КОРРЕЛЯЦИЯ ЖАНРА ВИДЕНИЯ XIX ВЕКА С ПРОТЕСТАНТСКОЙ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРОЙ: ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Рубрики: ФИЛОСОФИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель философско-религиоведческого исследования – проанализировать жанр видения, сформировавшийся в западноевропейской и русской религиозный культурах XIX века, интерес массовой аудитории к которой связан с различными видами искусства фэнтези, и решить ряд задач. Во-первых, выявить истоки жанра и дать его общую характеристику. Во-вторых, обосновать положение о том, что без философско-религиоведческого анализа визионерских опытов протестантской проповедницы Э. Г. Уайт и анонимного православного автора они могут лишиться научной объективности. В-третьих, показать, что представление людей о существовании потустороннего мира – неотъемлемый компонент образного мира, лежащего в основе любой религии как предмета комплексного изучения современного религиоведения. Для осмысления визионерских опытов Э. Г. Уайт и православного странника, воплощенных в видениях и зафиксированных в вероучительной литературе протестантизма и православия, применялись сравнительно-­исторический метод, изучение информационного пласта религиоведения, онтопсихологии и текстологический анализ. Теоретической базой исследования, наряду с указанными текстами, послужили труды русских философов, культурологов и религиоведов, благодаря которым философско-религиоведческое исследование поднимается до уровня метанаучного синтеза и решает поставленные задачи. Научная новизна исследования обусловлена обращением к духовным опытам протестантизма и православия, характерным для различных конфессиональных практик, которые можно интерпретировать в философско-религиоведческом дискурсе. Жанр видения вызывает живой интерес у философов-религиоведов как феномен религиозной культуры XIX века.

Ключевые слова:
духовная культура, литературный жанр, виртуализация сознания, потусторонний мир, визионерский опыт
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Яблоков И. Н. Стабильность и изменения общества: социолого-религиоведческое видение // Религиоведение. 2016. № 2. С. 103-111.

2. Силантьева М. В. Диффузная идентичность - современная версия гражданской идентичности // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 2. С. 173-179.

3. Силантьева М. В. Николай Бердяев, экзистенциальная диалектика и всеобщая виртуализация сознания в XXI веке // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2004. № 3. С. 30-42.

4. Кизима М. П. Трещина мира и сердце поэта: литература как предчувствие // Первая Мировая война и судьбы европейской цивилизации / под ред. Л. С. Белоусова, А. С. Маныкина. М.: Изд-во Московского университета, 2014. С. 105-121.

5. Глаголев В. С. Реализм анализа - исходное условие научной перспективности (содоклад) // Право и управление. XXI век. 2011. № 4. С. 12-18.

6. Яблоков И. Н. К дискуссии о современном состоянии и истории отечественного религиоведения // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. Т. 29. № 1. С. 165-172.

7. Глаголев В. С. Культурологические аспекты художественно-эстетической проблематики в современном религиоведении // Фундаментальные проблемы культурологии. Т. 3: Культурная динамика / отв. ред. Д. Л. Спивак. СПб.: Алетейя, 2008. С. 5-15.

8. Силантьева М. В. Ценностный потенциал христианства перед теоретическими вызовами современности // Вестник РХГА. 2009. Т. 10. № 2. С. 196-206.

9. Уайт Э. Г. Ранние произведения. Заокский: Источник жизни, 1998. 352 с.

10. Тартаковский А. Г. 1812 год и русская мемуаристика. М.: Наука, 1980. 312 с.

11. Симонов К. М. Не золотая середина // Вопросы литературы. 1971. № 6. С. 84-90.

12. Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург: УрГУ, 1993. 160 с.

13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 444 с.

14. Глаголев В. С. Некоторые особенности соотношения слова и музыки в христианских богослужениях // Искусство и философия: мат-лы II Междунар. конф. (Москва, 1 апреля 2012 г.) М., 2013. С. 129-137.

15. Откровенные рассказы странника Духовному своему отцу / предисл. архим. Киприана. Козельск: Введ. Оптина Пустынь, 1991. 333 с.

16. Рогов А. И. Сведения о небольших собраниях славяно-русских рукописей в СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 300 с.

17. Макарий Оптинский (Иванов). Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву // Журнал Московской Патриархии. 1972. № 10. 69-76.

18. Сирин И. Творения иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сирианина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии. 3-е изд., испр. Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1911. 435 с.

19. Просвирнин А. Афон и Русская Церковь (библиография) [библ. 912] // Богословские труды. 1976. № 15. С. 185-256.

20. Профессионализм историка и идеологическая конъюнктура / отв. ред. А. К. Соколов. М.: ИРИ, 1994. 397 с.

21. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977. 449 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?