ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАЯЗЫКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье нашли отражение теоретическое представление о метаязыковой деятельности и данные экспериментальной работы. Авторами изложены содержание и результаты исследования метаязыковой деятельности младших школьников, состояние которой является значимым параметром оценки их языковой личности, в том числе при наличии общего недоразвития речи. Описан контингент участников исследования. Представлены и охарактеризованы уровни сформированности метаязыковой деятельности у обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи, определены дефицитарные операции в составе ее фонологического, морфологического, синтаксического и прагматического компонентов. Рассмотрены когнитивные операции: идентификация, анализ, синтез и обобщение. Отражены статистические показатели взаимосвязи компонентов метаязыковой деятельности. Разработана типология заданий на фонологическом и морфологическом уровнях для формирования исследуемых компонентов через наработку когнитивных операций. Цель – сформулировать основные идеи и направления логопедической работы, позволяющей преодолеть выявленные дефициты у школьников с общим недоразвитием речи. Полученные данные могут быть использованы при организации исследовательской работы в области логопедии. Область применения – практическая деятельность учителей-логопедов, направленная на коррекцию нарушений речи у младших школьников, реализуемая посредством использования подходов к формированию компонентов метаязыковой деятельности.

Ключевые слова:
дети с нарушениями речи, общее недоразвитие речи, логопедия, младший школьный возраст, мета­языковая деятельность, когнитивные операции
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Алмазова А. А. Возможности реализации антропоцентрического подхода к освоению языка в современной логопедии. Наука и школа. 2019. № 1. С. 78-83. EDN: BQSOSW

2. Алмазова А. А., Саввиди М. И. К вопросу об изучении метаязыковой деятельности младших школьников. Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. «57-е Евсевьевские чтения». (Саранск, 15-16 апреля 2021 г.) Саранск: МГПУ, 2021. EDN: XCEIOK

3. Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1977. 341 с.

4. Карлов В. А., Шкловский В. М., Золовкина В. С. Развитие представлений об организации речевой системы. Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2017. Т. 117. № 5. С. 4-8. https://doi.org/10.17116/jnevro2017117514-8

5. Vander Stappen C., Van Reybroeck M. Phonological awareness and rapid automatized naming are independent phonological competencies with specific impacts on word reading and spelling: an intervention study. Frontiers in Psychology, 2018, 9. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00320

6. Schiff R., Saiegh-Haddad E. Development and relationships between phonological awareness, morphological awareness and word reading in Spoken and Standard Arabic. Frontiers in Psychology, 2018, 9. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00356

7. Manolitsis G., Grigorakis I., Georgiou G. K. The longitudinal contribution of early morphological awareness skills to reading fluency and comprehension in Greek. Frontiers in Psychology, 2017, 8. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01793

8. Van Reybroeck M. Grammatical spelling and written syntactic awareness in children with and without dyslexia. Frontiers in Psychology, 2020, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01524

9. Deacon S. H., Kieffer M. J. Understanding how syntactic awareness contributes to reading comprehension: evidence from mediation and longitudinal models. Journal of Educational Psychology, 2018, 110(1): 72-86. https://doi.org/10.1037/edu0000198

10. Tonga X. Mcbride C. A reciprocal relationship between syntactic awareness and reading comprehension. Learning and Individual Differences, 2017, 57: 33-44. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.05.005

11. Andrés-Roquetal C., Katsos N. The contribution of grammar, vocabulary and theory of mind in pragmatic language competence in children with autistic spectrum disorders. Frontiers in Psychology, 2017, 8. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00996

12. Metalinguistic awareness in children: theory, research, and implications, eds. Tunmer W. E., Pratt C., Herriman M. L. Berlin-Heidelberg-N. Y.-Tokyo: Springer-Verlag, 1984, 238. https://doi.org/10.1007/978-3-642-69113-3

13. Bialystok Е. Symbolic representation and attentional control in pragmatic competence. Interlanguage pragmatics, ed. Kasper G., Blum-Kulka Sh. N. Y.-Oxford: Oxford University Press, 1993, 43-64.

14. Karmiloff-Smith A. From meta-processes to conscious access: evidence from children's metalinguistic and repair data. Cognition, 1986, 23(2), 95-147. https://doi.org/10.1016/0010-0277(86)90040-5

15. Gombert J. E. Metalinguistic development in first-language acquisition. Encyclopedia of language and education. Vol. 6: Knowledge about language, eds. Van Lier L., Corson D. Dordrecht: Springer, 1997, 43-51. https://doi.org/10.1007/978-94-011-4533-6_5

16. Воробьева Т. А. К вопросу о разграничении метаязыковой деятельности и языковой рефлексии детей. Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. № 196. C. 61-68. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-196-61-68

17. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи. Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9. № 4. С. 39-41.

18. Саркисова Э. В. Моделирование процесса идентификации незнакомого слова. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2014. № 2. С. 346-351. EDN: SXTBIF

19. Ушакова Т. Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: Пер Сэ, 2004. 256 с. EDN: SGUWZN

20. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика. Структурализм: «за» и «против», ред. Е. Я. Басин, М. Я. Поляков. М.: Прогресс, 1975. С. 193-230.

21. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М.: Директ-Медиа, 2013. 561 с. EDN: SULSGB

22. Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез. М.: Прометей, 2013. 192 с. EDN: SDTQWV

23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2018. 713 с.

24. Грибова О. Е. Организация работы по формированию грамматического строя речи учащихся в специальной школе. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, ред. А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. М.: ВЛАДОС, 2011. С. 196-203. EDN: SDSQZJ

25. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: Ун-т, 1999. 332 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?