ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу результатов психолого-педагогического эксперимента по формированию образа будущего старших подростков. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, возрастными трудностями личностного самоопределения подростков, с другой – сложностью современной социальной ситуации взросления личности. Предметом являются результаты формирующего воздействия на образ будущего старших подростков в условиях психолого-педагогического сопровождения. Цель – проанализировать результаты и конкретизировать проблемы формирования образа будущего старших подростков в условиях психолого-педагогического сопровождения. В соответствии с логикой научного исследования на постановочном этапе представлена модель образа будущего, включающая личностно-организационный, содержательный и поведенческий компоненты. На этапе эмпирического исследования, состоявшего в проведении констатирующего и формирующего экспериментов, а также статистической обработке данных и интерпретации результатов, выявлена разноуровневая организация параметров образа будущего старших подростков с выраженными различиями в степени проявления характеристик личностно-организационного и содержательного компонентов. Компонентная структура образа будущего у большей части подростков по всей выборке в целом не сформирована. Наблюдается дефицитарность по большинству параметров осмысленности жизни. В результате формирующего воздействия в экспериментальной группе дефицитарные показатели значительно повысились. Психолого-педагогическое сопровождение оказалось эффективным в плане оптимизации ресурсного личностно-организационного компонента образа будущего. Менее очевидна положительная динамика по параметрам содержательного компонента. Большая вариативность представлений обнаружена по образу будущей семьи. Наибольшие трудности формирующего воздействия обусловлены слабостью межкомпонентных и внутрикомпонентных связей образа будущего подростков. Также проблемным является вопрос учета различных факторов (школьных, семейных, гендерных и других), так или иначе влияющих на формирование картины будущего. В целом психолого-педагогическое сопровождение способствует оптимизации личностного развития подростков. Полученные результаты могут быть полезны при разработке программ психолого-педагогического сопровождения, направленных на оптимизацию развития и самореализации личности, оказание помощи в осуществлении жизненных выборов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Ключевые слова:
подростковый возраст, самосознание, временная ориентация, активность личности, ценностно-­смысловая сфера личности, образ семьи, профессиональная перспектива
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Петрова В. Н. Образ будущего как предиктор профессионального развития: автореф. дис. … д-ра. психол. наук. Томск, 2019. 32 с.

2. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / пер. с англ. К. И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977. 413 с.

3. Сергиенко Е. А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/711-sergienko24.html (дата обращения: 22.11.2019).

4. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.

5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. 436 с.

6. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль; Фонд ун-т, 2004. 399 с.

7. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М. И. Левиной. М.: Политиздат, 1991. 527 c.

8. Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности. М.: ИП РАН, 2006. 622 с.

9. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1965. 572 с.

10. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. 231 с.

11. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер; Питер принт, 2003. 508 с.

12. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 299 с.

13. Знаков В. В. Тезаурусное и нарративное понимание событий как проблема психологии человеческого бытия // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. № 3. С. 105–119.

14. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1110-leontiev40.html (дата обращения: 18.11.2019).

15. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19–26.

16. Олифирович Н. И., Велента Т. Ф. Теория семейной психотерапии: системно-аналитический подход. М.: Академический проект, 2017. 300 с.

17. Карпинский К. В. Смысложизненные задачи и состояния в развитии личности как субъекта жизни // Сибирский психологический журнал. 2019. № 71. С. 79–106.