сотрудник
Москва, Россия
Медиа в современном мире трансформировались в полноценную индустрию, встроенную в национальную экономику и неразрывно связанную с остальными отраслями. Это обуславливает важность задачи разработки долгосрочной стратегии медиасистемы (медиастратегирования). Успешная реализация стратегии развития медиасистемы может способствовать росту экономики страны и благосостояния граждан, обеспечивая процветание общества в классическом его понимании, родственном концепции аристотелевской эвдемонии. Целью настоящего исследования является выявление особенностей и определение методологии стратегирования медиасистемы, а также подходов к первичной формулировке ее миссии, ценностей, задач и стратегических приоритетов. Объектом стратегирования выступает сложная многоуровневая среда, образованная медиаинститутами в их взаимодействии между собой и обществом, предприятиями медиарынка, инфраструктурными предприятиями и производящими компаниями, а также профессиональными сообществами, ведущими деятельность по созданию, производству и распространению медиапродуктов и медиауслуг. Решение поставленной задачи, согласно используемому в настоящей работе корпусу методов и моделей (основанных на теории стратегии, теории медиа и математической экономики), начинается с анализа затрагивающих объект стратегирования трендов. Ключевым и определяющим облики медиасистем и медиаотраслей экономики является цифровая медиатизация – повсеместное проникновение цифровых технологий и индуцированное ими изменение культурных, социальных и экономических практик и институтов. В исследовании производится первичный OTSW-анализ российской медиасистемы, с учетом которого можно выделить пять контуров стратегических приоритетов. Для выделенных приоритетов приведены качественные результаты их реализации и предложена методология количественной оценки с использованием как существующих (эконометрические методы стратегического медиамониторинга), так и новых методов, разработанных специально для решения задачи медиастратегирования (теоретико-игровые модели трехстороннего рынка). Выявленные результаты в ходе научного исследования позволяют заложить базис для формирования отдельной научной дисциплины «Теория медиастратегии», являющейся неотъемлемой частью общей теории стратегии и носящей междисциплинарный характер.
медиастратегирование, медиаэкономика, медиамониторинг, модели трехстороннего рынка, медиарекламный рынок
1. Аристотель. Никомахова этика. М.: Эксмо-Пресс, 1997. 73 с.
2. Бодрунов С. Д. Ноономика. М.: Культурная революция, 2018. 432 с.
3. Вартанов С. А. Динамика развития медиаиндустрии России в 2000-2014 гг.: общие тренды и взаимосвязь с макроэкономическими показателями // Медиаскоп. 2015. № 3.
4. Вартанов С. А. Математическое моделирование трехстороннего рынка: медиа, производство и потребители // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2020. Т. 93. № 1. С. 22-37. https://doi.org/10.24866/2311-2271/2020-1/22-37.
5. Гуреева А. Н., Вартанова М. В. Глубокая медиатизация как основа социального мира // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2018. № 4. С. 113-117.
6. Дунас Д. В., Вартанов С. А. Молодежный сегмент аудитории СМИ: теоретические подходы отечественных медиаисследователей // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 1. С. 106-122. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2020.9(1).106-122.
7. Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е. Л. Вартанова [и др.]. М.: МедиаМир, 2017. 160 с.
8. Квинт В. Л. Идея ноосферы Вернадского и закономерности, предопределяющие формирование глобального ноосферного миропорядка XXI в. // Управленческое консультирование. 2013. T. 53. № 5. С. 013-019.
9. Квинт В. Л. Теория и практика стратегирования. Ташкент: Тасвир, 2018. 160 с.
10. Квинт В. Л., Окрепилов В. В. Роль качества в зарождении и развитии глобального формирующегося рынка // Экономика и управление. 2011. T. 67. № 5. С. 3-21.
11. Маркетинговые стратегии редакции в условиях конвергенции / А. В. Вырковский [и др.] //Меди@льманах. 2017. T. 81. № 4. C. 42-49.
12. Медиасистема в контексте развития региона: эконометрический анализ / С. А. Вартанов [и др.] // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2018. № 6. С. 3-30. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.6.2018.330.
13. Медиасистема России / Е. Л. Вартанова [и др.]. М.: Аспект Пресс, 2015. 384 с.
14. О влиянии зарубежных СМИ на российский фондовый рынок: текстовый анализ / Е. А. Федорова [и др.] // Экономика и математические методы. 2020. T. 56. № 2. C. 77-89. https://doi.org/10.31857/S042473880008527-8.
15. Окрепилов В. В., Гагулина Н. Л. Развитие оценки качества жизни населения региона // Журнал экономической теории. 2019. Т. 16. № 3. С. 318-330. https://doi.org/10.31063/2073-6517/2019.16-3.1.
16. Организационно-экономические особенности крупнейших информационных и информационно-разговорных радиостанций России / С. С. Смирнов [и др.] // Медиаскоп. 2018. № 3.
17. Садовничая А. В. Общественная и экономическая эффективность выставочно-ярмарочной деятельности: методология и практика // Экономическое возрождение России. 2019. Т. 59. № 1. С. 76-85.
18. Сасаев Н. И., Квинт В. Л. Обоснование развития газоперерабатывающего и газохимического производства как стратегического приоритета развития экономики России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 5. С. 102-116. https://doi.org/10.18721/JE.12508.
19. Федорова Е. А., Рогов О. Ю., Ключников В. А. Влияние новостей на индекс нефтегазовой отрасли ММВБ: текстовый анализ // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2018. № 4. C. 79-99.
20. Хворостяная А. С. Разработка программы Стратегии развития отраслевой ассоциации трансфера технологии (на примере индустрии моды и легкой промышленности) // Экономика промышленности. 2019. Т. 12. № 2. С. 147-158. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2019-2-147-158.
21. Шаклеин К. И. Мониторинг глобальных и национальных потребительских трендов - важный этап стратегирования (на примере отрасли кролиководства) // Управленческое консультирование. 2018. Т. 115. № 7. С. 154-164. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-7-154-164.
22. Abd Elrhim M., Elsayed A. The effect of COVID-19 Spread on the e-commerce market: The case of the 5 largest e-commerce companies in the world // SSRN. 2020. https://doi.org/10.2139/ssrn.3621166.
23. Dunas D. V., Vartanov S. A. Emerging digital media culture in Russia: modeling the media consumption of Generation Z // Journal of Multicultural Discourses. 2020. Vol. 15. № 2. P. 186-203. https://doi.org/10.1080/17447143.2020.1751648.
24. Esper T. L. Supply chain management amid the coronavirus pandemic // Journal of Public Policy and Marketing. 2021. Vol. 40. № 1. P. 101-102. https://doi.org/10.1177/0743915620932150.
25. Evidence that user-generated content that produces engagement increases purchase behaviours / E. C. Malthouse [et al.] // Journal of Marketing Management. 2016. Vol. 32. № 5-6. P. 427-444. https://doi.org/10.1080/0267257X.2016.1148066.
26. Fernandes N. Economic effects of Coronavirus outbreak (COVID-19) on the world economy // SSRN. 2020. https://doi.org/10.2139/ssrn.3557504.
27. Fink C. C. Strategic newspaper management. New York: Random house, 1988. 398 p.
28. Flew T., Waisbord S. The ongoing significance of national media systems in the context of media globalization // Media, Culture and Society. 2015. Vol. 37. № 4. P. 620-636. https://doi.org/10.1177/0163443714566903.
29. Gupta K., Banerjee R. Does OPEC news sentiment influence stock returns of energy firms in the United States? // Energy Economics. 2019. Vol. 77. P. 34-45. https://doi.org/10.1016/j.eneco.2018.03.017.
30. Hepp A., Hjarvard S., Lundby K. Mediatization: theorizing the interplay between media, culture and society // Media, Culture and Society. 2015. Vol. 37. № 2. P. 314-324. https://doi.org/10.1177/0163443715573835.
31. Hill J. S., Chae M.-S., Park J. The effects of geography and infrastructure on economic development and international business involvement // Journal of Infrastructure Development. 2013. Vol. 4. № 2. P. 91-113. https://doi.org/10.1177/0974930612465205.
32. Informativeness of the market news sentiment in the Taiwan stock market / Y.-C. Wei [et al.] // North American Journal of Economics and Finance. 2017. Vol. 39. P. 158-181. https://doi.org/10.1016/j.najef.2016.10.004.
33. Kreps S. E., Kriner D. The Covid-19 infodemic and the efficacy of corrections // SSRN. 2020. https://doi.org/10.2139/ssrn.3624517.
34. Kvint V. L. The global emerging market: Strategic management and economics. New York: Routledge, 2009. 488 p. https://doi.org/10.4324/9780203882917.
35. Martin-Neuninger R., Ruby M. B. What does food retail research tell us about the implications of Coronavirus (COVID-19) for grocery purchasing habits? // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01448.
36. Maslow A. H. Motivation and personality. New York: Harper and Brothers, 1954. 411 p.
37. Muñiz C. Media system dependency and change in risk perception during the COVID-19 pandemic // Tripodos. 2020. Vol. 1. № 47. P. 11-26. https://doi.org/10.51698/tripodos.2020.47p11-26.
38. Phelps E. S. Mass flourishing: How grassroots innovation created jobs, challenge, and change. New York: Princeton University Press, 2013. 385 p.
39. Rochet J.-C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // Journal of the European Economic Association. 2003. Vol. 1. № 4. P. 990-1029. https://doi.org/10.1162/154247603322493212.
40. Ruan Y., Durresi A., Alfantoukh L. Using Twitter trust network for stock market analysis // Knowledge-Based Systems. 2018. Vol. 145. P. 207-218. https://doi.org/10.1016/j.knosys.2018.01.016.
41. Social media for rapid knowledge dissemination: early experience from the COVID-19 pandemic / A. K. M. Chan [et al.] // Anaesthesia. 2020. Vol. 75. № 12. P. 1579-1582. https://doi.org/10.1111/anae.15057.
42. Vartanova E., Makeenko M., Vyrkovsky A. Multimedia strategies for FM radio stations in Moscow // Handbook of social media management / editors M. Friedrichsen, W. Mühl-Benninghaus. Berlin, Heidelberg: Springer, 2013. pp. 391-404. https://doi.org/10.1007/978-3-642-28897-5_22.
43. Venturini T., Rogers R. “API-Based Research” or how can digital sociology and journalism studies learn from the facebook and cambridge analytica data breach // Digital Journalism. 2019. Vol. 7. № 4. P. 532-540. https://doi.org/10.1080/21670811.2019.1591927.
44. Walker C. B. The direction of media influence: Real-estate news and the stock market // Journal of Behavioral and Experimental Finance. 2016. Vol. 10. P. 20-31. https://doi.org/10.1016/j.jbef.2016.02.001.
45. Wu G. G.-R., Hou T. C.-T., Lin J.-L. Can economic news predict Taiwan stock market returns? // Asia Pacific management review. 2019. Vol. 24. № 1. P. 54-59. https://doi.org/10.1016/j.apmrv.2018.01.003.
46. Yoo S.-H. An empirical investigation of telecommunications investment and economic development in developing countries // East Asian Economic Review. 2001. Vol. 5. № 2. P. 141-164. https://doi.org/10.2139/ssrn.3079320.
47. Zhu J. Comparing the effects of mass media and telecommunications on economic development: A pooled time series analysis // Gazette. 1996. Vol. 57. № 1. P. 17-28. https://doi.org/10.1177/001654929605700102.