Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена выявлению семиотических особенностей студенческой корпоративной культуры на примере Кемеровского государственного университета. Авторами рассматривается понятие корпоративная культура вуза и основные точки зрения на этот феномен, существующие в современном научном дискурсе. Корпоративная культура осмысляется в нескольких аспектах: исследуется семиотика ритуальной модели поведения студентов, роль вузовских мероприятий, студенческих сообществ и корпоративных средств массовой информации. Специфичной чертой корпоративной культуры студентов является интегрирование новых субъектов образовательного процесса в сложившуюся корпоративную культуру вуза по законам семиосферы, которое носит ритуализованный инициальный характер, обеспечивающий успешность социализации в университетской среде. Инициальная основа студенческих ритуалов связана с тем, что студенты оказываются в пороговых ситуациях чаще, чем представители других социальных групп. Помимо получения знаний, умений и навыков, студенты (неофиты) должны воспринять от преподавателя (посвящающего) знаковые элементы этического кодекса. Система организации воспитательной деятельности, направленная на усиление образовательного процесса, с одной стороны, призвана вовлечь студентов в новую социокультурную среду, способствовать их развитию и самореализации, с другой – подчеркнуть их причастность к университетскому сообществу. Особую роль в формировании корпоративной культуры играют университетские средства массовой информации, как печатные, так и аудиовизуальные; значение последних в условиях цифровизации образовательного процесса повышается. На примере студенческой газеты «Статус‑ВО!» и информационной телепрограммы «Перемены» показывается, как форматы печатного студенческого издания и университетского телевидения работают на консолидацию внутренней аудитории (студентов, преподавателей, сотрудников) и на привлечение внешней (абитуриентов, организаций-партнеров). Анализ семиотики студенческой культуры Кемеровского государственного университета демонстрирует, что наиболее эффективными формами включения новых субъектов в корпоративную культуру оказываются традиционные формы, наполняемые обновленным содержанием. Формально-содержательная модель студенческой газеты «Статус-ВО!», представленная через ее название, постоянные и спорадические рубрики, жанровую палитру медиатекстов, становится инструментом формирования внутривузовской коммуникативной и корпоративной культуры, в основе которой, с одной стороны, опора на традиции, с другой – творческое начало. Телевизионная программа «Перемены» демонстрирует формирование профессиональных навыков студентов (программа неоднократно становилась призером всероссийских студенческих телевизионных конкурсов), одновременно решая задачи позиционирования вуза в информационном пространстве как креативной образовательной институции, подчеркивая его статус в региональном образовательном пространстве, привлекая потенциальных абитуриентов и иных заинтересованных в сотрудничестве лиц.

Ключевые слова:
семиосфера, ритуал, ритуальная модель, инициация, студенческая культура, имидж вуза, СМИ
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Лейкина Я. В. Архитектура корпоративной культуры. Управление корпоративной культурой. 2009. № 4. С. 258–265.

2. Шарков Ф. И. Имидж фирмы: технологии управления. М.: Академический Проект, 2006. 272 с.

3. Воронин Б. А., Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Емель-янова С. И. Ценностные основания корпоративной культуры аграрного университета. Аграрный вестник Урала. 2019. № 6. С. 54–58. https://doi.org/10.32417/article_5d47f80c535578.12948212

4. Морозова Е. А., Сухачева А. В. Пути совершенствова-ния корпоративной культуры организации. Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 268–271.

5. Белова Л. И. Корпоративная культура российского уни-верситета как объект социокультурного анализа (на примере Южно-Уральского государственного университета): автореф. дис. … канд. культурологии. Челябинск, 2009. 26 с.

6. Глаголева А. В., Земская Ю. Н., Кузнецова Е. А. От корпоративной культуры вуза до корпоративной куль-туры глобального университета на примере РУДН. Вестник Российского университета дружбы народов. Се-рия: Экономика. 2021. Т. 29. № 1. С. 64–75. http://dx.doi.org/10.22363/2313-2329-2021-29-1-64-75

7. Капитонов Э. А., Зинченко Г. П., Капитонов А. Э. Кор-поративная культура: теория и практика. М.: Альфа-Пресс, 2005. 352 с.

8. Аванесов С. С. Университет и формирование урбани-стической реальности. Πраксема. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 268–276. https://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-3-268-276

9. Titarenko L. G., Zaslavskaya M. I., Avetisyan P. S. Aca-demic and corporate cultures in modern university (a case study of Armenia and Belarus). Wisdom, 2019, 12(1): 49–61. https://doi.org/10.24234/wisdom.v12i1.241

10. Чернякова Н. С. Визуальный облик университета как воплощение ценностно-смыслового потенциала обще-ства. Визуальная антропология – 2019. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда: мат-лы III Междунар. науч. конф. (Великий Нов-город, 28–30 августа 2019 г.) Великий Новгород: Нов-ГУ, 2020. C. 522–528. https://doi.org/10.34680/visant-2020-522-528

11. Морозова Е. А., Сухачева А. В. Диагностика и развитие корпоративной культуры факультета вуза. Фундамен-тальные исследования. 2013. № 8-6. С. 1450–1454.

12. Беляев А. В. Корпоративная культура университета: от теории к практике. Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 62–65.

13. Петрова Г. И. Современный университет как корпора-ция: новая роль традиционной корпоративности. Уни-вер­ситетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 2. С. 25–33. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.02.013

14. Петрова Г. И. «Дух информационализма» – ответ кор-поративной культуры университета на вызовы времени. Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2. С. 86–91. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.023

15. Шкунова А. А., Прохорова М. П. Корпоративная куль-тура образовательной организации: требования и тен-денции. Инновационная экономика: перспективы раз-вития и совершенствования. 2018. № 5. С. 178–181.

16. Сероштан М. В., Кетова Н. П. Современные россий-ские университеты: позиционирование, тренды разви-тия, возможности наращивания конкурентных пре-имуществ. Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 27–40. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40

17. Чернышева Т. Л. Специфика корпоративной культуры опорного университета. Сервис plus. 2018. Т. 12. № 1. С. 108–122. https://doi.org/10.22412/1993-7768-12-1-11

18. Федоров В. М. Локальные субкультуры в организаци-онной среде опорного университета. Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2017. Т. 11. № 2. С. 135–140. https://doi.org/10.14529/em170220

19. Суховерова Д. В. Корпоративная культура российских университетов в рамках проекта «5-100». Коммуниколо-гия: электронный научный журнал. 2017. Т. 2. № 4. С. 45–52.

20. Ванюшкина В. В. Методологическая платформа фор-мирования социально-этического бренда вуза. Вестник РГЭУ (РИНХ). 2015. № 4. С. 17–22.

21. Panda A., Gupta R. K. Understanding organizational cul-ture: a perspective on roles for leaders. Vikalpa, 2001, 26(4): 3–19. https://doi.org/10.1177/0256090920010402

22. Шелестюк Е. В. Этос как составная часть корпоратив-ной культуры (на примере учебных заведений Велико-британии). Язык и культура. 2016. № 2. С. 106–119. https://doi.org/10.17223/19996195/34/9

23. Морозова Е. А., Сухачева А. В. Корпоративная культура в вузе: взгляд работников и студентов. Вестник Кеме-ровского государственного университета. 2014. № 4-1. С. 115–122.

24. Мадлевская Е. Л. «Халява у каждого одна на всю жизнь». Живая старина. 1998. № 2. С. 33–34.

25. Лис Т. В., Разумова И. А. Студенческий экзаменацион-ный фольклор. Живая старина. 2000. № 4. С. 31–33.

26. Климова С. М., Мартынова Г. В., Мусолов В. Н. Сту-денческие поверья и обряды: социологические и куль-турологические аспекты. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 5. С. 180–196.

27. Ситнова А. А. Вербальное творчество студенческого сообщества: характер и типы связей с традиционной и массовой культурой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ульяновск, 2009. 18 с.

28. Афанасьева Э. М. «Магия экзамена»: мифологические действия и представления в студенческой среде. Про-блемы обеспечения качества университетского образова-ния: мат-лы XXV Всерос. науч.-метод. конф. (Кемеро-во, 3–4 февраля 2004 г.) Кемерово: ЮНИТИ, 2004. С. 136–138.

29. Витковская Н. Г. Современные модели корпоративных изданий образовательных организаций (на примере ву-зовской периодики Самарской области). Вестник Волж-ского университета им. В. Н. Татищева. 2018. Т. 1. № 4. С. 171–179.

30. Градюшко А. А., Ивченков В. И., Свороб А. К. Сту-денческая печать в системе СМИ. Студенческая пе-чать: проблематика, дизайн, язык и стиль, под ред. А. А. Градюшко. Мн.: БГУ, 2007. С. 7–12.

31. Гуревич С. М. Система рубрик в газете. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2004. Ч. III. Номер газеты. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text10/05.htm (дата обраще-ния: 16.11.2021).