Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальным в социологической науке становится изучение социальной специфики, структуры, механизмов самореализации молодых преподавателей. Самореализация зависит от выбора человеком стратегии своей профессиональной деятельности. Цель работы – изучение стратегий профессиональной самореализации молодых преподавателей. Исследование проводилось на основе разработанного автором гибридного исследовательского комплекса, включающего комбинации техник количественного и качественного анализа: методы включенного наблюдения, глубинного интервью, опроса экспертов, контент-анализа нормативных документов. В результате были определены три вида адаптивных стратегий профессиональной самореализации молодых преподавателей: стратегия обреченности на успех, стратегия протестной самореализации и стратегия вынужденной самореализации. Представлены их характеристики. Анализируются особенности профессиональной самореализации молодых преподавателей, определяется связь социального успеха и стратегии профессиональной самореализации. Отмечается, что стратегии адаптивного типа вынуждают молодого преподавателя соответствовать ожиданиям социального окружения, что противоречит смыслам процесса самореализации. Гуманистическая стратегия неадаптивного типа основана на свободе выбора форм и режима работы преподавателя, сохраняет физическое и психическое здоровье личности, сберегает человеческие ресурсы педагогического коллектива.

Ключевые слова:
адаптивные стратегии, здоровьесберегающие стратегии, профессиональная деятельность, гуманистическая стратегия профессиональной самореализации, гибридный исследовательский комплекс
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. № 12. С. 100–105.

2. Заславская Т. И. Современное российское общество. М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ; Дело, 2004. 398 с.

3. Логунова Л. Ю. Социокультурные основания социальной и политической мобилизации // Политическое сознание и поведение: эволюция и мобилизация / отв. ред. Л. Л. Шпак. Кемерово: ИНТ, 2016. С. 5–51.

4. Логунова Л. Ю., Маженина Е. А., Ушаков Д. В. Проблемы профессиональной самореализации молодых преподавателей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4. С. 52–59.

5. Роджерс К. Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 414 с.

6. Logunova L. Yu., Mazhenina E. A., Nyatina N. V. Methods of collecting and analyzing of civil initiatives to improve the life-support system // Advances in social science, education and humanities research: Proc. Intern. Conf. Communicative Strategies of Information Society. (Санкт-Петербург, 26–27 октября 2018 г.) СПб., 2019. Т. 289. С. 45–49. DOI: 10.2991/csis-18.2019.9

7. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя; Кренов, 1996. 153 с.

8. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменолог. Философию / пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль; Фонд ун-т, 2004. 398 с.

9. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла / под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 366 с.

10. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии / сост. П. С. Гуревич; под общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 31–95.

11. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира / пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой. М.: Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2003. 334 с.

12. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

13. Абульханова К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

14. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция: новое измерение в психиатрии и психологии / под общ. ред. Ю. Злобина; пер. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. М.: Апрель-пресс; ЭКСМО-пресс, 2001. 105–140 с.

15. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманист. терапии / пер. с англ. А. Б. Фенько. М.: Класс, 1998. 323 с.

16. Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. 476 с.

17. Солодникова И. В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 32–39.

18. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. М.: Аспект Пресс, 2003. 484 с.

19. Магун В. С., Монусова Г. А. Иерархии трудовых ценностей в европейских странах // XIV Апрельская Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: сб. тр. Междунар. науч. конф. (Москва, 2–5 апреля 2014 г.) М., 2014. Кн. 3. С. 516–526.

20. Константиновский Д. Л. Окончание школы, намерения и реальность: что хотели – что получили // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова, Е. Д. Вознесенская, Г. С. Гончарова, В. Г. Костюк, Е. С. Попова, Г. А. Чередниченко. М.: ЦСП и М, 2015. С. 184–209.

21. Ильин В. И. Профессия как индивидуальная жизненная колея: концептуализация категории // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 13. № 4. С. 515–528.

22. Ильин В. И. Анатомия социального успеха в географическом пространстве // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2014. № 6. С. 29–33.

23. Welzel C., Inglehart R. Agency, values, and well-being: a human development model // Social Indicators Research. 2010. Vol. 97. P. 43–63. DOI: 10.1007/s11205-009-9557-z

24. Кукарцева М. А. Аксель Хоннет – социальный теоретик и социолог // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 38–45.

25. Engdahl E. A theory of the emotional self: from the standpoint of a neo-Meadian. Örebro: Örebro University, University Library, 2005. 149 p.

26. Терелянская И. В. Концепт понятия «социальная успешность» в социально-психологическом и историческом контекстах // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. 2015. № 4. С. 90–97. DOI: 10.15688/jvolsu11.2015.4.10

27. Логунова Л. Ю., Уткина А. Н., Коваленок Я. Г., Ушаков Д. В. Технологии благополучия деятельности преподавателя: проблемы измерения и понимания // Artium magister. 2019. Т. 19. № 1. С. 21–30.

28. Донских О. А., Логунова Л. Ю. Учитель и ученик: счастье человеческого общения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 60–71. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-60-71