Нижний Новгород, Россия
Нижний Новгород, Россия
Статья посвящена публичной дипломатии Российской Федерации в Армении. Деятельность Русской Православной Церкви как института гражданского общества рассматривается в качестве части механизма публичной дипломатии России. Предметом являются механизмы и инструменты, используемые религиозными организациями в Армении. Цель – анализ причин и характера присутствия Русской Православной Церкви на территории этой страны как особой части механизма публичной дипломатии России. Для достижения указанной цели использованы общенаучные методы: анализ и синтез, позволяющие получить комплексное представление о предмете исследования; индукция и дедукция были применены при обработке фактического материала; исторический метод позволил рассматривать явление в его развитии. При изучении современного этапа был задействован сетевой подход. По мнению авторов, деятельность Русской Православной Церкви в Армении позволяет создавать благоприятные условия для достижения внешнеполитических целей России. Результаты исследования могут быть применены для дальнейшего изучения принципов и механизмов публичной дипломатии России, а также при совершенствовании инструментов общественной дипломатии. Сделан вывод, что вовлечение Русской Православной Церкви в общественную дипломатию России в Армении способствует уменьшению напряженности в публичной сфере республики, вызванной присутствием многочисленных инородных религиозных движений, в связи с чем трансформация структуры конфессионального пространства Армении носит искусственный характер, что приводит к взаимодействию усилий Армянской апостольской церкви и Русской Православной Церкви по противодействию прозелитизму этих организаций.
публичная дипломатия России, общественная дипломатия, Армянская апостольская церковь, религиозный фактор, прозелитизм, новые религиозные движения
1. Арендт Х. Vita Activa, или О деятельной жизни / пер. В. В. Бибихин. М.: Ад Маргинем, 2017. 416 с.
2. Beck U. World at risk. Cambridge: Polity Press, 2009. 269 p.
3. Бернейз Э. Л. Пропаганда / пер. И. В. Ющенко. М.: Карьера Пресс, 2015. 176 с.
4. Кастельс М. Власть коммуникации / пер. Н. М. Тылевич; ред. А. И. Черных. М.: Издательский дом ВШЭ, 2016. 563 с.
5. Лебедева М. М. «Мягкая сила»: понятие и походы // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 3. С. 212-223. DOI:https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-3-54-212-223
6. Най Дж. С. Будущее власти / пер. В. Н. Верченко. М.: АСТ, 2013. 444 с.
7. Habermas J. Between facts and norms: Contributions to a discourse theory of law and democracy. Cambridge: MIT Press, 1996. 676 p.
8. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт сист. исслед. 3-е изд., перераб. и доп. Н. Новгород: Изд-во Братства во имя Св. князя Александра Невского, 2002. 813 с.
9. Микаэлян Г. Армянская апостольская церковь и общество в современной Армении // Большой Кавказ двадцать лет спустя: ресурсы и стратегии политики идентичности / сост. Г. Ч. Гусейнов. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 216-259.
10. Трофимчук Н. А., Свищев М. П. Экспансия. М.: Изд-во РАГС, 2000. 218 с.
11. Эгильский Е. Э., Матецкая А. В., Самыгин С. И. Новые религиозные движения: современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. М.: КноРус, 2011. 224 с.
12. Яковлев А. И. Религиозный фактор в мировой политике в эпоху глобализации: от секуляризации к фундаментализму // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2013. № 4. С. 4-38.
13. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 683 с.
14. Лункин Р. Н. Церковь и внешняя политика: от «Русского мира» к глобализации // Научные ведомости БелГУ. Сер. История, Политология. 2018. Т. 45. № 1. С. 165-175. DOI:https://doi.org/10.18413/2075-4458-2018-45-1-165-175
15. Гаджиев К. С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России. М.: Логос, 2010. 532 с.
16. Долженко И. В. Хозяйственный и общественный быт русских крестьян Восточной Армении (конец XIX - нач. XX вв.). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1985. 180 с.