РАЗВИТИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются теоретические и методологические основы изучения развития идентичности и толерантности личности иностранных студентов в условиях образовательного процесса. Предмет исследования – специфика организации образовательного процесса, обеспечивающего развитие идентичности и толерантности личности иностранных студентов. Определены основные направления и подходы в изучении проблемы идентичности и толерантности личности как совокупности навыков толерантного взаимодействия субъектов образовательного процесса в различных интерпретациях. Выявлены особенности идентичности и толерантности личности иностранных студентов, обучающихся в вузе. Отмечается, что формирование толерантности личности происходит под влиянием национального, культурного, конфессионально-­религиозного факторов. Доказано, что воздействие новой социокультурной среды влияет на личностные характеристики иностранных студентов как позитивно, так и негативно, формируя толерантные и интолерантные установки. Толерантность личности иностранных студентов характеризуется сочетанием толерантных и интолерантных черт, низким уровнем этнонигилизма и этноэгоизма, пониженным уровнем этноизоляцизма и этнофанатизма, средним уровнем этнической и социальной толерантности, этнической индифферентности и коммуникативной толерантности, повышенным уровнем позитивной этнической идентичности. Выявлены особенности и взаимосвязь толерантности личности и этнической идентичности иностранных студентов. Полученные результаты могут быть использованы для организации процесса формирования и развития необходимого уровня идентичности и толерантности у иностранных студентов.

Ключевые слова:
толерантные установки, интолерантные установки, взаимосвязь толерантности и идентичности, этническая идентичность, студенты различных национальностей
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Арипова М. Л. Современный мир и проблема толерантности // Проблемы педагогики. 2018. № 1. С. 13-15.

2. Чекмарева Т. Н., Фалунина Е. В. Актуализация проблемы развития толерантности личности у будущих педагогов в условиях высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1. С. 216-220.

3. Асмолов А. Г. Толерантность как культура ХХI века // Век толерантности. 2004. № 7. С. 4-8.

4. Дзякович Е. В. Идентичность, идентификация, инсценировка в развитии глобальных и локальных социокультурных процессов современности // Обсерватория культуры. 2010. № 4. С. 10-14.

5. Русских Л. В. Идентичность: культурная, этническая, национальная // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2013. Т. 13. № 2. С. 178-180.

6. Кочетков В. В. Национальная и этническая идентичность в современном мире // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 2. С. 144-162.

7. Шергалиева М. Т. Этническая идентичность как вид социальной идентичности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. Т. 3. № 1. С. 207-211.

8. Гребенникова И. А. Педагогические условия сохранения культурной идентификации иностранного студента // Высшее образование сегодня. 2009. № 7. С. 32-34.

9. Маслова Г. Г. Воспитание толерантности и идентичности // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». 2008. № 5. С. 164-175.

10. Жаде З. А. «Этничность» и «этническая идентичность»: концептуальный анализ понятий // Общество и право. 2006. № 3. С. 66-72.

11. Эм Е. А. Позитивная этническая идентичность как основа этнической толерантности // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 225-231.

12. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый сад, 1998. 316 с.

13. Левкович В. П., Чернова О. В. Особенности этнокультурной адаптации этноконтактных групп народов Поволжья // Идентичность и толерантность / отв. ред. Н. М. Лебедева. М.: ИЭА РАН, 2002. С. 243-250.

14. Спирина Т. А., Головина С. Г. Формирование этнической толерантности студентов в образовательном процессе вуза: методическое обеспечение // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4. С. 167-170.

15. Верещагина М. В. Этническая идентичность и этническая толерантность русских и осетинских студентов: автореф. … дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2010. 22 с.

16. Павлов И. В., Кулиш Т. В. Педагогические условия формирования толерантности у обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2019. № 2. С. 170-178. DOI:https://doi.org/10.26293/chgpu.2019.102.2.023

17. Головина С. Г., Спирина Т. А., Корниенко А. В. Формирование этнической толерантности студентов: психолого-­педагогические аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 122-130.

18. Дмитриева Е. Е., Суворова О. В., Егорова П. А., Мухина Т. Г., Сорокоумова С. Н. Психологическое исследование коммуникативной толерантности у студентов высшей педагогической школы // Язык и культура. 2019. № 45. С. 161-172. DOI:https://doi.org/10.17223/19996195/45/12

19. Матасова И. Л., Бугаева Д. Э. Комплексный подход к изучению толерантности в условиях общеобразовательных организаций // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 349-352.

20. Мишина М. М., Мурсалыева Г. М. Сравнительный анализ формирования типов этнической идентичности подростков разных культурных сред // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 1. С. 84-93. DOI:https://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-1-84-93

21. Андриенко О. А. Социокультурная обусловленность воспитания толерантности у подрастающего поколения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 21-24. DOI:https://doi.org/10.26140/anip-2019-0803-0003

22. Хамиди М. Э. Педагогические условия организации толерантного педагогического взаимодействия иностранных студентов в высшем учебном заведении // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. № 3. С. 299-303.

23. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой, Т. Ю. Прокофьевой, О. А. Кравцовой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. 112 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?