ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ВУЗЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Процесс обучения в современном вузе претерпевает существенные трансформации, нацеленные на профессиональное саморазвитие личности студента, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий. Высшая школа оказывает длительное и интенсивное влияние на профессиональную идентичность студентов, формирование которой осуществляется в процессе их обучения через профессионализацию с применением технологий профориентационной работы. Профориентационная работа в вузе понимается как часть системы непрерывного профессионального становления будущего специалиста. Основу системы составляют довузовское образование, высшее профессиональное образование, содействие трудоустройству выпускников. Цель – изучение практики профориентационной работы Забайкальского государственного университета, направленной на содействие трудо­устройству выпускников, сопряженное с формированием у них профессиональной идентичности. На основе анализа проблем трудоустройства выпускников и действующей практики содействия трудоустройству молодых специалистов регионального вуза авторы пришли к выводу, что система мер профориентации выстроена, однако применяемые методы и технологии достаточно традиционны и в полной мере не способствуют решению проблемы трудоустройства выпускников в соответствии с полученным профилем, не обеспечивают условия для успешной профессиональной идентичности. Для решения проблемы авторы предлагают реализацию комплекса проектных условий, включающего профориентационную работу с абитуриентами, содействующую осознанному выбору школьниками будущей профессии; профориентационную работу со студентами, обеспечивающую сопровождение профессионального развития каждого студента, развитие его профессиональных компетенций, управление процессом формирования профессиональной идентичности у студента; профориентационную работу с выпускниками, направленную на содействие их трудоустройству с помощью инновационных технологий и обеспечение им конкурентных преимуществ. Комплексный подход к профориентационной работе позволит решать вузу такие задачи, как совершенствование образовательного процесса и индивидуальное сопровождение обучающегося с его школьной скамьи до первых лет профессиональной деятельности, которое напрямую будет способствовать формированию у него профессиональной идентичности.

Ключевые слова:
профессиональная ориентация, высшая школа, выпускник, наставничество, повышение квалификации, трудоустройство, содействие занятости
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Селиванова С. С. Формирование профессиональной идентичности студентов в вузе: социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2020. № 12. С. 25–28. https://doi.org/10.24158/tipor.2020.12.3

2. Бергер П. Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / пер. с англ. под ред. Г. С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1966. 168 с.

3. Фромм Э. З. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: АСТ; АСТ Москва, 2006. 571 с.

4. Эриксон Э. Х. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

5. Ермолаева Е. П. Принцип превентивной оценки профессиональной идентичности специалистов в процессе обучения и переподго-товки // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 1. С. 33–36.

6. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: МПСИ, 2007. 128 с.

7. Завалишина Д. Н. Модели профессионального развития человека // Психологические основы профессиональной деятельности / сост. и общ. ред. В. А. Бодров. М.: Пер Сэ, 2007. С. 508–516.

8. Исаев Д. П., Клименко Л. В., Нор-Аревян О. А., Посухова О. Ю., Трапш Н. А., Фролова А. С. Профессиональная идентичность в российском обществе (вопросы истории, теории, практики. Ростов н/Д: ЮФУ, 2017. 178 с.

9. Русанова А. А. Социализация и профессиональное самоопределение личности: теоретические подходы в изучении // В мире науч-ных открытий. 2011. № 11. С. 117–132.

10. Русанова А. А. Профессиональное самоопределение в структуре социального самоопределения студенческой молодежи (социоло-гический анализ) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социоло-гия, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 4. С. 163–172.

11. Козырева П. М., Смирнов А. И. Особенности и тенденции профессиональной самоидентификации в постсоветской России // Со-циологический журнал. 2021. Т. 27. № 1. С. 28–51. https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.1.7843

12. Селиванова С. С. Формирование профессиональной идентичности студентов в качестве инструмента интенсификации трудового капитала: профориентационная деятельность // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 9. С. 55–58. https://doi.org/10.24158/spp.2020.9.9

13. Карасёва К. А. Соотношение кадровой и социальной политики организации в современных рыночных условиях // Вестник Кеме-ровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2019. Т. 4. № 1. С. 7–13. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2019-4-1-7-13

14. Shapieva A. V., Nolev E. V., Ochirov O. S. Involvement of schoolchildren of Buryatia and the Transbaikal Territory in scientific activities // SHS Web of Conferences: Proc. Intern. Sci. Conf. "Eurasian Educational Space: Traditions, Reality and Perspectives" (Glazov, 12 May 2021) Les Ulis: EDP Sciences, 2021. Vol. 121. https://doi.org/10.1051/shsconf/202112103002

15. Pažur Aničić K., Divjak B. Maturity model for supporting graduates' early careers within higher education institutions // SAGE Open. 2020. Vol. 10. № 1. https://doi.org/10.1177/2158244019898733

16. Khakimova N. G., Khusnutdinova R. R., Galiev R. M., Galiev L. M., Chirkova S. V., Garnysheva T. V. Professional identity and methods of its study // SHS Web of Conference: Proc. Intern. Conf. TEDUVIS 2020 (Online, 4 Dec 2020) Les Ulis: EDP Sciences, 2020. Vol. 97. https://doi.org/10.1051/shsconf/20219701044

17. Балабанова Е. С., Эфендиев А. Г. оглы, Гоголева А. С. Российская работающая молодежь: стратегии достижения благополучия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2021. Т. 14. № 1. С. 33–52. https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.103

18. Wei G. Imagined professional identity: a narrative inquiry into a Chinese teacher's perezhivaniya in life // Teaching and Teacher Educa-tion. 2021. Vol. 102. № 4. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103337

19. Авралев Н. В., Беспалова Т. Н., Стронгин Р. Г., Чупрунов Е. В. Образование через всю жизнь: профориентация до вуза и в вузе. Опыт ННГУ им. Н. И. Лобачевского / под ред. Р. Г. Стронгина. Нижний Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2019. 180 с.

20. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения». 2-е изд., доп., перераб. Ка-зань: ИРО РТ, 2020. 51 с.

21. Синиченко В. В. Наставничество как элемент образовательных технологий // Подготовка кадров для силовых структур: современ-ные направления и образовательные технологии: сб. мат-лов 23-й Всерос. науч.-метод. конф. (Иркутск, 1–2 марта 2018 г.) Иркутск: ВСИ МВД России, 2018. С. 252–254.

22. Яриков И. М. Внедрение комплексной системы наставничества в Центральной дирекции управления движением // Железнодо-рожный транспорт. 2018. № 3. С. 56–58.

23. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Науч-но-педагогическое обозрение. 2017. № 2. С. 87–91. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2017-2-87-91

24. Кузьмина Н. А. Организация наставничества в условиях сетевого взаимодействия вуза и базового предприятия // Высшее образо-вание сегодня. 2018. № 3. С. 28–31.

25. Гаджиев М. Г. Курсы повышения квалификации НИИРГ – важный фактор повышения качества работы специалистов // Актуаль-ные вопросы радиационной гигиены: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 23–24 октября 2018 г.) СПб.: НИИРГ им. П. В. Рамзаева, 2018. С. 87–90.