Новосибирск, Россия
Новосибирск, Россия
Полный переход на дистанционное обучение, вызванный пандемией, сделал необходимым создание новых дидактических инструментов и моделей преподавания и обучения. Цель – разработка дидактического обеспечения образовательного процесса в условиях тотального дистанционного формата обучения. Для достижения поставленной цели проведен анализ эффективности используемого дидактического обеспечения в организациях высшего образования. Методом анкетирования собраны и обобщены мнения преподавателей и студентов двух образовательных организаций высшего образования. Выявлены проблемы применения традиционных методик, причины недостаточной эффективности, предложены новые подходы к проектированию эффективного дидактического обеспечения. Для проектирования дидактического обеспечения использован комплексный подход, учитывающий психологические, педагогические и методические особенности обучения в дистанционной форме. Проведена экспериментальная проверка эффективности предложенной структуры и методики применения дидактического обеспечения. Охарактеризованы структурные компоненты модели дистанционного обучения. Раскрыто содержание комплексного подхода к разработке дидактического обеспечения. Освещены стороны дидактического обеспечения: содержательная, процессуальная и мотивационная. Экспериментальная проверка дидактического обеспечения показала, что при оценке успешности учебной работы обучаемых с его применением целесообразно использовать рейтинговую систему контроля знаний, так как она обеспечивает постоянную мотивацию, позволяет осуществлять рефлексию учебной работы, повышает эмоционально-познавательный аспект этой деятельности. Кроме того, реализация дидактического обеспечения в реальной образовательной практике показала, что высокая степень формализации разного вида содержания учебной информации обеспечивает следующие его показатели: универсальность, адаптивность, многовариантность, многофункциональность.
дистанционное обучение, дидактическое обеспечение, схема, разработка, комплексный подход, содержательная учебная информация, задания, контент, критерии отбора
1. Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Полат Е. С. М.: Академия, 2006. 400 с.
2. Романов А. Н., Торопцов В. С., Григорович Д. Б. Технологии дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 303 с.
3. Скибицкий Э. Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000. № 1. С. 21-25.
4. Скибицкий Э. Г. Целостные компьютеризированные курсы - технологии образования ХХI века // Эволюция: человек и образование: мат-лы конгресса. Новосибирск, 1996. С. 161-163.
5. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
6. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. 96 с.
7. Гершунский Б. С. Содержание обучения как объект прогностического исследования // Программированное обучение. 1980. Вып. 17. 37 с.
8. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1975. 343 с.
9. Розенберг Н. М. Проблемы измерений в дидактике. Киев: Вища шк., 1979. 175 с.
10. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
11. Камерилова Г. С., Варламов А. С. Информационный подход как ведущий вектор модернизации системы отечественного образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4. С. 731-734.
12. Пак Н. И. Информационный подход и электронные средства обучения. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013. 196 с.
13. Балл Г. А. Теория учебных задач: психол.-пед. аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
14. Эсаулов А. Ф. Психология решения задач. М.: Высш. шк., 1972. 216 с.
15. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. 2-е изд., испр. М.: Academia, 2004. 192 с.
16. Краевский В. В. Общие основы педагогики. М.: Academia, 2003. 255 с.
17. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
18. Безрукова В. С. Педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 381 с.
19. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
20. Якунин В. А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 160 с.
21. Демкин В. П., Можаева Г. В. Технологии дистанционного обучения. Томск: ТГУ, 2003. 106 с.
22. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003. 192 с.
23. Современные образовательные технологии / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КноРус, 2011. 432 с.
24. Щукина Г. М. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 352 с.
25. Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, 2004. 432 с.
26. Микляева А. В., Панферов В. Н., Безгодова С. А., Васильева С. В. Стратегии самопрезентации преподавателей как фактор восприятия их личности студентами в онлайн-взаимодействии (на примере медиалекции) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 175-184. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-175-184
27. Жарикова Е. Г., Китова Е. Т. Проблема контроля при дистанционном обучении // Инновации в образовании. 2021. № 4. С. 35-41.