Россия
ВАК 12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
ВАК 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ВАК 12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ВАК 12.00.09 Уголовный процесс
ВАК 09.00.01 Онтология и теория познания
ВАК 09.00.11 Социальная философия
ВАК 09.00.13 Философская антропология, философия культуры
ВАК 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
ВАК 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье отмечается актуальность и значимость перехода к цифровой экономике и цифровому обществу как наиболее значимым приоритетам государственной политики Российской Федерации, подчеркивается влияние этого процесса на развитие всех видов и типов библиотек, включая вузовские библиотеки. Среди новых вызовов для вузовской библиотеки со стороны цифровой среды при сохранении неизменности её основного функционального назначения подчеркивается появление новых социальных и технологических задач, специфика работы с цифровыми пользователями вузовской библиотеки, изменение доступа к электронным ресурсам, новые требования к публикационной активности преподавателей и научных сотрудников в специализированных источниках и к профессионально-компетентностному статусу, креативности и творчеству руководителей и специалистов вузовских библиотек. Рассматривается проект нового документа – «Концепция развития вузовских библиотек», в котором подчеркивается изменение роли вузовских библиотек и необходимость изменения содержания их деятельности с учетом развития мировых библиотек и таких составляющих компонентов вузовских библиотек, как инфраструктура, структура и ультраструктура, являющихся важными элементами жизнедеятельности вузовской библиотеки и новыми для неё вызовами цифровой среды. Характеризуется деятельность Государственного университета управления по подготовке и повышению квалификации управленческих кадров для библиотечного дела.
библиотечное дело, компетенция, компетентностный подход, профессиональное образование, цифровизация, цифровая экономика
Введение
Переход к цифровой экономике и цифровому обществу как наиболее значимым приоритетам государственной политики РФ актуализирует и повышает значимость процесса цифровизации профессионального образования. Данный процесс, направленный в сфере образования на формирование цифровой образовательной среды и глубокую модернизацию образовательной деятельности, охватывает современный этап развития всех видов и типов библиотек, включая вузовские библиотеки, являющиеся непосредственными участниками происходящих событий.
Новые вызовы вузовской библиотеке со стороны цифровой среды при сохранении неизменности её основного традиционного функционального назначения – информационное обеспечение и поддержка учебного и научно-исследовательского процессов – кардинально меняют многие технологии и формы её работы, характеризуются появлением новых социальных и технологических задач, проявлением специфики работы с пользователями вузовской библиотеки и внедрением библиотечно-информационных сервисов, изменением доступа к электронным ресурсам, современным знаниям, выработкой новых требований к публикационной активности преподавателей и научных сотрудников в специализированных источниках, к профессионально-компетентностному статусу, креативности и творчеству руководителей и специалистов вузовских библиотек.
Цифровая экономика и глобальные перемены ХХI в.
В современных условиях вопрос о состоянии и перспективах развития цифровой экономики выходит на ключевые позиции важности и актуальности осуществляемых процессов. Повышая конкурентоспособность участников цифровизации, которыми, несомненно, являются и субъекты образовательной деятельности, цифровая экономика не только ломает привычные модели отраслевых рынков, государственных и коммерческих организаций, к которым имеют прямое отношение высшие учебные заведения страны и их библиотеки, но и способствует компетентностному цифровому развитию участников этого процесса и росту возможностей внедрения и освоения новых цифровых технологий и новых инновационных форм работы.
Устойчиво развивающаяся сеть Интернет и наполнение реальными событиями, которые происходят в жизни виртуального мира, становятся основными трендами цифровой среды в последние три десятка лет. При этом практически либо совсем стирается, либо становится менее четкой грань между виртуальным и реальным мирами. Вместе с тем, являясь самой крупной страной в Европе по количеству пользователей Интернета – 84 млн человек, Россия имеет больше всего пользователей в возрастной группе от 16 до 29 лет – 97 %, но находится по сравнению с рядом стран на более низком уровне распространения Интернета – 70,4 %[1].
Активные действия государства, связанные с целым рядом «революционных преобразований в жизни государства из-за взятого нового экономического курса, формирования новых социальных ценностей» [1, с. 136], заставляют в корне менять ситуацию в системе высшего профессионального образования, затрагивая деятельность вузовских библиотек в сторону её цифровизации с опорой на основные федеральные стратегические документы, в которых закреплено развитие отечественной цифровой экономики на современном этапе:
- О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы[2];
- О реализации национальной технологической инициативы[3];
- Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации[4];
- Цифровая экономика Российской Федерации[5] и др.
Несомненным приоритетом в данных и еще ряде других документов обозначено новое отношение человека к труду, к необходимости формирования системы непрерывного образования и создания структуры базовых и профессиональных компетенций цифровой экономики. Таким образом, как мы видим, глобальные перемены ХХI в. не только активно влияют на цифровое будущее современного цифрового поколения, с которым необходимо в своей модернизации и развитии считаться вузовской библиотеке, но и ускоренными темпами перестраивают механизмы их субъектно-субъектного и субъектно-объектного взаимодействия.
Кардинально меняющийся сегодня мир вследствие складывающегося «ядра четвертой промышленной революции» [2, с. 208], которая меняет наши образ жизни, ментальность, мышление и поведение, требует новых подходов в формировании готовности и способности постоянно учиться новому и является либо безусловным конкурентным преимуществом обучающихся в высших учебных заведениях при их дальнейшем трудоустройстве, либо оказывается тормозом при дальнейшем обустройстве личностного жизненного пространства. Такая ситуация сохраняется в сложившемся индустриальном образовании при влиянии «взаимодействия рынка труда и образовательного процесса, которое в России еще до конца не установилось» [3, с. 69] друг на друга.
Собственно говоря, термин индустриальное образование, обозначенный в работах К. Робинсона и использованный отечественными исследователями при характеристике существующей системы образования, в которой образовательный процесс строится в виде производственной модели, построенной на принципах его линейности, «однородности образовательного содержания и "упаковки" людей в группы для обучения (в основном по возрасту)»[6], имеет непосредственное отношение к образовательной системе по подготовке людей со стандартными навыками. Но система образования не сможет справиться «с формированием нестандартных навыков и сопровождением индивидуального развития»[7], т. к. современная ситуация, связанная с цифровизацией общества, требует нового формата образования – образования цифровой эпохи; новых компетенций – базовых и профессиональных компетенций цифровой эпохи.
Вузовские библиотеки на современном этапе цифрового развития
Вузовские библиотеки как участники образовательного сообщества, формирующего кадровый потенциал для цифровой среды, призваны участвовать в создании ключевых условий в системе подготовки специалистов для обеспечения цифрового общества компетентными кадрами, мотивированными на усвоение новых компетенций для развития процессов цифровизации, для использования цифровых технологий, для формирования цифрового пространства и моделей информационного взаимодействия.
В частности, в «Концепции Базовой модели компетенций цифровой экономики» разработчики А. Я. Данилюк и А. М. Кондаков, актуализируя появление новых концепций цифровой экономики и роль в этом образовательных организаций, часть из которых практически является обладателями вузовских библиотек, подчеркивают изменение самого способа организации образования: «от образования как процесса передачи знаний, формирования умений и навыков – к образованию как процессу непрерывного развития и применения компетенций; от образования для всех – к образованию для каждого; от непрерывного образования – к непрерывному личностному развитию в течение всей жизни» [4, с. 2].
Таким образом, исследователи позиционируют появление новых трендов в образовании, связывая их с формированием единого цифрового пространства содержания образования образовательными программами, моделями компетенций на основе новейших цифровых платформ и цифровых технологий, новыми цифровыми пространствами и функционированием информации внутри их. Следует согласиться с позицией авторов в том, что произойдет возрастание мотивации к новому содержанию образовательной деятельности и формам ее реализации, модернизируется система социально-педагогических отношений. Несомненно, изменится не только отношение к вузовским библиотекам, но и сама их роль и место в образовательной организации, при том что образованию пророчат занять место ведущей отрасли «цифровой экономики, в которой будет происходить активное взаимодействие государства, общества, бизнеса, науки в целях интенсивного наращивания человеческого капитала. Возникнут условия для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов в течение всей жизни человека и формирования персональных профилей компетенций» [4, с. 2].
Тем самым авторы подтверждают важность обозначенной позиции – о выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов и необходимости обретения навыков жизни в цифровую эпоху, которая обозначена как один из приоритетов в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения... к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху», – подчеркивает президент[8].
Новый компетентностный формат, на который перешли вузы посредством реализации ФГОС ВО, создает единую систему требований к процессам и результатам образования всех уровней и видов и к деятельности структурных подразделений вуза, включая библиотеку (в отдельных вузах – это библиотечно-информационный центр, издательский центр с функциями библиотеки и т. п.). При этом с точки зрения авторов доклада «Двенадцать решений для нового образования», подготовленного Центром стратегических разработок и Высшей школой экономики, «цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории, методов (форм) и темпа освоения образовательного материала»[9].
Учет вузовской библиотекой в своих направлениях деятельности и развитии ряда факторов, лежащих в основе мировых тенденций и способствующих изменениям в образовательном пространстве, является важной компонентой новых вызовов современного этапа этому важному институту культуры. В основе данных факторов лежат такие вызовы, как изменение мирового экономического порядка, гуманитаризация технологий, гуманитаризация и медиатизация конфликтов, появление новых профессий, деинституционализация [5, с. 19–20]. Именно с этими вызовами и предстоит считаться вузовской библиотеке, определяя свое развитие в структуре высшего учебного заведения.
Цифровая эпоха и цифровые технологии, определяющие индивидуализацию образовательной траектории для каждого обучающегося в вузе, изменяют роль вузовских библиотек. На современном этапе формирующаяся новая миссия вузовских библиотек определяет в качестве их ключевой роли доступ и его качественную организацию к новым знаниям, информационную поддержку и отработку процессов сопровождения модернизации вузов с использованием цифровых технологий. Важнейшая задача, связанная с поиском и разработкой новых цифровых информационно-образовательных ресурсов, обеспечением и внедрением современных технологий доступа к ним в условиях меняющейся образовательной парадигмы, имеет прямое отношение к формированию нового образа, нового типа вузовской библиотеки, модель которой направлена на нового пользователя – читателя цифровой эпохи с новыми цифровыми компетенциями и новыми потребностями в них.
«Концепция развития вузовских библиотек» как стратегический документ их современного развития
В настоящее время вузовские библиотеки входят в России в одну из крупнейших групп библиотек. В стране насчитывается «свыше 500 вузовских библиотек, с общим фондом более 430 млн печатных и неопубликованных документов, почти 5 млн читателей, около 20 тыс. человек персонала»[10]. Как и все системы и институты развития общества и государства, вузовские библиотеки переживают эпоху, которая может «считаться временем выбора», периодом, когда «технологии проектирования будущего приобретают стратегическое значение» [6, с. 6].
В новом документе «Концепция развития вузовских библиотек» (проект), определяющем направления развития вузовских библиотек на ближайшие пять лет (2019–2024 гг.), отмечаются новые вызовы и новые тренды, с которыми сталкиваются эти институты культуры на современном этапе возрастающих темпов изменений в информационно-образовательном пространстве, в системе образования и научной коммуникации, прописываются прогнозы их проектного развития, зависящие от тех изменений, с которыми сталкиваются современные вузы и в целом вся система образования. «Новые информационные технологии, поставившие под сомнение существование традиционных форм образования и науки, усиление конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, глобализация науки и образования, появление научных проектов масштаба megascience и пр. – это лишь небольшой перечень изменений, с которыми столкнулись современные вузы» – отмечается в проекте Концепции[11]. Несомненно, что это актуализирует и подчеркивает своевременность разработки Концепции как документа, направленного на определение роли и места вузовской библиотеки в инновационных процессах внедрения в вузах цифровых технологий, формирования цифрового пространства и появления новых цифровых продуктов и услуг.
Характеризуя данный документ, заметим, что он традиционен и состоит из введения, пяти разделов (с подразделами в пятом) и заключения. В частности, содержание его разделов представляют следующие компоненты.
-
-
-
- Цели и задачи концепции развития вузовских библиотек.
- Модели развития вузовских библиотек мира.
- Основные принципы и факторы развития вузовских библиотек России.
- Ядро изменений вузовской библиотеки: стратегические направления развития.
-
- Библиотека как центр научных коммуникаций и доступного образования.
- Новая исследовательская миссия университета.
- Библиотека как центр университетского кампуса.
- Эффективное управление.
- Сетевое взаимодействие.
- Информационная политика.
-
В Концепции определены цель и задачи этого проектно-прогнозного документа, которые связаны с проблемами устойчивого развития, обозначенными как важные тренды развития ООН, которые необходимо учитывать системе образования в целом, а также вузовским библиотекам как составным компонентам этой системы. Цель Концепции – создание условий «для устойчивого развития российской науки и образования, гарантировав их поступательный рост за счет модернизации деятельности вузовских библиотек»[12], что подчеркивает значимость поставленных в ней задач (приоритетов):
-
-
- «выявить основные направления развития и трансформации деятельности вузовских библиотек в соответствии с современными тенденциями развития науки и образования;
- объединить усилия вузовских библиотек по формированию общего информационного пространства российской науки и его интеграции в мировое информационное пространство;
- содействовать закреплению инвестиционного подхода во взаимоотношениях университета и библиотеки, восприятия библиотеки как объекта инвестиций, вложений в цифровую трансформацию университета в целом;
-
-
-
- закрепить за вузовскими библиотеками функции, связанные с реализацией "третьей роли" современного университета: позиционированием научно-образовательной, просветительской и культурной деятельности для города и региона;
-
- содействовать формированию федеральной политики в отношении вузовских библиотек России как самостоятельного элемента научной инфраструктуры»[13].
Решениями подобных задач занимается большая часть вузовских библиотек мирового порядка. При определении ситуации мирового развития вузовских библиотек в Концепции выделено десять моделей их развития, как парадигм, которые не считаются исчерпывающими и независимыми друг от друга: гибридная библиотека, библиотека с «направленностью во вне», «библиотека в жизни пользователя», библиотека как пространство, библиотека как инфраструктура, «вычислительная библиотека», сервис-ориентированная библиотека, библиотека как цифровое «третье место», глобализированная библиотека, «библиотека без границ». В таком многообразии названий вузовских библиотек естественно видны, с одной стороны, наличие их различных возможностей в развитии современной науки и образования, с другой – необходимость отечественных вузов при выборе путей развития собственной библиотеки учитывать факторы, влияющие на их развитие в условиях системного подхода, и мировые тенденции, позволяющие использовать реальные инициативы, инновационные проекты, лучшие практики, современные управленческие и организационные решения.
Цифровая среда функционирования вузовской библиотеки
Реализация «Концепции развития вузовских библиотек» связана с цифровой средой их функционирования, которая имеет собственные инфраструктуру, структуру и ультраструктуру, являющиеся важными компонентами жизнедеятельности вузовской библиотеки. Как новые вызовы цифровой среды, они влияют на деятельность вузовской библиотеки, выдвигая новые требования как к ней самой, так и к ее руководителю и специалистам. Каждый из обозначенных нами компонентов имеет составные элементы, которые представлены в таблице 1. Основанием для такого набора содержания элементов, характеризующих данные три компонента, является документ в виде рабочей тетради «Россия и вызовы цифровой среды», который был подготовлен коллективом авторов Российского совета по международным делам [7].
Таблица. Характеристика основных компонентов цифровой среды
Table. Characteristics of the main components of digital environment
Инфраструктура |
Структура |
Ультраструктура |
|
|
|
Осуществляемое в настоящее время расширение объёма информационных ресурсов требует развития вузовской инфраструктуры для эффективного доступа к информации и совершенствования навигации в информационной среде, делая ее более комфортной для пользователей и сотрудников вузовской библиотеки.
Библиотека ГУУ в век цифровизации
Научная библиотека Государственного университета управления (ГУУ) – одно из основных структурных подразделений университета, которое осуществляет библиотечно-библиографическое и информационное обеспечение образовательного, научного и культурного процессов и является центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, корпоративной культуры в университете.
В этом году университет и его научная библиотека отмечают свой столетний юбилей. ГУУ по праву уже многие годы считается одним из лучших вузов страны, дающих управленческое образование. Во многом это предопределено способностью университета к инновационной деятельности, оперативным реагированием на современные запросы и потребности общества, государства и личности, мобильностью, креативностью и эффективным развитием его структурных подразделений.
Научная библиотека ГУУ сегодня активно видоизменяется, осваивая новую парадигму информационных запросов и информационных потребностей пользователей, меняя пространство библиотеки с учетом новых запросов и цифровых решений. Понятно, что сегодня любая книга доступна во множестве форматов. В считанные минуты можно скачать книгу на экран компьютера или планшета в электронном виде. А цифровизация экономики, культуры и образования и развитие IT-технологий привели к тому, что человеку необязательно идти в библиотеку, можно многое получить сидя дома за компьютером. Вместе с тем научная библиотека ГУУ выстраивает такую систему обеспеченности образовательного и научно-исследовательского процессов библиотечно-информационными ресурсами, которая включает печатный фонд основной и дополнительной учебной литературы, периодические и научные издания, а также доступ не только к отечественным, но и зарубежным полнотекстовым и библиографическим ресурсам. Среди них наиболее существенными являются электронно-библиотечные системы, электронные библиотеки периодических и научных изданий и книг, профессиональные информационно-аналитические системы, наукометрические и реферативные базы данных научного цитирования, справочно-правовые и справочно-поисковые системы, электронные нотные коллекции, различные книжные поисковики и пр.
Сведения, характеризующие фонды научной библиотеки ГУУ, содержатся в отчете по самообследованию вуза. В частности, в нем отмечается, что фонд научной библиотеки составляет 870188 экз. изданий, в т. ч. изданий на иностранных языках – 10904 экз.
Из них:
- учебной литературы – 528396 экз.;
- в т. ч. учебно-методических изданий ГУУ – 30181 экз.;
- научной литературы – 313227 экз.;
- в т. ч. диссертаций – 5777 экз., авторефератов – 6380 экз., отчётов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – 2978 экз.
- периодических и продолжающихся изданий – 82724 экз.;
- документов на съемных носителях (CD, DVD) – 828 экз.
Следует отметить, что в течение всего периода обучения каждый обучающийся в ГУУ индивидуально обеспечивается неограниченным доступом к нескольким электронно-библиотечным системам, современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, содержащим различные издания для информационного обеспечения образовательного процесса и научно-исследовательской работы, развития творческой деятельности и социально-культурного развития обучающихся. Этот ресурс доступен руководству и профессорско-преподавательскому составу вуза. В настоящее время для этих целей используется 16 электронных ресурсов, включая 3 электронно-библиотечные системы (ЭБС), среди которых:
- ЭБС «Znanium.com»;
- ЭБС «Юрайт»;
- ЭБС «IPR books»;
- Электронная библиотека «Grebennikon»;
- Национальная Электронная Библиотека (НЭБ), в том числе полнотекстовая коллекция авторефератов и диссертаций РГБ;
- Научная электронная библиотека «eLibrary.ru»;
- Информационно-аналитическая система «Polpred.com»;
- Универсальная база данных «EastView»:
- Издания по общественным и гуманитарным наукам (архив),
- Центральная пресса России (архив);
- Система «Архив научных журналов Neicon»;
- Базы данных «Emeraldinsight»:
- «Emerald eJournal Subject Collections» (архив),
- «Emerald Business, Management and Economics eBook Series Collection», «Emerald Social Sciences eBook Series Collection» (архив);
- Ресурсы издательства «Taylor&Francis Online»:
- Электронные версии журналов (архив),
- Электронные журналы Open Access;
- Система «КонсультантПлюс» – инсталлированная версия;
- Система «Гарант» – инсталлированная версия;
- Web of Science Core Collection;
- Scopus;
- Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
В настоящее время научная библиотека ГУУ располагает подпиской на периодические печатные издания, которая включает 55 позиций. В данный перечень входят журналы двух видов: по профессиональной тематике; универсального содержания для расширения кругозора пользователей. Профильные журналы рассчитаны на подготовку бакалавров, магистров и аспирантов в ГУУ и, как правило, отражают тематику учебных дисциплин образовательных программ и направления научно-исследовательской деятельности.
Научная библиотека серьезно относится к подготовке новых информационных продуктов в электронном виде, активно использует электронные средства обмена информацией, формирует библиотечный фонд электронных изданий, ежедневно осуществляет адресную рассылку информационных продуктов, которые библиотека готовит исключительно в электронном виде: тематические дайджесты, информационные подборки литературы к семинарам и конференциям, обзоры новых поступлений и др. Большой объём составляют индивидуальные электронные рассылки по индивидуальным запросам. Вместе с тем увеличивается количество информации и документных источников за счёт создания электронных библиотек, электронных коллекций, привлечения тематических сайтов и т. д. в качестве ресурсного обеспечения.
Традиционные библиотечные продукты, такие как бюллетени о новых поступлениях, выставки, аннотированные информационно-библиографические указатели доступны и в традиционном виде, и в электронном виде для всех пользователей. В прошедшем году научной библиотекой совместно с Государственной публичной научно-технической библиотекой России был подготовлен уникальный информационно-библиографический аннотированный указатель «Искусственный интеллект», который отражает новейшие научные публикации, размещенные в международных и российских информационно-аналитических базах данных, с которыми можно ознакомиться на сайте научной библиотеки ГУУ.
ГУУ уделяет большое внимание не только организации содержания образовательного процесса по подготовке управленческих кадров, но и вопросам модернизации библиотечного пространства. Работая над проектом модернизации своей научной библиотеки, в ГУУ анализируют современные технологии и тенденции развития библиотек и осуществляют трансформацию собственного вузовского библиотечного пространства с учетом требований современного обучающегося и профессорско-преподавательского состава, отвечающего вызовам цифровой эпохи, современным тенденциям повышения качества образования.
Подготовка в ГУУ управленческих кадров для библиотечного дела
Следует констатировать, что одним из главных факторов, который сдерживает развитие и модернизацию современных библиотек, включая вузовские библиотеки, является отсутствие квалифицированных кадров, особенно управленцев-менеджеров. Заметим, что в настоящее время даже профильные для этой отрасли вузы (институты культуры) не реализуют образовательные программы по подготовке руководителей библиотек с учетом необходимых требований к их компетенциям в условиях цифровизации и развития цифровых технологий, а если и начинают такую подготовку, то все больше связывают ее с традиционными видами деятельности библиотек, в лучшем случае с организацией досуговой деятельности населения на обслуживаемой библиотеками территории, что отодвигает решение проблем цифровизации библиотечного дела и грозит вымиранием такого института, как библиотека, в глазах потребителя.
Кроме того, требования к компетенциям библиотечных кадров в век цифровизации культуры и образования повышаются, потому что они уже должны не только подбирать необходимые книги, быть профессиональными консультантами в проблемах чтения, книгоиздательских вопросов, приобретения специализированной литературы и давать соответствующие методические рекомендации и советы, но и должны овладеть современными цифровыми технологиями, научиться находить необходимую информацию для людей всех возрастов и помочь в ее использовании, приобрести навыки самим учиться на протяжении всей жизни.
В целом ряде исследований остро обозначается проблема нехватки управленческих кадров библиотечно-информационной отрасли, библиотечного дела. В законе «О библиотечном деле» оно определяется как «отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек»,[14] которой необходимы кадры с новыми компетенциями, новым менталитетом, креативностью и коммуникативными способностями.
Сами специалисты в области управления библиотечным делом отмечают, что существующие в настоящее время механизмы управления библиотеками не отвечают современным задачам и тенденциям их развития, а отсутствующие научно-обоснованные и отработанные модели федерального, регионального, муниципального, ведомственно-отраслевого и внутрибиблиотечного управления оказывают негативное воздействие на состояние библиотечно-информационной отрасли в целом.
С нашей точки зрения, необходимо изменить подход к развитию библиотек, переместив вектор их модернизации в сторону цифровых технологий. А для этого надо в корне пересмотреть как программы подготовки, так и программы переподготовки и повышения квалификации профессиональных специалистов и руководителей-управленцев для работы в этой сфере, которым следует сформировать новые компетенции по обладанию практическими навыками в области эффективного управления инновационными проектами библиотек, а также аналитиков, систематизаторов цифровых ресурсов информационной среды библиотек. Следует в процессах и подготовки, и переподготовки и повышения квалификации учитывать взаимовлияние ФГОС ВО и профстандартов, учитывая, что способом качественного обновления кадрового состава библиотечно-информационной отрасли является вся система непрерывного образования работников библиотек на федеральном, региональном и ведомственном уровнях, в которой могут быть использованы все формы обучения, как в очном и заочном с использованием дистанционных технологий, так и в чисто дистанционном режимах.
ГУУ включился в решение этой проблемы, поэтапно приступая к решению задач подготовки управленческих кадров для библиотечного дела. В частности, в 2018 г. была подготовлена и реализована совместно с группой компаний IPR MEDIA на ежегодной международной конференции «Новая образовательная среда высших учебных заведений» образовательная программа повышения квалификации для руководителей вузовских библиотек региональных вузов по теме: «Цифровая трансформация вузовских библиотек 21 века: экспертный подход». Квалификацию повысили более 80 специалистов.
А в новом 2018–2019 учебном году ГУУ приступил к решению задач, связанных с подготовкой специалистов управленческого звена для самих библиотечно-информационных организаций и для федеральных и региональных управленческих структур, осуществляющих руководство библиотечным делом в сфере культуры.
В ГУУ открыта новая кафедра – «Управление цифровыми ресурсами: библиотек, музеев, архивов», на которой началась реализация магистерской образовательной программы по профилю «Управление цифровыми проектами библиотек» направления 38.04.02 «Менеджмент» с присвоением квалификации магистр.
Основная концепция реализации предлагаемой образовательной программы связана с практикоориентированностью обучения и внедрением в библиотечно-информационных организациях реальных проектов по запросам работодателей. Образовательная программа нацелена на подготовку высококвалифицированных руководителей информационно-библиотечных организаций, обладающих практическими навыками по эффективному управлению цифровыми инновационными проектами библиотек. Первый набор составил десять человек, которые закончили первый год обучения и начали подготовку магистерских диссертаций.
Базовая часть образовательной программы включает дисциплины для получения необходимых компетенций в области управления цифровыми проектами и программами библиотек. Вариативная часть предоставляет магистрантам возможность овладеть знаниями, необходимыми для руководства непосредственно библиотечно-информационными организациями, управленческими структурами, осуществляющими руководство библиотечным делом. Кроме того, в образовательную программу включены дисциплины, связанные с использованием цифровых технологий по управлению проектами и программами библиотек. Конечной целью является обеспечение профессионально-ориентированными управленцами информационно-библиотечной отрасли.
Заключение
Цифровая экономика, влияющая на традиционные модели вузов и их библиотек, требует активного участия в цифровизации, внедрения и освоения новых цифровых технологий и новых инновационных форм работы руководителями и специалистами этих институтов культуры.
Основными современными трендами становятся новое отношение человека к труду через овладение базовыми и профессиональными компетенциями цифровой экономики, формирование системы непрерывного образования для цифрового будущего современного «цифрового поколения», освоение вузовскими библиотеками новых подходов, позволяющих развивать готовности и способности обучающихся постоянно учиться новому, приобретать нестандартные навыки и индивидуально развиваться. Вузовские библиотеки призваны участвовать в этих инновационных процессах, являясь институтами содействия обучающимся по овладению знаниями, формированию умений и навыков в едином цифровом пространстве, освоению содержания образования на основе новейших цифровых платформ и цифровых технологий, новых цифровых компетенций.
Новый компетентностный подход, создающий единую систему требований к процессам и результатам образования всех уровней и видов, определяет новые ориентиры вузовских библиотек в работе по определению личностной образовательной траектории обучающегося, заставляет менять направления деятельности, основываясь на мировых вызовах и тенденциях цифрового порядка.
В век, когда стратегическое значение имеют технологии проектирования будущего, вузовским библиотекам важно следовать современным тенденциям и иметь ориентиры своего движения. На наш взгляд, важным стратегическим документом в этом направлении развития является «Концепция развития вузовских библиотек», которая сейчас активно рассматривается и реализуется в профессиональном сообществе вузовских библиотек и органов управления ими.
Реализация «Концепции развития вузовских библиотек», связанной с цифровой средой их функционирования, имеющей собственные инфраструктуру, структуру и ультраструктуру, выдвигает новые компетентностные требования к руководителям и специалистам вузовской библиотеки, чему ГУУ в последние годы уделяет особое внимание. Вуз связал модернизацию своей научной библиотеки и подготовку управленческих кадров для библиотечного дела в систему, способствующую подготовке управленцев и специалистов библиотечно-информационной деятельности новой цифровой эпохи, нового формата, новой ментальности и компетенций, в единый вектор развития на пути к цифровизации общества. ГУУ начал осуществлять это поэтапно, но в то же время системно и комплексно.
[1] Интернет-доступ (мировой рынок) // Tadviser. Государство. Бизнес. ИТ. Режим доступа: www.tadviser.ru/index.php/Статья:Интернет-доступ_(мировой рынок) (дата обращения: 02.04.2019).
[2] О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 15.03.2019).
[3] О реализации национальной технологической инициативы. Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 № 317. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71380666/paragraph/1:4 (дата обращения: 15.03.2019).
[4] Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации. Паспорт приоритетного проекта. Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25.10.2016 № 9). Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
[5] Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16). Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
[6] Будущее образования: глобальная повестка. Режим доступа: http://rusinfoguard.ru/wp-content/uploads/2016/12/GEF.Agenda_ru_full.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
[7] Там же.
[8] Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ от 01.03.2018 // Кодекс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/556773766 (дата обращения: 15.03.2019).
[9] Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
[10] Концепция развития вузовских библиотек России. Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_universitetskih_bibliotek_rossii_v2.pdf (дата обращения: 19.03.2019).
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] О библиотечном деле. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // Собрание законодательства РФ. 02.01.1995. № 1. Ст. 2.
1. Иванова О. Б. О парадоксе непрерывного образования в России // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сб. ст. по материалам V Междунар. научн.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей / под общ. ред. Э. Г. Скибицкого, 14 марта 2014 г. Новосибирск, 2014. С. 136-138.
2. Шваб Клаус. Четвертая промышленная революция. М.: Э, 2017. 208 с.
3. Высшее образование и гуманитарное знание в XXI веке: монография-доклад Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета VI Междунар. науч. конф. «Высшее образование для XXI века», 19-21 ноября 2009 г. / под общ. ред. В. А. Лукова. М., 2009. 478 с.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М. Концепция Базовой модели компетенций цифровой экономики. Режим доступа: https://www.ranepa.ru/images/anons/2018-12/Konceosiya-bmkce.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
5. Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 416 с.
6. Малинецкий Г. Г. Проектирование будущего и междисциплинарные подходы // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 1-й Междунар. конф., 8-9 февраля 2018 г. М., 2018. C. 6-11.
7. Овчинский В. С., Ларина Е. С., Кулик С. А. Россия и вызовы цифровой среды / гл. ред. И. С. Иванов. М.: Российский совет по международным делам, 2014. 40 с.
8. Ivanova O. B. On the paradox of continuous education in Russia. Continuous professional education: theory and practice: Proc. V Intern. Sci.-Prac. Conf. students, undergraduates, graduate students and teachers, ed. Skibitskii E. G., March 14, 2014. Novosibirsk, 2014, 136-138. (In Russ.)
9. Schwab Klaus. Fourth industrial revolution. Moscow: E, 2017, 208. (In Russ.)
10. Higher education and humanitarian knowledge in the XXI century: a monograph-report of the Institute of Fundamental and Applied Studies of the Moscow Humanitarian University VI Intern. Sci. Conf. "Higher education for the XXI century", November 19-21, 2009, ed. Lukov V. A. Moscow, 2009, 478. (In Russ.)
11. Daniliuk A. Ia., Kondakov A. M. Concept of the basic competence model of the digital economy. Available at: https://www.ranepa.ru/ images/anons/2018-12/Konceosiya-bmkce.pdf (accessed 15.03.2019). (In Russ.)
12. Multimedia journalism, eds. Kachkaeva A. G., Shomova S. A. Moscow: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2017, 416. (In Russ.)
13. Malinetsky G. G. Future design and interdisciplinary approaches. Designing the future. Problems of digital reality: Proc. 1st Intern. Conf., February 8-9, 2018. Moscow, 2018, 6-11. (In Russ.)
14. Ovchinskii V. S., Larina E. S., Kulik S. A. Russia and the challenges of the digital environment, ed. Ivanov I. S. Moscow: Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam, 2014, 40. (In Russ.)