ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлена структура и обосновано дидактическое предназначение учебно-методических материалов для обучения деловому английскому языку лиц с нарушениями зрения. Цель – разработать электронное учебное пособие для обучения иностранному языку лиц с ограниченными возможностями здоровья, которое позволит им не только получать знания в процессе самостоятельной работы, но и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса. Изучен мировой опыт адаптации учебно-методических материалов для инклюзивного образования, проведен теоретический анализ, позволяющий выявить основные тенденции создания адаптированных ресурсов. В результате разработано электронное пособие, удовлетворяющее всем требованиям, предъявляемым для обучения студентов с нарушениями зрения. За счет цифровых технологий обеспечена легкая навигация по разделам, пособие характеризуется доступностью словаря, примеров использования конструкций, простотой изложения теоретического материала и лаконичностью формулировок заданий, предусмотрена система тестирования приобретенных знаний. Доказана эффективность способов подачи материала. Показано, каким образом теория и практика, представленные в аудиоформате, способствуют активному усвоению официально-деловой лексики на слух.

Ключевые слова:
учебно-методические материалы, инклюзивное образование, высшее образование, ограниченные возможности здоровья, адаптивное обучение, дистанционное обучение, цифровые техно­логии, аудиоформат
Список литературы

1. Малахов С. В., Сыркин Л. Д. Методические подходы к классификации ассистивных технологий, реализуемых в интересах повышения качества жизни лиц с глубокими нарушениями зрения. Вестник восстановительной медицины. 2015. № 2. С. 65-68. EDN: UFZMZR

2. Бакшутова Е. В. Инклюзия как цель и ценность университета. Инклюзия для всех: социальная инклюзия в современном социокультурном пространстве: Междунар. модульная науч.-практ. конф. (Самара, 23 марта - 13 мая 2020 г.) Самара: Самар. ун-т, 2020. С. 41-43. EDN: XOJMTJ

3. Мелихов Ю. В., Тугулева Г. В. Новые цифровые решения в обучении людей с нарушением зрения в современной инклюзивной образовательной среде. Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 1. С. 12-18. https://doi.org/10.18503/2658-3186-2022-6-1-12-18

4. Градалева Е. А., Хьюстон М. Стратегии проведения дистанционных научных мероприятий для лиц с нарушениями зрения. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2021. Т. 18. № 4. С. 35-44. https://doi.org/10.17673//vsgtu-pps.2021.4.3

5. Градалева Е. А. Деловой английский язык: учебное пособие для лиц с ОВЗ (аудиоматериалы для лиц с нарушениями зрения). Самара: СамГТУ, 2021. 134 c.

6. Алехина С. В. Золотое сечение: психологическая канва инклюзии. Инклюзивное образование, сост. М. Р. Битянова. М.: Клас. рук-во и воспитание школьников, 2015. С. 11-17. EDN: VPJPTZ

7. Пекпаева М. А. Информационное общество: современные реалии и проблемы развития. Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 11. С. 3364-3374. https://doi.org/10.35775/PSI.2020.63.11.035

8. Battistin T., Mercuriali E., Zanardo V., Gregori D., Lorenzoni G., Nasato L., Reffo M. E. Distance support and online intervention to blind and visually impaired children during the pandemic COVID-19. Research in Developmental Disabilities, 2021, 108. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2020.103816

9. Asrorov I. F. o`g`li. Problems and solutions of teaching classes with blind students. Proceedings of 8th International Multidisciplinary Scientific Conference on Innovative Technology, Manchester, 25 May 2021. 2021, vol. 26, iss. 1, 13-15.

10. Айсмонтас Б. Б., Панюкова С. В., Саитгалиева Г. Г. Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе. Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 60-70. https://doi.org/10.17759/pse.2017220108

11. Рогалева Е. В., Соловьева Д. С. Инновационные технологии в инклюзивном образовании. Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: VI Всерос. науч. конф. с Междунар. участием. (Иркутск, 22 апреля 2022 г.) Иркутск: ИГУ, 2022. С. 253-258. https://doi.org/10.26516/978-5-9624-2032-5.2022.1-490

12. Fansury A. H., Lutfin N., Arsyad S. N. Audio books as teaching media to blind students in learning EFL. Klasikal: Journal of Education, Language Teaching and Science, 2019, 1(1): 1-9. https://doi.org/10.52208/klasikal.v1i1.4

13. Fayziyeva M. Ch. Creating materials on the basis of an integrated approach to English language teaching for blind teenagers. Spanish Journal of Innovation and Integrity, 2022, 7: 296-301.

14. Khan A., Khusro S. An insight into smartphone-based assistive solutions for visually impaired and blind people: issues, challenges and opportunities. Universal Access in the Information Society, 2021, 20(2): 265-298. https://doi.org/10.1007/s10209-020-00733-8

15. Batanero C., De-Marcos L., Holvikivi J., Hilera J. R., Otón S. Effects of new supportive technologies for blind and deaf engineering students in online learning. IEEE Transactions on Education, 2019, 62(4): 270-277. https://doi.org/10.1109/TE.2019.2899545

16. Luna A. Da Silva, Jatoba P. I. B., Viana T., Pacheco F. Implementing an Android tool for visually impaired students of e-learning. International Journal of Engineering Research and Applications, 2016, 6(4): 95-99.

17. Samigulina G. A., Shayakhmetova A. S. Smart-system of distance learning of visually impaired people based on approaches of artificial intelligence. Open Engineering, 2016, 6(1): 359-366. https://doi.org/10.1515/eng-2016-0051

18. Abduvokhidova Sh. A. Teaching English as a second language to visually impaired or blind students. Journal of Pedagogical Inventions and Practices, 2021, 2(2): 57-59.

19. Богданова Т. М. Структурная организация интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха на разных этапах психического развития: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2010. 42 с. EDN: QGWDJN

20. Соломина Е. Н., Шевырева Т. В. Обеспечение качества высшего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Специальное образование. 2019. № 4. С. 114-129. https://doi.org/10.26170/sp19-04-10

21. Попова Т. М. Информационные технологии в обучении лиц с нарушением зрения. Казанский педагогический журнал. 2020. № 2. С. 205-210. https://doi.org/10.34772/KPJ.2020.139.2.028

22. Абкадырова И. Р., Шевцова М. А. Об опыте составления учебно-методического комплекса по испанскому языку для обучающихся с нарушением зрения. Наука и школа. 2020. № 3. С. 68-73. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2020-3-68-73

23. Интерактивные компьютерные программы и ассистивные информационные технологии в коррекционной работе, сост. Т. Н. Семенова. Чебоксары: ЧГПУ, 2021. 195 c. EDN: PGBAOL

24. Ростомашвили И. Е. Школа театрального тифлокомментатора. СПб.: КАРО, 2022. 42 с. EDN: QKWWJE

25. Градалева Е. А. Деловой английский язык для инженеров-строителей. Самара: СГАСУ, 2015. 220 с. EDN: UWSWUH

26. Lintangsari A. P., Emaliana I. Inclusive education services for the blind: values, roles, and challenges of university EFL teachers. International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE), 2020, 9(2): 439-447. http://doi.org/10.11591/ijere.v9i2.20436


Войти или Создать
* Забыли пароль?