РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предметом исследования являются особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и их позитивные изменения в условиях педагогической поддержки. Цель – исследование возможностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки. Дополнены представления о специфике развития эмоций в дошкольном возрасте, обосновывается необходимость организации педагогической поддержки становления и развития эмоциональной сферы ребенка-дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации. Уточнены данные о развитии и структуре эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте. Определены особенности развития эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте, проявляющиеся в неравномерности развития идентификации, выражении и регуляции эмоциональных состояний. Описываются формы и методы педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что педагогическая поддержка, в основе которой лежит комплекс мероприятий, обеспечивающих обогащение опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка старшего дошкольного возраста в трех направлениях: понимание эмоций, выражение эмоций, регуляция эмоций.

Ключевые слова:
понимание эмоций, выражение эмоций, регуляция эмоций, средства психолого-педагогического сопровождения, эмоции
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 705 с.

2. Дарвин Ч., Экман П. О выражении эмоций у человека и животного. СПб.: Питер, 2014. 320 с.

3. Психология эмоций / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.

4. Аристова И. Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. 104 с.

5. Джеймс У. Психология. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. 318 с.

6. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2009. 235 с.

7. Пырьев Е. А. Эмоции в системе психического отражения и мотивации поведения человека // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2. С. 232–236.

8. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

9. Асмолов А. Г. О предмете психологии личности // Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 1996. С. 73–91.

10. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970. 141 с.

11. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1993. C. 162–171.

12. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. 464 с.

13. Тихомиров О. К., Бабаева Ю. Д., Березанская Н. Б., Васильев И. А., Войскуновский А. Е. Развитие деятельностного подхода в психологии мышления // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскуновского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 191–234.

14. Лаптева Ю. А., Морозова И. С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51–55. DOI: 10.21603/2078-8975-2016-3-51-55

15. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. 288 с.

16. Соловьева Н. В. Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 126 c.

17. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2001. 334 с.

18. Орехова O. A. Процессы дифференциации, амбивалентности и инверсии эмоций как особенности развития эмоциональной сферы детей разного возраста и пола // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2007. № 2-2. С. 43–47.

19. Капитоненко Н. В. Эмоциональная регуляция: области изучения, компоненты и функции // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 267–274.

20. Николаева В. В., Байкенова А. Е., Шевченко В. Е. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2019. № 1. С. 40–45.

21. Андреева О. В. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2006. 164 с.

22. Савина Е. А. Введение в психологию. М.: Прометей, 1998. 247 с.

23. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Воображение и творчество: культурно-исторический подход // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 1. C. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2019110101

24. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 70 с.

25. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 126 с.

26. Адушкина К. В., Лозгачёва О. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования. Екатеринбург: УрГПУ, 2017. 163 с.

27. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Academia, 2006. 282 с.

28. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: становление дефиниции // Педагогическое образование. 2007. № 1. С. 73–83.

29. Соколова Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании. М.: Изд-во МГОУ, 2006. 251 с.

30. Андронникова О. О., Евдокимова М. А. Методические основы организации и проведения программы психолого-­педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2. С. 77–84. DOI: 10.21603/2078-8975-2018-2-77-84

31. Гребенщикова Т. В. Модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольной образовательной организации // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 4. С. 70–76.

32. Ежкова Н. С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук. Тула, 2009. 367 с.

33. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5–7 лет. Ярославль: Акад. развития, 2000. 158 с.

34. Щекина А. Я. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в дошкольной образовательной организации // Проблемы педагогики. 2016. № 10. С. 17–19.

35. Иванова И. В. Педагогическая поддержка как современная образовательная практика // Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 108–112.

36. Шавринова Е. Н. Педагогическая поддержка ребенка в содержании воспитательной деятельности педагога // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 58. С. 491–495.

37. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Академия, 2004. 283 с.

38. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2005. 158 с.

39. Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2005. 240 с.

40. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3–7 лет / сост. Н. Д. Денисова. Волгоград: Учитель, 2016. 205 с.

41. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 1999. 48 с.

42. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2007. 136 с.

43. Practical lessons in psychology, ed. Puni A. Ts. Moscow: Fizkultura i sport, 1977, 120. (In Russ.)