Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность темы связана с необходимостью перехода промышленных предприятий на концепцию Индустрия 4.0, что предполагает цифровизацию всего массива знаний работников предприятий и осознанное управление менеджерами данным массивом. Предмет – соблюдение интересов человека-работника при внедрении на предприятии 4.0 системы управления знаниями по требованиям стандарта. Цель – анализ международного стандарта ISO  30401:2018 «Системы менеджмента знаний – Требования» (далее – Стандарта) сквозь призму интересов человека труда. Методология исследования основана на системном и целостном антропосоциальном подходе. Новизна заключается в применении к формулированию критических замечаний по Стандарту разрабатываемого автором антропосоциального подхода к экономике знаний. В части менеджмента знаний предложено новое измерение – антропосоциальность, которое видится как приоритетное в новой экономике. Результаты исследования: показано, что в Стандарте использованы в качестве базовых термины и категории, а также сформулированы руководящие принципы, не учитывающие интересы творца и носителя знания – самого человека труда. В случае перехода российских предприятий на Стандарт могут возникнуть препятствия к становлению в стране экономики знаний с Индустрией 4.0, ориентированной на человека. Область применения результатов – разработка кадровой и социальной политики на предприятии 4.0 с учетом критических замечаний по Стандарту. Выводы. Единственным создателем, распространителем и пользователем прикладного профессионального знания – источника ценности (стоимости) на предприятии 4.0, а также автоматизированных систем производства и управления является человек труда. В стандарте, регламентирующем создание и внедрение системы менеджмента знаний на предприятии 4.0, следует учесть интересы работника как целостно развивающейся личности. Информационно-технический компонент системы управления знаниями должен быть дружественным человеку-работнику предприятия Индустрии 4.0, сберегая, а не «выжимая» его мыслительные и в целом жизненные силы.

Ключевые слова:
цифровизация, стандарт ISO, прикладное знание, ценность, антропосоциальный подход, антропосоциальность, человек труда
Список литературы

1. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 208 с.

2. Мирошников В. В., Барабанова И. А., Школина Т. В. Стандартизация процессов управления знаниями в системе качества организации // Вестник Брянского государственного технического университета. 2019. № 1. С. 52-59. DOI:https://doi.org/10.30987/article_5c4ed021938851.53086358

3. Moreira F., Ferreira M. J., Seruca I. Enterprise 4.0 - the emerging digital transformed enterprise? // Procedia Computer Science. 2018. Vol. 138. P. 525-532.

4. Kudryavtsev D., Sadykova D. Towards architecting a knowledge management system: requirements for an ISO compliant framework // The Practice of Enterprise Modeling. PoEM 2019. Lecture Notes in Business Information Processing / eds. J. Gordijn, W. Guedria, H. Proper. 2019. Vol. 369. P. 36-50. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-35151-9_3

5. Corney P. J. As KM evolves, so will the ISO standard // Business Information Review. 2018. Vol. 35. Iss. 4. P. 165-167. DOI: https://doi.org/10.1177/0266382118810825

6. Wilson J. P., Campbell L. Developing a knowledge management policy for ISO 9001: 2015 // Journal of Knowledge Management. 2016. Vol. 20. Iss. 4. P. 829-844. DOI: https://doi.org/10.1108/JKM-11-2015-0472

7. Клейнер Г. Б. Интеллектуальная экономика нового века: экономика постзнаний // Экономическое возрождение России. 2020. № 1. С. 35-42.

8. Жернов Е. Е. Антропоморфизм фирмы: за и против // Экономист. 2016. № 11. С. 36-46.

9. Дресвянников В. А., Бунимович И. Д. Использование облачных технологий при управлении знаниями организации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 4. С. 67-72. DOI:https://doi.org/10.21603/2500-3372-2018-4-67-72

10. Шумпетер Й. А. Капитализм, социализм и демократия / пер. с англ. и отв. ред. В. С. Автономов. М.: Экономика, 1995. 539 с.

11. Wu I.-L., Chen J.-L. Knowledge management driven firm performance: the roles of business process capabilities and organizational learning // Journal of Knowledge Management. 2014. Vol. 18. Iss. 6. P. 1141-1164. DOI: https://doi.org/10.1108/JKM-05-2014-0192

12. Yu W.-D., Lin T.-C., Liu S.-J., Chang P.-L. Is the knowledge management system truly cost effective? Case study of KM-enabled engineering problem solving // Journal of Construction Engineering and Management. 2013. Vol. 139. Iss. 2. P. 216-224. DOI:https://doi.org/10.1061/(ASCE)CO.1943-7862.0000604

13. Алпайдин Э. Машинное обучение: новый искусственный интеллект. М.: Издательская группа «Точка»; Альпина Паблишер, 2017. 208 с.

14. Плакиткина Л. С. Перспективы развития Кузнецкого угольного бассейна на период до 2035 г. // Горный журнал. 2015. № 12. С. 28-33. DOI:https://doi.org/10.17580/gzh.2015.12.06.

15. Рязанов В. Т. Новая технологическая революция: ожидание и варианты будущей модели экономики // Экономическое возрождение России. 2019. № 4. С. 43-51.

16. Морозова Е. А., Кузнецова Т. А. Потребности старшеклассников в профессиональном образовании // Российская экономика знаний: вклад региональных исследователей: сб. ст. Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Кемерово, 5-6 октября 2017 г.) / под ред. Е. Е. Жернова. Кемерово, 2017. Ч. 1. С. 295-299.

17. Жернов Е. Е. Концепция управления знаниями в фирме: антропосоциальность как приоритетное измерение // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 4. С. 73-79. DOI:https://doi.org/10.21603/2500-3372-2018-4-73-79

18. Winfield A. F. T., Blum C., Liu W. Towards an ethical robot: internal models, consequences and ethical action selection // Advances in Autonomous Robotics Systems. TAROS 2014. Lecture Notes in Computer Science. 2014. Vol. 8717. P. 85-96. DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-319-10401-0_8

19. Winfield A. F., Michael K., Pitt J., Evers V. Machine ethics: the design and governance of ethical AI and autonomous systems // Proceedings of the IEEE. 2019. Vol. 107. Iss. 3. P. 509-517. DOI:https://doi.org/10.1109/JPROC.2019.2900622


Войти или Создать
* Забыли пароль?