Россия
Кемерово, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
В условиях рынка конкурентоспособность обеспечивает результативность деятельности предприятия как в пределах конкретного рыночного сегмента и текущего временного периода, так и на перспективу его существования. Данный критерий комплексно отражает возможности предприятия удовлетворять потребности покупателей, эффективно используя имеющиеся ресурсы, в нем отражаются соответствие продукции требованиям рынка, ее качественные и количественные характеристики. По оценкам аналитиков отрасль по производству мороженого продолжит рост в среднесрочной перспективе, а перспективы отрасли будут зависеть от эффективности маркетинговой политики компаний-производителей. В данной работе проведена оценка конкурентоспособности ООО «Кемеровский хладокомбинат» на местном рынке производителей мороженого, а также рассмотрены основные направления повышения конкурентоспособности данного предприятия. Исходя из рыночного положения предприятия относительно роста спроса на данную продукцию и занимаемой предприятием доли на рынке, был выполнен анализ с помощью матрицы БКГ. Далее оценка конкурентоспособности проводилась экспертным методом на основе балльной оценки. Детальный анализ уровня конкуренции в отрасли на местном рынке был проведен по модели 5 сил конкуренции Майкла Портера. В целях оценки рыночного положения ООО «Кемеровский хладокомбинат» проведен SWOT-анализ. Исходя из сравнительной оценки предприятий, занимающихся производством и сбытом мороженого на рынке региона, конкурентоспособность ООО «Кемеровский хладокомбинат» признана высокой. По итогам проведенной оценки с целью повышения конкурентоспособности даны рекомендации по разработке программы продвижения на рынке: усилить маркетинговую составляющую деятельности организации, улучшить работу с поставщиками сырья и материалов (для повышения качества продукции и снижения затрат на производство продукции), кроме того, предприятию необходимо уделить внимание финансовому состоянию.
конкуренция, конкурентоспособность, SWOT-анализ, мороженое, эффективность, регион
1. Файзиев Ш. Ш., Шермухамедов Б. У. Значение малого бизнеса и предпринимательства в социально-экономическом развитии региона // Вопросы экономики и управления. 2017. № 1. С. 120-123.
2. Абдикеев Н. М., Богачев Ю. С., Лосев А. А., Мельничук М. В., Толкачев С. А., Тютюнник И. Г., Шаркова А. В. Конкурентоспособность социально-экономических систем в условиях цифровой трансформации российской экономики. М.: Прометей, 2019. 354 с.
3. Бессмертных П. Ю. Оценка конкурентоспособности на основе факторного моделирования // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1. С. 735-737.
4. Клевцов С. М., Пасечко Л. А., Клевцова М. Г. Позиционирование предприятия на основе применения стратегического анализа с использованием портфельных матриц // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 2-1. С. 145-152.
5. Постников В. М., Спиридонов С. Б. Методы выбора весовых коэффициентов локальных критериев // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2015. № 6. С. 267-287. DOI:https://doi.org/10.7463/0615.0780334
6. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. 6-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2016. 453 с.
7. Porter M. E. Location, competition, and economic development: Local clusters in a global economy // Economic development quarterly. 2000. Vol. 14. № 1. P. 15-34. DOI:https://doi.org/10.1177/089124240001400105
8. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании. Определение стратегических возможностей. М.: Вильямс, 2016, 368 с.
9. Измайлова М. А. Деловая репутация как фактор повышения конкурентоспособности компаний // Фотинские чтения. 2018. № 1. С. 394-399.
10. Christofi M., Leonidou E., Vrontis D. Cause-related marketing, product innovation and extraordinary sustainable leadership: the root towards sustainability // Global Business and Economics Review. 2015. Vol. 17. № 1. P. 93-111.
11. Васильева Л. Ф., Купина В. В., Маничкина М. В., Васильева В. С. Анализ и оценка конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 125. С. 180-185. DOI:https://doi.org/10.21515/1990-4665-125-011
12. Хань Ч. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия // Экономика и управление: современные тенденции / гл. ред. Н. В. Морозова. Чебоксары: Среда, 2019. Вып. 6. С. 69-74.
13. Решетов К. Ю. Развитие методологии обеспечения конкурентоспособности инновационного предпринимательства. М.: Наука и образование, 2015. 284 с.
14. Фидельман Г. Н., Дедиков С. В., Адлер Ю. П. Альтернативный менеджмент. Путь к глобальной конкурентоспособности. М.: Альпина Паблишер, 2016. 192 c.
15. Мурашова А. С., Дерунова Е. А. Методы оценки конкурентоспособности инновационной продукции в АПК // Математическое и компьютерное моделирование в экономике, страховании и управлении рисками: мат-лы VII Междунар. молодежной науч.-практ. конф. (Саратов, 14-17 ноября 2018 г.) Воронеж, 2018. С. 218-223.
16. Конина Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. М.: Проспект, 2016. 368 c.
17. Егоров А. С. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий в 2018-2019 годах // Российский экономический барометр. 2019. № 3. С. 3-14. DOI:https://doi.org/10.20542/2307-0390-2019-3-3-14
18. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес Атлас, 2012. 626 с.