РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет исследования – благотворительность как один из факторов эффективной социализации современной молодежи Удмуртской Республики. Цель – определение роли благотворительности в управлении социализацией современной молодежи. Методологической основой стал функциональный подход Э. Дюркгейма, Р. К. Мертона и Т. Парсонса, позволивший рассмотреть благотворительность как социокультурный феномен, необходимый для удовлетворения важнейших социальных потребностей и способствующий становлению социальной солидарности. Количественное исследование причастности молодого поколения к благотворительности проводилось с использованием Google-опроса. Многие респонденты отметили, что основная причина неудач благотворительной деятельности – отсутствие общедоступной информации об актах ее проявления. Молодежь нацелена на получение образования, карьерный рост, осознание своего места в мире, что позитивно сказывается на социальной активности. Выявлена склонность к включению данной возрастной группы в благотворительную деятельность бизнес-структур. Опрошенные молодые люди, с одной стороны, не обладают должным опытом и умением участия в такого рода деятельности, а с другой – стремятся к самостоятельному и независимому мышлению. Рынок диктует идеи материального благополучия, личной выгоды, состязательности. Задача государства, предпринимательства и семьи как социальных институтов заключается в том, чтобы научить молодежь сочетать материальные ориентиры и духовные ценности: предпринимательскую деятельность и благотворительность, коммерческую ориентацию и социальную ответственность. Путь, способствующий разрешению возникших противоречий, – это социальная ответственность бизнеса, осуществляемая в виде благотворительности.

Ключевые слова:
социализация современной молодежи, институционализация, структурный функционализм, нормативный фактор, информационный фактор, организационный фактор, ценностный фактор, институциональный фактор, имиджевый фактор
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Свекровкина Е. А., Панфилова Т. М. Развитие системы благотворительной деятельности в России // Экономика и социум. 2012. № 5. С. 776–778.

2. Широкалова Г. С., Куконков П. И., Саралиева З. М. Экологическая культура: социальная ответственность и личный интерес сту-дентов // Социология образования. 2017. № 5. С. 43–56.

3. Технологии эффективной социализации детей 3–7 лет: система реализации, формы, сценарии / сост. Н. П. Гришаева. М.: Вентана-Граф, 2017. 319 с.

4. Чирикова А. Е. Социальная ответственность бизнеса: должник, благодетель, партнер? // Наука и образование: хозяйство и эконо-мика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 4. С. 8–12.

5. Садыкова Х. Н. Молодежь и общество // Социологические исследования. 2020. № 12. С. 156. DOI: 10.31857/S013216250012676-6

6. Чирикова А. Е., Ледяев В. Г., Сельцер Д. Г. Власть в малом российском городе: конфигурация и взаимодействие основных акторов // Полис. Политические исследования. 2014. № 2. C. 88–105.

7. Макушина Л. В. Партисипативное управление как инструмент развития персонала (опыт ФРГ) // Социальная ответственность как фактор устойчивого развития экономики / отв. ред. О. Н. Кондрашина. М.: ИД «АТиСО», 2014. С. 84–88.

8. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антоло-гия / пер. с англ., нем., фр., сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон+, 1998. С. 174–231.

9. Шаповалов Д. В. Институциональный и функциональный подходы в социологическом анализе благотворительности бизнеса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 4. С. 201–209.

10. Шмерлина И. А. Молодость forever, или особенности возрастной самоидентификации в старшем возрасте // Старикам тут место: социальное осмысление старения / отв. ред. Д. М. Рогозин, А. А. Ипатова. М.: Институт социо­логии РАН, 2016. С. 156–182.

11. Муртазина Л. Р. Социальный институт как предмет социологического анализа // Вестник Чувашского университета. 2011. № 1. С. 185–190.

12. Спенсер Г. Основные начала / пер. Л. Алексеева. К.: Ф. Иогансон, 1886. Ч. 2. 375 с.

13. Липсет С. М. Размышления о капитализме, социализме и демократии // Пределы власти. 1994. № 1. Режим доступа: http://old.russ.ru/antolog/predely/1/dem2-1.htm (дата обращения: 20.11.2020).

14. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева; под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.

15. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Акад. проект, 2018. 434 с.

16. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии / пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Наука, 1991. 572 с.

17. Кашкаров А. С., Бакирова Р. Р. Анализ социальной ответственности бизнеса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 11-3. С. 149–152. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11313

18. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 702 с.

19. Вебер М. Политика как призвание и профессия / пер. с нем. А. Ф. Филиппова. М.: Рипол-классик, 2018. 288 с.

20. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности / пер. с англ. А. С. Никифорова, А. М. Яковлева; под ред. Б. С. Никифорова. М.: Прогресс, 1966. C. 299–313.

21. Мерсиянова И. В., Иванова Н. В., Малахов Д. И. Взаимосвязь между участием в волонтерстве и благотворительными пожертвованиями: межпоколенческий контекст // Социологические исследования. 2019. № 10. С. 94–106. DOI: 10.31857/S013216250007103-6

22. Логунова Е. Г., Логунова О. А. К вопросу о социальном предпринимательстве в Удмуртской Республике // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 2. С. 56–60. DOI: 10.24158/spp.2018.2.10

23. Мертон Р. К. Эффект Матфея в науке, II. Накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности // THESIS. 1993. Вып. 3. С. 256–276.

24. Маркин В. В., Роговая А. В. Региональное законодательство и социальные конфликты // Мониторинг правоприменения. 2016. № 2. С. 4–12.

25. Гришаев С. В., Немировский В. Г. Социальный портрет молодого предпринимателя // Социологические исследования. 1999. № 5. С. 40–43.

26. Алямкин С. Н. Социальная ответственность бизнеса: философско-правовой анализ. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2012. 97 с.

27. Горшков М. К., Седова Н. Н. «Самодостаточные» россияне и их жизненные приоритеты // Социологические исследования. 2015. № 12. C. 4–16.

28. Петрова Л. Е. Качественные и количественные исследовательские подходы в изучении благотворительности: основания выбора // Благотворительность в России. 2002: Исторические и социально-экономические исследования / под общ. ред. О. Л. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2003. С. 617–622.

29. Сакаева М. М. Бизнесмены в законодательных собраниях регионов – статус как защита и преференция // Социологические исследования. 2016. № 4. C. 142–146.

30. Калина Н. М. Благотворительность в современном российском обществе: вопросы теории и практики // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 2. С. 132–139.

31. Модель И. М., Модель Б. С. Специфика ценностно-мотивационной сферы лидеров благотворительных НКО // Благотворитель-ность в России. 2001: Социальные и исторические исследования / под общ. ред. О. Л. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2001. Т. 1. С. 595–601.

32. Модель И. М., Модель Б. С. Благотворительные общественные организации как институт гражданского общества // Благотвори-тельность в России. 2002: Исторические и социально-экономические исследования / под общ. ред. О. Л. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2003. С. 385–396.

33. Петрова А. В. Социально-ролевое партнерство в современной российской благотворительности // Благотворительность в России. 2002: Исторические и социально-экономические исследования / под общ. ред. О. Л. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2003. С. 491–502.

34. Тихонова Н. Е. Особенности статусной идентичности и потребление среднего класса // Социологические исследования. 2015. № 1. C. 44–54.

35. Петрова Л. Е. Индивидуальная жизненная ситуация как объект благотворительности // Благотворительность в России. 2001: Социальные и исторические исследования / под общ. ред. О. Л. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2001. Т. 1. С. 574–581.

36. Зотова Е. С. Неравенство доходов и экономический рост: стратегии выхода из кризиса / под ред. А. Бузгалина, Р. Трауб-Мерца, М. Воейкова. М.: Культурная революция, 2014. 406 с. // Социологические исследования. 2016. № 7. C. 161–165.

37. Ильиных С. А., Михайлова Е. В. Инновации в организациях: внедрение и сопротивление // Социологические исследования. 2015. № 6. C. 86–90.

38. Люблинский В. В. Социальное государство и развитие современного мира // Социальное государство и политика / под ред. О. М. Михайленка, В. В. Люблинского. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. С. 23–36.

39. Тихонова Н. Е. Факторы стратификации в современной России: динамика сравнительной значимости // Социологические исследо-вания. 2014. № 10. C. 23–35.

40. Зубок Ю. А. Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности // Мониторинг общественного мнения: экономические и соци-альные перемены. 2020. № 3. С. 4–12. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1688