Муниципальное казенное учреждение «Управление образованием Междуреченского городского округа»
Томск, Россия
В моногороде, как правило, существует дисбаланс предложений на рынке труда и отсутствие квалифицированных специалистов для работы на градообразующих предприятиях. Важное значение приобретает организация научно обоснованного процесса формирования профессионального самоопределения школьников. Решение проблемы мы видим в организации взаимодействия субъектов образовательных отношений и организаций промышленности и сферы социальных услуг моногорода. Цель – выявить, создать и апробировать организационно-педагогические условия, способствующие формированию профессионального самоопределения школьников и выбора ими профессий, востребованных в моногороде. Для достижения цели была создана информационно-образовательная среда моногорода. Взаимодействие образовательных организаций и социальных партнеров – промышленных предприятий и учреждений социальной сферы – в информационно-образовательной среде моногорода осуществлялось посредством организации сетевого обучения. Это позволило сконцентрировать образовательные программы образовательных организаций, реализующих программы внеурочной деятельности, дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, программы ресурсных центров профориентационной направленности, что обеспечило непрерывность и преемственность педагогического сопровождения формирования профессионального самоопределения школьников различных возрастных групп и взаимодействие всех субъектов образовательных отношений и социальных партнеров. В ходе экспериментальной работы разработан электронный информационно-образовательный ресурс «Профбудущее42.рф», определены технологии, методы и средства обучения школьников. Изучены возможности участия организаций промышленности и сферы социальных услуг в процессе по формированию профессионального самоопределения школьников моногорода. Для достижения цели мы использовали теоретические и эмпирические методы исследования. Анализ и синтез литературы по проблеме исследования позволили нам спроектировать информационно-образовательную среду моногорода и сконструировать электронный информационно-образовательный ресурс «Профбудущее42.рф». Проведение анкетирования и опроса школьников, направленных на выявление их образовательных и профессиональных интересов, способствовало разработке актуальных образовательных программ. В процессе педагогического эксперимента нами осуществлялись педагогическое наблюдение, анкетирование школьников для определения результативности проделанной работы. Для получения объективных результатов педагогического эксперимента использованы методы математической обработки. Полученные результаты на каждом этапе педагогического эксперимента характеризовали качественные изменения, происходившие у школьников, а также протекание педагогического процесса. Это позволяло управлять процессом педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников в информационно-образовательной среде моногорода, что отразилось на итоговых результатах педагогического эксперимента.
профессиональное самоопределение школьников, педагогическое сопровождение, моногород, информационно-образовательная среда, взаимодействие субъектов образования, система профориентации, сетевое обучение, ресурсные центры, социальные партнеры
1. Ненилин С. Н. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в муниципальной информационно-образовательной среде. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2023. Т. 21. № 1. С. 68-79. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2023-21-1-68-79
2. Насрутдинова Б. А., Явбатырова Б. Г., Коркмазов А. В. Профессиональная ориентация учащихся как психолого-педагогическая проблема. Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 85-88. https://www.elibrary.ru/rbwtrm
3. Журавлев В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов н/Д: РГУ, 1972. 199 с.
4. Касаткина Н. Э., Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях регионального рынка труда как фактор устойчивой занятости. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 31. С. 181-188. https://www.elibrary.ru/ujkfnr
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 304 с. https://www.elibrary.ru/qxywqx
6. Кон И. С. Отношение к труду и выбор профессии. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С. 194-205. https://www.elibrary.ru/vxlcuh
7. Чистякова С. Н. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен. Казанский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 4-14. https://www.elibrary.ru/yirkkp
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с. https://elibrary.ru/hajatj
9. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы. Академия АйТи, 2012. 152 с.
10. Сивоконь Е. Е. Подготовка преподавателей к использованию информационно-образовательной среды в профессиональной деятельности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. № 1. С. 127-132. https://elibrary.ru/ruwgep
11. Магамадов Н. С.-Х. Формирование информационно-технологической компетенции через виртуальное образовательное пространство. Евразийский научный журнал. 2017. № 3. С. 114-115. https://elibrary.ru/yjugcn
12. Пилипчевская Н. В., Тимофеева Н. Б. Информационно-коммуникационная образовательная среда практики как ресурс формирования и развития профессиональных компетенций бакалавров. Фундаментальные исследования. 2014. № 8-3. С. 728-733. https://elibrary.ru/sjmnah
13. Скурихина Ю. А. Информационно-образовательная среда образовательной организации: инновационная педагогическая система. Синергия Наук. 2017. № 15. С. 604-613. https://elibrary.ru/zhhdyx
14. Демчук О. В. Инновационная информационно-образовательная среда в современном пространстве вуза. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2016. № 182. С. 103-109. https://www.elibrary.ru/wyggda
15. Глазова Я. А. Организация работы по педагогическому обеспечению формирования личности в условиях сетевой формы реализации образовательных программ. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 2. С. 136-140. https://www.elibrary.ru/aucjyw
16. Лужецкая И. Г., Матина Г. О., Олефир Л. Н., Кузьмин Д. А., Нестерова Т. М. Образовательная практика реализации моделей профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия. СПб.: ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района, 2017. 104 с.
17. Попова Н. А. Образовательный интенсив как новый формат реализации проектного обучения. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 1. С. 149-156. https://doi.org/10.7442/2071-9620-2020-12-1-149-156
18. Янькин Д. В. Условия формирования профессионального самоопределения школьников в системе регионального рынка труда. Сибирский учитель. 2020. № 3. С. 5-15. https://elibrary.ru/tpaupd
19. Панькова С. Г. Использование социальных сетей в воспитательном процессе. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода к обучению в учреждениях среднего профессионального образования: педагогические чтения. (Якутск, 25 ноября 2020 г.) Якутск, 2021. С. 58-61.
20. Белослудцева Н. В. Педагогическая модель формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 4-1. С. 38-55. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-4-38-55
21. Вагайцева Е. С. Факторы, влияющие на формирование гражданственности школьников в условиях информационного общества. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2. С. 98-108. https://elibrary.ru/zcmzaf
22. Кондаурова И. Г., Игонина Т. Б. Система педагогической деятельности по подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 2. С. 80-84. https://elibrary.ru/nwhbzl
23. Трайнев В. А., Теплышев В. Ю., Трайнев И. В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. 2-е изд. М.: Дашков и Ко, 2013. 320 с. https://elibrary.ru/tidfyp