сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье анализируется стратегический подход к отраслевому развитию в России. Для этого изучается нормативно-правовая среда (стратегии, программы, проекты), которая формирует условия функционирования отраслей экономики и задает вектор отраслевого развития. Детальный анализ стратегий, программ и проектов указал на ряд значимых недостатков, существенно снижающих эффективность системы государственного управления долгосрочным отраслевым и социально-экономическим развитием. Учитывая теоретические основания значимости развития отраслей экономики в контексте обеспечения социально-экономического развития, практический опыт выстраивания на базе отраслей эффективных драйверов роста, а также имеющиеся методологические ошибки в стратегическом подходе к разработке и реализации отраслевых стратегий в России, обосновывается необходимость и важность изменения методологического подхода к стратегированию в России. В качестве эффективного решения предлагается использовать методологию отраслевого стратегирования, базирующуюся на общей теории стратегии и методологии разработки и реализации стратегий отечественной школы стратегирования, основоположником которой является академик, Иностранный член РАН В. Л. Квинт.
теория стратегии, отраслевое стратегирование, отраслевое развитие, социально-экономическое развитие
1. Антонов В. И. Ли Куан Ю - отец «сингапурского чуда» // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2009. № 2. С. 62-76.
2. Бедняков А. С., Миэринь Л. А. Национальные проекты России: проблемы и решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 4. С. 20-25.
3. Братченко С. А. К вопросу об управлении государственными программами (на примере государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности») // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 3. С. 88-108. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2021_3_88_108
4. Глазьев С. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. 254 с.
5. Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290-299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299
6. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
7. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 2. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. 164 с.
8. Кириллов В. Н., Балакин А. Д. За 50 лет Индонезия превратилась из аграрной в новую индустриальную страну и успешно преодолела «ресурсное проклятие» // Россия и Азия. 2022. № 5. С. 6-14.
9. Ковалева И. П. Модели экономического роста: теория и практика кейнсианства // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 45. С. 6-14.
10. Козырев А. А. Исследуя методологические основы стратегирования социально-экономического развития // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 4. С. 434-447. https://doi.org/Ihttps://doi.org/10.17073/2072-1634-2020-4-434-447
11. Комаров А. В., Денисова В. В. Сингапурское «экономическое чудо»: факторы роста, сущность, последствия // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-2. С. 1198-1202.
12. Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 283 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3
13. Коровин Г. Б. Результативность государственной поддержки обрабатывающей промышленности в индустриальных регионах РФ // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 4. С. 1256-1269. https://doi.org/10.17059/ekon. reg.2021-4-15
14. Мельянцев В. А., Адрова И. С. Основные факторы экономического роста Индонезии - четвертой экономики Азии // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 1. С. 86-106.
15. Мирзиеева С. Ш. Обоснование стратегической приоритетности отраслей в структуре экономики Узбекистана // Экономика промышленности. 2019. Т. 12. № 1. С. 4-17. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2019-1-4-17
16. Не Юнъю. Стать лидером - внутренняя логика экономической стратегии Китая. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2022. 238 с. https://doi.org/0.22394/978-5-89781-739-9-1-236
17. Панкова Л. Н. Экономика современной Индии: тренды глобального развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 9А. С. 106-112. https://doi.org/10.34670/AR.2022.90.25.006
18. Пахомова Л. Ф. Индонезия: выбор модели социально-экономического развития // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2010. № 14. С. 122-144.
19. Пищулин Н. С. Оценка внешнеторговой интеграции экономик России, Китая и Индии // Финансовые рынки и банки. 2022. № 5. С. 61-66.
20. Плеханов Д. А. Обзор отраслевых документов стратегического планирования в России // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2016. № 2. С. 123-135.
21. Плотников В. А, Шамахов В. А. Стратегическое управление: глобальный подход // Управленческое консультирование. 2013. № 5. С. 157-164.
22. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 431 с.
23. Прытков И. В., Родионова В. Н. Характеристика современных подходов к выработке стратегии развития предприятия // Организатор производства. 2011. Т. 50. № 3. С. 39-44.
24. Растянникова Е. В. Государственное планирование экономического развития в странах БРИКС // Восточная аналитика. 2016. № 3. С. 20-35.
25. Ремизова Т. С. Анализ и оценка эффективности реализации государственной программы в области развития промышленности России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. № 12. С. 1380-1392. https://doi.org/10.24891/fa .10.12.1380
26. Римский В. Л. Постиндустриальное общество и социальный капитал в современной России // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2009. Т. 2. № 5. С. 26-37.
27. Сасаев Н. И. Фундаментальная основа для формирования новой культуры стратегирования // Экономика промышленности. 2021. Т. 14. № 2. С. 153-163. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-2-153-163
28. Сасаев Н. И. Стратегирование газовой отрасли России: дальневосточный вектор / под науч. ред. С. М. Дарькина, В. Л. Квинта. Москва: Первое экономическое издательство, 2022. 164 с. https://doi.org/10.18334/9785912924446
29. Сасаев Н. И. Стратегическая диагностика отрасли как объекта стратегирования // Управленческое консультирование. 2021. № 9. С. 58-68. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-9-58-68
30. Сасаев Н. И. Роль отраслевого стратегирования в период постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3. С. 107-110.
31. Скориков В. В., Мансур Д. Н. Путь Китайской народной республики к экономическому чуду // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 1. С. 84-93. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-1-84-93
32. Стратегирование технологического суверенитета национальной экономики / В. Л. Квинт [и др.] // Управленческое консультирование. 2022. № 9. С. 57-67. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-9-57-67
33. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее: создание рынков завтрашнего дня / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2002. 275 с.
34. Цивилева А. Е., Голубев С. С. Методология стратегического управления угледобывающими предприятиями в чрезвычайный период // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 4. С. 470-482. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-470-482
35. Antecedents and consequences of marketing strategy making: a model and a test / A. Menon [et al.] // Journal of marketing. 1999. Vol. 63. № 2. С. 18-40.
36. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. N.Y.: Basic Books, 1973. 616 p.
37. Doyle P., Stern P. Marketing management and strategy. Pearson Education Limited, 2006. 464 p.
38. Hannan M. T., Freeman J. H. Organizational ecology. Harvard University Press, 1993. 384 p.
39. Hill T., Westbrook R. SWOT analysis: it's time for a product recall // Long range planning. 1997. Vol. 30. № 1. С. 46-52.
40. Kvint V. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York, London: Routledge, 2016. 519 p.
41. Kvint V. The global emerging market: strategic management and economics. New York; London: Routledge, 2009. 453 p.
42. Kvint V. L. Konzepte der Strategie: Impulse für Führungskräfte. Munchen: UVK Verlag, 2021. 128 p.
43. Mescon M., Albert M., Khedouri F. Management. Harpercollins College Div. Publ., 1988. 777 p.
44. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N. Y.: Free Press, 1980. 422 p.
45. Rostow W. W. The stages of economic growth // The Economic History Review. 1959. Vol. 12. № 1. P. 1-16. https://doi.org/10.1111/j.1468-0289.1959.tb01829.x
46. Rostow W. W. Politics and the Stages of Growth. N.Y.: Cambridge University Press, 1971. 410 p.
47. Strategies for diversification / H. I. Ansoff [et al.] // Harvard business review. 1957.Vol. 35. № 5. С. 113-124.
48. The Strategy Process: Concepts, Contexts, Cases: Global 4th Edition / H. Mintzberg [et al.]. Financal Times Management, 2002. 1040 p.