АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу влияния академической мобильности на установку и поддержание между­народного коммуникативного взаимодействия вузов, а также стран. Цель – выявить роль академической мобильности в PR-деятельности высшего учебного заведения на международном уровне. Для теоретической части исследования был использован метод контент-анализа отечественной и зарубежной научной литературы, для эмпирической части – метод проблемных интервью с применением онлайн-анкетирования студентов – участников программ международных студенческих обменов разных вузов. Авторы рассматривают понятие PR-технология и специфику PR-деятельности в высших учебных заведениях. Описываются наиболее распространенные технологии PR-сопровождения деятельности вузов. Академическая мобильность выделяется как одна из эффективных PR-технологий высших учебных заведений, субъектами которой могут выступать студенты и профессорско-преподавательский состав. Приводится классификация видов академической мобильности; особое внимание уделяется международной академической мобильности как процессу, обеспечивающему международное коммуникативное взаимодействие. Рассматриваются особенности международной академической мобильности, ее влияние на восприятие учебного заведения на международной арене, а также воздействие на статус государства в геополитической, экономической и общественной сферах.

Ключевые слова:
академическая мобильность, виды академической мобильности, международная академическая мобильность, виртуальная академическая мобильность, международное взаимодействие, высшие учебные заведения, иностранные студенты, PR-технология
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Veseli-Kurtishi T., Veseli N. Effects of promotion tech-niques at higher education institutions: the case of the Re-public of Macedonia. Proc. of the ENTRENOVA, Dubrov-nik, 7–9 Sep 2017. Zagreb: IRENET, 2017, vol. 3, 154–157.

2. Ларионова Д. С. Специфика PR-технологий в образо-вательной сфере. Гуманитарное образование в экономи-ческом вузе: мат-лы IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. (1–10 ноября 2015 г.) М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015. Режим доступа: http://sdo.rea.ru/cde/Conference/20/file.php?fileId=69 (дата обращения: 16.10.2021).

3. Бюллер Е. А., Тлехурай-Берзегова Л. Т. Роль связей с общественно-стью в коммуникационном обеспечении реформ высшего образо-вания. Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Экономика. 2017. № 3. С. 105–109.

4. Назарова О. Г., Мацаева А. М. Особенности связей с общественно-стью в современных маркетинговых коммуникациях. Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 6. С. 204–207. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-10560

5. Воронкова И. Е. Рекламная и pr-деятельность в образо-вательных учреждениях. Образование и наука без гра-ниц: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 5 С. 265–267.

6. Ильина И. А., Приходько А. Н., Тэор Т. Р. Роль PR и рекламы в повышении конкурентоспособности высше-го учебного заведения. Новые технологии оценки каче-ства образования: мат-лы XII Форума экспертов в сфе-ре профессионального образования. (Москва, 18 но-ября 2017 г.) М.: Гильдия экспертов в сфере проф. обр., 2017. С. 150–155.

7. Гавра Д. П. Социально-коммуникативные технологии: сегодня и завтра. PR диалог. 2019. № 2/3. С. 10–13.

8. Cristancho G. J., Cancino Gómez Y. A., Palacios Rozo J. J., Manjarrez Leytón C. I. Brand positioning as a factor in the choice of the candidate for higher education. Revista Espacios, 2019, 40(41). Available at: https://www.revistaespacios.com/a19v40n41/19404112.html (accessed 18 Oct 2021).

9. Castro P., Woodin J., Lundgren U., Byram M. Student mobility and internationalisation in higher education: perspectives from practitioners. Language and Intercultural Communication, 2016, (3): 418–436. https://doi.org/10.1080/14708477.2016.1168052

10. Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Безвербный В. А. Международная академическая мо-бильность в России: тенденции, виды, государственное стимулирование. Экономика региона. 2019. Т. 15. № 2. С. 420–435. https://doi.org/10.17059/2019-2-9

11. Григашкина С. И., Бугрова С. М. Академическая мо-бильность в вузе. Управление экономическими система-ми: электронный научный журнал. 2015. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-mobilnost-v-vuze (дата обращения: 18.10.2021).

12. Богословский В. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Развитие академической мобильности в многоуровне-вом университетском образовании. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 95 с.

13. Бабакишиева П. И. К. Cистема усовершенствования программы академической мобильности преподавате-лей вуза. Вестник молодежной науки. 2019. № 4.

14. Алиева Л. Р., Фомина Е. А. Организация исходящей академической мобильности в вузе: современная ситу-ация и направления развития. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 5. С. 119–127. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-74-5-119-127

15. Баранова Л. Н. Академическая мобильность как самый важный компонент высшего образования. Проблемы педагогики. 2018. № 6. С. 28–32.

16. Polkovnikova N. A., Balk I. V., Panzabekova А. Zh., Yarygina A. B. Global sustainable development and aca-demic mobility. IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci.: Proc. Intern. Conf. on Sustainability and Climate Change, Moscow, 22 May 2020. Bristol: IOP Publishing Ltd, 2020, vol. 534. https://doi.org/10.1088/1755-1315/534/1/012009

17. Шакирова А. А. Академическая мобильность студентов как инструмент сетевого взаимодействия вузов. Совре-менные проблемы науки и образования. 2017. № 4. Ре-жим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26619 (дата обраще-ния: 18.10.2021).

18. Wojciuk A., Michalek M., Stormowska M. Education as a source and tool of soft power in international relations. European Political Science, 2015, 14(3): 298–317. https://doi.org/10.1057/eps.2015.25

19. De Martino M. Promotion of political values through in-ternational programs of academic mobility. Вестник Рос-сийского университета дружбы народов. Серия: Поли-тология. 2020. Т. 22. № 2. С. 312–319. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2020-22-2-312-319

20. Родионова М. Е. Международное позиционирование российского вуза: особенности коммуникационной политики. Коммуникология. 2016. Т. 4. № 1. С. 135–140.

21. Marciniak D., Winnicki M. International student ex-change – motives, benefits and barriers of participation. Zeszyty Naukowe. Organizacja i Zarządzanie / Politechnika Śląska, 2019, (133), 93–105. https://doi.org/10.29119/1641-3466.2019.133.8

22. Почебут Л. Г., Степаняк Е. Д. Академическая мобиль-ность как средство повышения межкультурной комму-никативной компетентности и социального капитала личности студента. Психология человека в образовании. 2019. Т. 1. № 2. С. 126–136. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-126-136

23. Greek M., Jonsmoen K. M. Transnational academic mo-bility in universities: the impact on a departmental and an inter­personal level. Higher Education, 2021, 81(3): 591–606. https://doi.org/10.1007/s10734-020-00558-7

24. Дериглазова Л. В. Международная академическая мобильность: мотивация и проблемы адаптации молодых ученых из России и Европы. Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 59. С. 142–149. https://doi.org/10.17223/19988613/59/19

25. Ковба Д. М., Грибовод Е. Г. Международная академи-ческая мобильность сквозь призму теории «мягкой си-лы». Образование и наука. 2019. Т. 21. № 10. С. 9–31. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-9-31