сотрудник
Кемерово, Россия
сотрудник
Кемерово, Россия
сотрудник
Кемерово, Россия
Статья посвящена изучению возможностей осуществления корректирующих воздействий на вербальные проявления активности старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Описаны особенности речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста. Систематизированы теоретические материалы по проблеме нарушений овладения навыком правильного звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Доказано, что нарушение звукопроизношения является весьма распространенным нарушением речи у детей старшего дошкольного возраста. К вербальным проявлениям речевой активности детей, имеющих недостаточный уровень сформированности правильности произношения звуков, отнесены низкий темп и слабая произвольная регуляция. Определено наличие замен, искажения звуков при их произношении либо их фактическое отсутствие. В результате эмпирического исследования выявлено сочетание неправильного произношения со звуками, частично согласованными в определенном контексте. К числу когнитивных параметров отнесены наличие трудностей запоминания вербальной информации, низкий уровень объема слуховой памяти. Дети плохо запоминают устную информацию направленные на активную речевую деятельность упражнения выполняют с огромным количеством ошибок и недочетов. Представлены данные о специфике методик логопедической работы по формированию фонематического слуха. Экспериментально апробирован комплекс мер, направленный на коррекцию речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
речь старших дошкольников, интонационно-звуковая выразительность речи, артикуляция, фонемы, фонематический слух
1. Браудо Т. Е., Бобылова М. Ю., Казакова М. В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. 2017. № 1. С. 41-46. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2017-12-1-41-46
2. Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. 2017. № 2. С. 38-43.
3. Боровцова Л. А., Козодаева Л. Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Психологопедагогический журнал «Гаудеамус». 2015. № 1. C. 111-120.
4. Артемова Е. Э., Басова А. А. К вопросу изучения алалии как дизонтогенеза речевого развития // Universum: психология и образование. 2016. № 3-4. Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3039 (дата обращения: 30.08.2021).
5. Кондрашина О. Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 72-76.
6. Редозубова Е. И., Лизунова Л. Р. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста с ринолалией // Специальное образование: мат-лы XII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 21-22 апреля 2016 г.) СПб.: ГАОУ ВО ЛО ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. 2. С. 113-116.
7. Макарова Н. В. Основные проявления недостаточности звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. № 2. С. 49-53.
8. Елфимова Е. М. Анализ структуры и динамики речевого дефекта у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Наука и образование сегодня. 2018. № 8. C. 30-38.
9. Лалаева Р. И. Логопедия: Методич. наследие. Кн. 4: Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия. М.: Владос, 2007. 304 с.
10. Сенина Е. Н., Ионова А. А. К вопросу об особенностях звукопроизношения у детей с ЗПР // Специальное образование: мат-лы XII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 21-22 апреля 2016 г.) СПб.: ГАОУ ВО ЛО ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. 2. С. 129-132.
11. Ильмурзина Л. М. Методы диагностики фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2. С. 28-31.
12. Титлянова Е. С., Баженова Ю. А. Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 187-190.
13. Ларина Е. А. Психолингвистические основы изучения и формирования интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007. № 5. C. 70-75.
14. Елисейкина Е. А., Немойкина Е. А. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. «55-е Евсевьевские чтения». (Саранск, 14-15 марта 2019 г.) Саранск: МГПИ, 2019. С. 27-31.
15. Двуреченская О. Н., Жулина Е. В. К вопросу о фонематическом недоразвитии речи // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 39. С. 101-108.
16. Иванова Н. В., Савина Я. А. Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи // Символ науки. 2017. Т. 3. № 3. С. 108-110.
17. Усольцева А. Ю. Игровые упражнения как средство развития фонематического восприятия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 3-4.
18. Солдатов Д. В., Роденкова Л. Н. Логопсихологические аспекты фонематического онтогенеза и дизонтогенеза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 225-229.
19. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. 3-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.
20. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: АРКТИ, 2000. 55 с.
21. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. М.: Просвещение, 1989. 239 с.
22. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: 1-4 классы. М.: Педагогика, 1980. 192 с.
23. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. 45 с.
24. Задумова Н. П., Мазакина Н. А. Механизмы нарушений звукопроизношения у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 2. С. 85-88. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0802-0019
25. Богаткова А. К., Медведева Е. Ю. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 37-40.
26. Каштанова С. Н., Смирнова Е. А. Формирование психологической базы речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при подготовке к обучению грамоте // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 17-20.
27. Каштанова С. Н., Ющенко Ю. Г. Логопедическая коррекция интонационных характеристик речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 20-22.
28. Агаева И. Б., Валевич А. С. Сравнительное изучение сформированности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи III уровня // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 13-17.
29. Ющенко Ю. Г. Анализ интонационных характеристик речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. C. 283-286.
30. Силантьева С. Н. Особенности интонационного анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2010. № 3-2. С. 190-194.