ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Вопросы организации и содержания подготовки педагогов к работе в новых условиях обучения в системе непрерывного педагогического образования остаются недостаточно изученными и требуют единого подхода к подготовке педагогических кадров к профессиональной деятельности. Актуальность исследования заключается в необходимости формирования цифровых компетенций у научно-педагогических и профессионально-педагогических работников профессионального образования для организации учебного процесса с применением цифровых образовательных технологий, что обусловлено формированием и развитием цифровой образовательной среды на всех уровнях организации образовательной деятельности. Цель – выявить уровень сформированности цифровых компетенций у педагогических работников профессионального образования после освоения ими разработанной авторской дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Цифровые технологии в работе преподавателей». Методы исследования: анализ и обобщение научной, научно-практической литературы, локальных нормативных документов вуза; обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, анкетирование). В результате исследования выявлена необходимость повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высшей школы с целью формирования цифровых компетенций для осуществления педагогической деятельности в условиях цифровой трансформации образования. Описана сущность понятия цифровые компетенции. Рассмотрены этапы апробации дополнительной профессиональной программы для ее последующего внедрения в образовательный процесс вуза. Проведенное исследование позволяет утверждать, что разработанная программа обеспечивает системный процесс повышения квалификации педагогических кадров в условиях цифровизации образования; системное формирование и повышение уровня цифровых компетенций у преподавателей; определение уровня их сформированности с помощью разработанного фонда оценочных средств; разработку электронно-обучающих курсов, которая стала возможной на основании повышения уровня сформированности цифровых компетенций; повышение эффективности учебного процесса в новых цифровых условиях за счет внедрения электронно-обучающих курсов в учебный процесс. Данную программу целесообразно внедрять в деятельность образовательных организаций с целью повышения квалификации педагогических кадров специальной подготовки обучения, дополнительной подготовки обучения и послевузовского профессионального образования.

Ключевые слова:
цифровая трансформация образования, цифровые компетенции, профессиональное образование, электронно-обучающий курс, дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, платформа LMS Moodle, массовые открытые онлайн-курсы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Горшкова Л. А. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 61-69. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2021-2-61-69

2. Суходаева Т. С., Акберов К. Ч. Цифровая трансформация современного высшего образования. Информация и образование: границы коммуникаций. 2019. № 11. С. 15-16.

3. Попова О. И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики. Вопросы управления. 2018. № 5. С. 158-160.

4. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25-36. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2018-3-25-36

5. Higgins S., Xiao Z., Katsipataki M. The impact of digital technology on learning: a summary for the education endowment foundation. Durham: Durham University, 2012, 52.

6. Gallardo-Echenique E. E., Molías L. M., Bullen M. Students in higher education: social and academic uses of digital technology. RUSC. Universities and Knowledge Society Journal, 2015, 12(1): 25-37. http://dx.doi.org/10.7238/rusc.v12i1.2078

7. Алькова Л. А. Критерии сформированности ИКТ-компетентности личности посредством Т-технологии. Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1. С. 105-106.

8. Ачкасова О. Г. Формирование и развитие цифровых компетенций специалистов в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров Кузбасса. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 99-106.

9. Бугрова О. В. К вопросу определения понятия «Информационная компетентность учителя». Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 1. С. 6-11.

10. Владыко А. В. Компетенции педагога для эффективной работы в цифровой образовательной среде. Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 27-28 апреля 2020 г.) Екатеринбург: УрФУ, 2020. С. 263-266.

11. Кубрушко П. Ф., Назарова Л. И., Симан А. С. Подготовка преподавателей к инновационной педагогической деятельности в условиях цифровизации аграрного образования. Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В. П. Горячкина». 2019. № 5. С. 40-45.

12. Ломаско П. С., Симонова А. Л. Основополагающие принципы формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров в условиях смарт-образования. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 7. С. 78-84.

13. Петрова В. С., Щербик Е. Е. Измерение уровня сформированности цифровых компетенций. Московский экономический журнал. 2018. № 5-3. С. 237-244. https://doi.org/10.24411/2413-046X-2018-15114

14. Ячина Н. П., Фернандез О. Г. Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза. Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 134-138.

15. Redecker C. European framework for the digital competence of educators: DigCompEdu. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017, 95. https://doi.org/doihttps://doi.org/10.2760/159770

16. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления, под ред. М. С. Шклярук, Н. С. Гаркуши. М.: РАНХиГС, 2020. 84 с

17. Bonk C. J., Graham C. R., Cross J., Moore M. G. The handbook of blended learning: global perspectives, local designs. San Francisco, CA: John Wiley & Sons; Pfeiffer, 2006, 624. https://doi.org/10.1186/s41239-017-0087-5

18. Dziuban C. D., Graham C. R., Moskal P. D., Norberg A., Sicilia N. Blended learning: the new normal and emerging technologies. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2018, 15(3). https://doi.org/10.1186/s41239-017-0087-5

19. Rice W. Moodle e-learning course development: a complete guide to successful learning using Moodle. 3rd ed. Birmingham: Packt, 2015, 404.

20. Badia A., Garcia C., Meneses J. Approaches to teaching online: exploring factors influencing teachers in a fully online university. British Journal of Educational Technology, 2017, 48(6): 1193-1207. https://doi.org/10.1111/bjet.12475

21. Зеер Э. Ф., Ломовцева Н. В., Третьякова В. С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования. Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26-39. https://doi.org/10.26170/po20-03-03

22. Горбунова Л. Н., Лаврентьева И. В., Цвелюх И. П. Модель повышения квалификации педагогов с сопутствующим обучением информационно-коммуникационным технологиям. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С. 117-121.

23. Темербекова А. А., Мещерякова К. С. Моделирование учебной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения в системе Moodle. МАК: «Математики - Алтайскому краю»: сб. тр. Всерос. конф. по математике с Междунар. участием. (Барнаул, 1-5 июля 2020 г.) Барнаул: АлтГУ, 2020. С. 317-321.

24. Пьяных Е. Г. Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности менеджера образования. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т 11. № 32. С. 375-379.


Войти или Создать
* Забыли пароль?