ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются приемы визуализации информации, направленные на наиболее рациональное и эффективное развитие психических познавательных процессов в структуре познавательной деятельности обучающихся. Предмет исследования – средства визуализации учебной информации, обеспечивающие активизацию познавательной деятельности обучающихся. Цель – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования средств визуализации учебной информации, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности обучающихся. Дополнены представления о специфике познавательной деятельности как совокупности познавательных актов, к числу которых отнесены объяснение, понимание и рефлексия. Обоснована необходимость оптимизации процесса взаимодействия участников образовательных отношений. Описаны особенности организации информационного подхода к обучению. Дана характеристика этапов работы с учебной информацией: поиск и восприятие нового материала, обработка, применение на практике. Рассмотрены возможности применения технологий визуализации интеллект-карт и денотатного графа при организации процесса обучения. Предложено обоснование возможности использования средств визуализации в организации учебного процесса. Доказано, что применение технологий визуализации обеспечивает позитивные изменения в параметрах познавательной деятельности обучающихся, стимулирует развитие познавательной мотивации.

Ключевые слова:
информатизация образования, информационный подход к обучению, обучающая система, этапы работы с информацией, мыслительные операции, мыслительная деятельность, графические схемы, интеллект-карта, денотатный граф
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 705 с.

2. Морозова И. С. Мотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса: дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 1999. 135 c.

3. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. 2-е изд. М.: Психология, 1999. 85 с.

4. Ляудис В. Я. Психология инновационного обучения в диалоге с культурно-исторической психологией Л. С. Выготского // Известия академии педагогических и социальных наук. 1996. № 1. С. 6–11.

5. Морозова И. С. Познавательная деятельность личности. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. 214 с.

6. Колокольцева О. В. Особенности управленческого процесса и мотивация участников образовательных отношений // Базис. 2019. № 1. C. 69–73.

7. Казакевич В. М. Обучение как информационно-коммуникационный процесс // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 3. С. 151–164. DOI: 10.24411/2224-0772-2019-10024

8. Пак Н. И. О концепции информационного подхода в обучении // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2011. № 1. С. 91–97.

9. Милютина А. А. Информационный подход в области формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка // Западно-сибирский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 142–149.

10. Дмитриева М. В. О поиске информации в сети Интернет // Компьютерные инструменты в образовании. 1999. № 6. С. 7–18.

11. Розенберг И. Н. Комплексность информационного поиска // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. № 1. С. 41–49. DOI: 10.21777/2312-5500-2017-1-41-49

12. Грекова Л. В. Информационный поиск в информатике и библиотековедении // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2013. № 1. С. 95–100.

13. Борзова Т. В., Мосунова Л. А. Условия развития смыслового понимания информации в процессе обучения // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 1. С. 7–24. DOI: 10.15293/2658-6762.2001.01

14. Диковицкий В. В., Шишаев М. Г. Обработка текстов естественного языка в моделях поисковых систем // Труды Кольского научного центра РАН. 2010. № 3. C. 29–34.

15. Энгель Е. А. Использование интеллектуальных алгоритмов для обработки текстовой информации // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2010. № 2. С. 62–68.

16. Оспенникова Е. В., Оспенников А. А. Формирование у учащихся общих подходов к работе с учебной информацией по физике, представленной в виртуальной предметной среде // Вестник Пермского государственного гуманитарно-­педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2009. № 5. С. 76–107.

17. Волков В. В. Пересказ как способ освоения содержательности текста // Культура. Духовность. Общество. 2015. № 16. С. 145–150.

18. Пескова О. В. О визуализации информации // Вестник Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. 2012. № 1. Режим доступа: http://engjournal.ru/catalog/it/hidden/24.html (дата обращения: 15.07.2020).

19. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.

20. Черкасова Л. В. Технология визуализации учебного материала как способ формирования у школьников информационной компетентности // Вестник СурГПУ. 2019. № 1. С. 132–141. DOI: 10.26105/SSPU.2019.45.14.014

21. Пухов А. Ф. Эффективное использование визуализации в процессе обучения // Компьютерные инструменты в образовании. 2006. № 6. С. 56–62.

22. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Диагностика умственного развития на основе качественного анализа теста // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 149–155.

23. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 192 с.

24. Дронова Е. Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки // Проблемы современного образования. 2017. № 2. С. 118–124.

25. Бронникова Л. М., Майер Е. И. Методические аспекты использования ментальных карт в образовательном процессе // Педагогическое образование на Алтае. 2017. № 1. С. 30–33.

26. Хакимов Д. Р. Применение в учебном процессе ментальных карт // Образовательные ресурсы и технологии. 2016. № 1. С. 3–8.

27. Крюкова Т. В. Использование денотатного графа при контент-анализе текста // International Scientific Review. 2016. № 3. С. 181–186.

28. Пешкова Н. П. Проект «Психолингвистика текста. Текст и его смысл: региональные исследования в русле школы А. И. Новикова» // Вопросы психолингвистики. 2018. № 36. С. 168–181.

29. Смирнова А. С. Графическое представление информации // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 6-2. С. 61–64.