ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЕДУЩИЙ ФОРМАТ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены особенности коммуникативного поведения молодежи в сетевом дискурсивном прос­транстве. Цель – оценка характерных языковых особенностей молодежи в социальных сетях. Материалом послужили данные анкетирования, направленного на выявление мотивов и целей молодежи в сетевой коммуникации. Опрошено 150 студентов разных факультетов и курсов; 100 школьников в возрасте 12–17 лет прошли анонимный опрос. На молодежных площадках Рунета собраны данные интернет-обсуждений, комментарии участников общения. Результаты показали, что реконструирование портрета языковой личности молодого пользователя социальных сетей связано с несколькими факторами. Во-первых, в интернет-пространстве формируется особая цифровая языковая личность. Она выступает как синтез реальной языковой личности с ее сконструированным образом. Ей свойственны свои языковые особенности, которые раскрываются в новом, видоизмененном самой молодежью лексиконе, сленге. У современного студента в контексте социальных сетей происходит синтез двух сфер – образовательной и коммуникативной. Словарный запас современного подростка сводится к простым разговорным выражениям, часто ненормативной лексике (нецензурным словам), жаргону. Речь подростков стала весьма повседневной и реальной. Большинство слов современного сленга имеет несколько особенностей: в основном это сокращенные и заимствованные слова. Динамичность современного мира отражается в весьма частотном употреблении глаголов и имен существительных с событийным значением. Во-вторых, на этом фоне текст все чаще сопровождается иллюстрациями, стикерами, смайлами и др. Подчеркивается важность социальных сетей для самовыражения молодежи.

Ключевые слова:
коммуникативный портрет, языковая личность, социальная сеть, дискурс, молодежный дискурс
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Арзуманова Р. А., Дрогова Г. М. Коммуникативный портрет будущего врача: к постановке проблемы. Поли­лингвиальность и транскультурные практики. 2015. № 1. С. 7-11. EDN: TMGDCH

2. Безукладников К. Э., Крузе Б. А., Жигалев Б. А., Сорокоумова С. Н., Егорова П. А. Психологическая безопасность в школьном и вузовском лингвистическом образовании. Язык и культура. 2018. № 44. С. 134-151. https://doi.org/10.17223/19996195/44/9

3. Голев Н. Д. О конкуренции акустико-аудиального и мануально-визуального кодов современной письменной коммуникации. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 4. С. 1024-1031. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1024-1031

4. Голев Н. Д., Иркова А. В. Коммуникативный портрет современного российского студента и школьника - пользователей социальных сетей и других форм виртуального общения. Фундаментальные проблемы гуманитарных наук: опыт и перспективы развития исследовательских проектов РФФИ: мат-лы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. (Барнаул, 24-26 сентября 2020 г.) Барнаул: АлтГПУ, 2020. С. 221-224. EDN: KYGWNE

5. Гурулева Т. Л. Сопоставительный анализ коммуникативного поведения этнической языковой личности: параметры и технология описания речевого портрета. Культура и цивилизация. 2016. Т. 6. № 6A. С. 326-335. EDN: YRPMGF

6. Диков А. В. Цифровые образовательные ресурсы и социальные сети. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. 256 c. EDN: NWEXFE

7. Иванов А. В., Фотиева И. В. Социально-психологический портрет современной молодежи: оценка системы ценностей. Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4. С. 394-396. EDN: SYAADJ

8. Кибрик А. А. Русский мультиканальный дискурс. Часть I. Постановка проблемы. Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 70-80. https://doi.org/10.7868/S0205959218010075

9. Кошкарова Н. Н. Аксиологические характеристики дискурса новой чувствительности: как реальность отражается в языке. Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2021. № 2. С. 53-68. https://doi.org/10.31249/chel/2021.02.04

10. Кошкарова Н. Н., Яковлева Е. М. Дискурс новой эмоциональности: коммуникативные практики цифровой реальности. Политическая лингвистика. 2019. № 5. С. 147-152. https://doi.org/10.26170/pl19-05-15

11. Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Горшкова Л. А. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. C. 61-69. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2021-2-61-69

12. Социальные сети: комплексный лингвистический анализ, отв. ред. Л. Г. Ким. Кемерово: КемГУ, 2021. Т. 1. 300 с. EDN: KEGPIU

13. Стратегирование цифрового Кузбасса, науч. ред. В. Л. Квинт. Кемерово: КемГУ, 2021. 434 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2796-6

14. Фундаментальная лингвистика и проблемы судебной экспертизы: социальные сети как объект научного и экспертного анализа: сб. науч. работ по итогам Междунар. науч. конф. (Москва, 5-6 октября 2021 г.) М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2022. 436 с. EDN: ZHASCX

15. Corbisiero F. How to study online networking: the role of social network analysis. Punziano G., Paoli A. D. Handbook of research on advanced research methodologies for a digital society. IGI Global, 2022. С. 360-374. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-8473-6.ch022

16. Abbasianjahromi H., Etemadi A. Applying social network analysis to identify the most effective persons according to their potential in causing accidents in construction projects. International Journal of Construction Management, 2022, 22(6): 1065-1078. https://doi.org/10.1080/15623599.2019.1683688

17. Aguilar-Gallegos N., Klerkx L., Romero-García L. E., Martínez-González E. G., Aguilar-Ávila J. Social network analysis of spreading and exchanging information on Twitter: the case of an agricultural research and education centre in Mexico. The Journal of Agricultural Education and Extension, 2022, 28(1): 115-136. https://doi.org/10.1080/1389224X.2021.1915829

18. Chen L., Chen J., Xia C. Social network behavior and public opinion manipulation. Journal of Information Security and Applications, 2022, 64. https://doi.org/10.1016/j.jisa.2021.103060


Войти или Создать
* Забыли пароль?