.elibrary.ru/vzkktj

17. Игнатьева Е. В., Рябкова Ю. В. Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля. Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 102-104. https://www.elibrary.ru/yyjkjf

18. Загоруля Т. Б. Концепция педагогической фасилитации: понятие и сущность. Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования: XX Междунар. конф. (Екатеринбург, 22-23 марта 2018 г.) Екатеринбург: УрФУ, 2018. С. 900-906.

19. Hobson A. J., Ashby P., Malderez A., Tomlinson P. D. Mentoring beginning teachers: What we know and what we don't. Teaching and Teacher Education, 2009, 25(1): 207-216. https://doi.org/10.1016/j.tate.2008.09.001

20. Никулина Н. Н., Березина С. В., Ушаков И. И. Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании. Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 165-169. https://doi.org/10.24411/2073-3305-2019-10161

21. Козилова Л. В., Фролова С. В. Развитие личностного потенциала студентов бакалавриата на учебных занятиях в ВУЗе. Образовательные ресурсы и технологии. 2022. № 3. С. 41-48. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2022-3-41-48

22. Тараданова И. И. Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников - основа профессионального роста и развития педагога. Траектория педагога: от педагогического образования к непрерывному профессиональному развитию: Mеждунар. практ. конф. (Санкт-Петербург, 13 декабря 2021 г.) М., 2021. С. 8-12.


Войти или Создать
* Забыли пароль?