сотрудник с 01.01.2018 по 01.01.2019
Кемерово, Россия
сотрудник
Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Рассматривается современное состояние образования с учетом специфики национальных особенностей реализации конкретной модели. В качестве предмета исследования определены специфические характеристики образования в начале XXI в., изучены возможности интеграции различных образовательных моделей. Цель – выявить, теоретически обосновать перспективы развития, риски реализации современных моделей образования в мировом пространстве в контексте обоснования эффективности национальной образовательной системы. Перечислены обобщенные характеристики, свойственные образовательным системам различных стран, к числу которых отнесены трансформируемость, моделируемость, открытость, адаптивность. Описаны направления развития системы обучения в мировом образовательном пространстве. Рассмотрены современные модели образования, реализуемые в различных странах. Приведены оценочные суждения относительно преимуществ и недостатков реализации каждой. Описаны модели обучения, результативность которых обусловлена наличием определенных особенностей. Актуализирована проблема разработки и внедрения национальной модели образования. По результатам ретроспективного анализа выделены особенности становления национальной модели на различных исторических этапах, описаны риски становления. Отмечены ключевые ориентиры построения российской национальной модели. Предложены практические рекомендации, направленные на поиск оптимальных решений вопроса построения национальной модели образования.
образование, моделирование, элементы моделей, варианты трансформаций, риски реализации
1. Митина А. М. Становление и развитие дополнительного образования взрослых за рубежом: концептуальный анализ: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Волгоград, 2005. 44 с.
2. Корнеева Н. А. Состояние и тенденции развития дистанционного образования на примере российских вузов: автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2007. 25 с.
3. Власова О. Ю. Модели образовательной политики современных европейских государств: сравнительный анализ: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2015. 24 с.
4. Исаева О. Н. Мировое образование как система: автореф. дис. канд. пед. наук. Рязань, 2009. 23 с.
5. Zanten A. van. Neo-liberal influences in a 'conservative' regime: the role of institutions, family strategies, and market devices in transition to higher education in France // Comparative education. 2019. Vol. 55. № 3. P. 347-366. DOI: https://doi.org/10.1080/03050068.2019.1619330
6. Buckner E. The Internationalization of Higher Education: National Interpretations of a Global Model // Comparative Education Review. 2019. Vol. 63. № 3. P. 315-336. DOI: https://doi.org/10.1086/703794
7. Кондратенко Б. А. Персонализация профессионального обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2015. 28 с.
8. Lo W. Y. W. Soft power, university rankings and knowledge production: distinctions between hegemony and self-determination in higher education // Comparative Education. 2011. Vol. 47. № 2. P. 209-222. DOI:https://doi.org/10.1080/03050068.2011.554092
9. Левитес Д. Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования студентов: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1998. 52 с.
10. Ильинская Я. А. Опыт развития систем непрерывного образования в России и за рубежом // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 2. С. 57-67. DOI:https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-2-2
11. Жирина М. В. Особенности реформирования системы российского высшего образования на современном этапе: дис. … канд. социол. наук. М., 2015. 161 с.
12. Руткевич Е. Д. Типология социального характера Д. Рисмена // Социологические исследования. 1993. № 3. С. 118-121.
13. Murtonen M., Gruber H., Lehtinen E. The return of behaviourist epistemology: A review of learning outcomes studies // Educational Research Review. 2017. Vol. 22. P. 114-128. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2017.08.001
14. Kolb A. Y., Kolb D. A. Experimental Learning Theory Bibliography 1971-2001. Boston, MA.: McBer and Company, 2001. Режим доступа: http://trgmcber.haygroup.com/Products/learning/bibliography.htm (дата обращения: 10.11.2019).
15. Brookfield S. D. Powerful techniques for teaching adults. Jossey-Bass, 2013. 304 p.
16. Boud D., Keogh R., Walker D. Promoting reflection in learning: a model // Boundaries of Adult Learning, eds. R. Edwards, A. Hanson, P. Raggatt. N. Y.: Routledge, 1996. P. 32-57.
17. Руткевич М. Н. Образованность населения России конца XIX - начала XXI века. М.: ИСПИ РАН, 2007. 72 с.
18. Parreira do Amaral М., Zelinka J. Lifelong learning policies shaping the life courses of young adults. An interpretative analysis of orientations, objectives and solutions // Comparative Education. 2019. Vol. 55. № 3. 404-421. DOI: https://doi.org/10.1080/03050068.2019.1619333
19. Андреев А. Ю. «Национальная модель» университетского образования: возникновение и развитие (Часть 1) // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 156-169.
20. Corcoran R. P., Cheung A. C. K., Kim E., Xie C. Effective universal school-based social and emotional learning programs for improving academic achievement: A systematic review and meta-analysis of 50 years of research // Educational Research Review. 2018. Vol. 25. P. 56-72. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2017.12.001
21. Hwang S. W., Kwon Y. A. An Exploration of Curriculum Development Directions Through an Analysis of University Students' Awareness of Core Competence // The Asia-Pacific Education Researcher. 2019. Vol. 28. № 3. P. 213-227.
22. Jacob W. J., Gokbel V. Global higher education learning outcomes and financial trends: Comparative and innovative approaches // International Journal of Educational Development. 2018. Vol. 58. P. 5-17. DOI:https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2017.03.001
23. Sutin S. E. Reforming higher education from within: Lessons learned from other mature sectors of the economy // International Journal of Educational Development. 2018. Vol. 58. P. 18-25. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2016.11.003