ВОСПРИЯТИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ СТАРШИМ И МЛАДШИМ ПОКОЛЕНИЯМИ РОССИЙСКИХ КИНОЗРИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ЧЕБУРАШКА»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность статьи связана с изучением природы виртуальной реальности как части цифровой реальности информационного (цифрового) общества. Цель – выявить специфические особенности создания виртуального пространства фильма «Чебурашка» как фактора успеха проката художественного фильма. Основной метод – информационно-­коммуникационный метод в его ризомной парадигме. В результате постмодернистского анализа выявлена сеть взаимосвязанных цитат, отсылок, складок, сформировавших виртуальную реальность волшебной страны. Контент-анализ комментариев и рецензий зрителей старшего поколения (от 45 лет) и качественное исследование (фокус-группа в возрасте 18–24 лет) показали, что виртуальную реальность фильма восприняли молодые люди как представители цифрового поколения, в то время как старшее поколение – как полнометражную версию мультипликационного фильма, который они смотрели в детстве. В отличие от молодых людей, практически полностью принявших фильм, более трети старшего поколения высказалось о фильме критически. Выявлена роль принятия виртуальной реальности фильма как фактор эффективности создания виртуальной коммуникации с массовым зрителем, что имеет прикладное значение при планировании детских, юношеских и семейных картин. Показано, что эффективность опоры на ностальгию по прошлому существенно снижена.

Ключевые слова:
виртуальная реальность, кинематограф, информационное / цифровое общество, постмодернистский анализ, виртуальная коммуникация, теория поколений, фокус-группы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 381 с.

2. Бреслер М. Г. Онтология сетевого бытия. Уфа: УГНТУ, 2020. 110 с. https://elibrary.ru/kgjebq

3. Делёз Ж. Кино. М.: АД Маргинем, 2012. 560 с.

4. Делёз Ж., Гваттари П.-Ф. Тысяча плато: капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. 560 с.

5. Деррида Ж. Позиции, ред. Э. Н. Сагетдинов. М.: Акад. проект, 2007. 160 с.

6. Елхова О. И. Индекс виртуальности: философское обоснование. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 21. № 3. С. 99-107. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V106

7. Соколов Е. С. Счастье предателя: как говорят о компьютерных играх. Логос. 2015. Т. 25. № 1. С. 157-179. https://elibrary.ru/uhxzkt

8. Тасич В. Математика и корни постмодернистской философии. М.: Канон +, 2022. 368 с.

9. Туманов А. И. Отечественный кинематограф и его значение в формировании национальной идентичности. Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27. № 3. С. 35-49. https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.3.4

10. Guattari P.-F. The Guattari Reader, ed. Genosko G. Oxford; Cambridge: Wiley-Blackwell, 1996. 336.

11. Peirce on signs: writings on semiotic by Charles Sanders Peirce, ed. Hoopes J. UNC, 1991, 294.


Войти или Создать
* Забыли пароль?