Диагностика профессиональных дефицитов учителей в условиях цифровой образовательной среды
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены результаты диагностики дефицитов учителей Забайкальского края (Россия). Диагностика проведена с помощью карты самооценки учителями выполняемых трудовых действий по блокам: обучение, воспитание и развивающая работа. В основе методики – профессиональный стандарт педагога. В результате исследования получено описание трудовых действий, по которым педагоги считают в разной степени компетентными. Участники высоко оценили свои умения по организации учебных занятий, оцениванию знаний учеников, развитию у них познавательной активности, самостоятельности, способностей. Опрошенные считают затруднительными приобщение обучающихся к информационно-коммуникационным технологиям, развитие у них мотивации к обучению, внедрение современных интерактивных способов воспитания, обеспечение безопасной и комфортной в психологическом плане образовательной среды, работу с родителями и т. д. Учителя оценивают свои профессиональные действия в цифровой среде как удовлетворительные и признают, что нуждаются в помощи. Новизна работы представлена получением новых региональных данных о профессиональных дефицитах педагогов в цифровой образовательной среде.

Ключевые слова:
профессиональный дефицит, трудовые действия, цифровая среда
Список литературы

1. Айгунова О. А., Вачкова С. Н., Реморенко И. М., Семёнов А. Л., Тимонова Е. Н. Оценка профессиональной деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. Т. 40. № 2. С. 8-23.

2. Алтынникова Н. В., Музаев А. А. Оценка предметных и методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов. Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 1. С. 31-41.

3. Геворкян Е. Н., Иоффе А. Н., Шалашова М. М. Диагностика педагога: от контрольного измерения к определению дефицитов для профессионального роста. Педагогика. 2020. № 71. С. 74-86.

4. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования. Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 4. С. 33-45.

5. Ильясов Д. Ф., Селиванова Е. А., Севрюкова А. А., Буров К. С. Методические стратегии преодоления профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. Т. 44. № 3. С. 5-18.

6. Никифорова Е. А., Петрова Е. Г., Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда школы и ее влияние на социальные установки обучающихся. Непрерывное образование. 2021. Т. 35. № 1. С. 69-78.

7. Петунин О. В. Профессиональные затруднения педагога при внедрении ФГОС общего образования. Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1.

8. Плотникова А. М. Профессиональная некомпетентность как поле языковой игры. Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2016. № 2. С. 192-198.

9. Потёмкина Т. В. Проблемы выявления профессиональных дефицитов учителей при проектировании программ повышения качества образования. Источник. 2018. № 1. С. 6-9.

10. Сорокова М. Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 2. С. 44-58


Войти или Создать
* Забыли пароль?