Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия
Россия
ВАК 12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
ВАК 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ВАК 12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ВАК 12.00.09 Уголовный процесс
ВАК 09.00.01 Онтология и теория познания
ВАК 09.00.11 Социальная философия
ВАК 09.00.13 Философская антропология, философия культуры
ВАК 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
ВАК 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
ВАК 13.00.08 Теория и методика профессионального образования
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Представлены результаты и основные положения проведенного авторского исследования, а также краткий обзор литературы по заявленной теме, рассмотрены термины ценность, внеурочная работа. Существует утверждение, согласно которому мирские ценности нужно передавать из поколения в поколение. Одним из таких ретрансляторов является семья, но есть и институт образования, который занимает не менее весомое место (хотя и критикуется во все времена и при всех режимах власти в той или иной степени). А поскольку школа входит в этот институт, то возникает справедливый вопрос – каким образом она должна формировать духовно-нравственные ценности у своих подопечных-школьников, причем с учетом нынешнего времени. На данные вопросы авторы статьи попытались ответить, проведя анализ зарубежной и отечественной научной литературы и авторское эмпирическое исследование. Цель – выявление психолого-педагогических условий ориентации подростков на нравственные ценности во внеурочной деятельности. Эмпирической основой настоящего исследования явились данные опроса, проведенного авторами работы в Романовской средней общеобразовательной школе в 2018 г. (N=43). Применение полученных результатов проведенного теоретико-эмпирического исследования может найти свое непосредственное применение в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений, может быть полезно преподавателям гуманитарных кафедр педагогических вузов Российской Федерации в подготовке студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Российской Федерации.
внеурочная работа, нравственность, воспитание, образование, школа, Романовская средняя общеобразовательная школа
Введение
Современное российское общество развивается в русле неминуемой общемировой информационно-глобальной динамики, окружающие нас в повседневной жизни всевозможные гаджеты, информационные IT-технологий и нано-технологии (nano-technologies) бесспорно улучшают сферы (кластеры) нашей жизни, но вместе с тем мы мало задумываемся о том, какие нравственно-ценностные ориентации мы передадим будущим школьникам. Одним из важнейших условий существования и дальнейшего развития современного общества, индивидов и подрастающего поколения являются нравственно-ценностные ориентации.
Методологический арсенал данного исследования целиком определяется выбранной концептуальной и общей идейной стратегией статьи. Использовались принципы материалистического, логического и исторического исследования изучаемого явления; анализ и синтез. В практической части исследования нашла свое применение методика ценностных ориентаций М. Рокича.
Как известно, в СССР существовал так называемый железный занавес, который ограждал граждан как от выездов в зарубежные страны, так и от въезда зарубежных граждан в СССР. Это явление, безусловно, оказывало свое «жесткое» влияние на многие сферы советского общества, а именно культурную, экономическую, и в то же время не исключением стала и образовательная, педагогическая среда. Можно сказать, что советские ученые (исследователи) не могли полноценным образом осуществлять свое взаимодействие (контакт) и обмен ценным опытом с зарубежными коллегами по тем или иным актуальным исследованиям. Но необходимо сделать ремарку, что все-таки данное взаимодействие было, но по своей сути носило очень редкий характер и осуществлялось, как правило, на крупных международных конференциях, куда отправляли наиболее заслуженных ученых, обычно ими являлись академики АН СССР, где данный педагогический обмен (взаимодействие) для советских ученых имел место, но был очень скромным.
Трудности возобновления классической культуры в духовно-нравственном оздоровлении социума являются до такой степени сложыми, что показатель нужного воздействия, а вместе с этим и рационального (адекватного) вывода может быть гарантирован только лишь масштабными поступками [1–6]. Поскольку основным стержнем развития индивида считается его духовно-нравственная зрелость, то основанием моделирования учебно-воспитательного (в том числе и внеурочного) процесса в школе должна стать стимуляция школьников на обнаружение и развитие их духовно-нравственного потенциала [7–11].
Согласно М. Веберу ценности и ценностные ориентации идентичны, более того, ценность идет как мотив живи и давай жить другим [12, с. 67–68]. Т. Парсонс, например, считал, что сама по себе ценность создается (появляется) на основе установленных представлений о том, что желательно. В этой связи стоит упомянуть, что достаточное количество работ Т. Парсонса было посвящено именно культуре, через которую он всячески стремился изучить данный аспект. (И на наш взгляд у него это получилось). Действительно, явным образом общечеловеческие возможности только лишь частично предполагают собой нечто, данное индивиду от рождения, в существенной мере он формируется в действиях (процессах) социализации личности [13–19]. Вместе с тем анализ данной темы свидетельствует об отсутствии и потребности единого, междисциплинарного анализа и создания теоретических основ, соединяющих цивилизационные, психологические и прочие нюансы хода ориентации подростков на нравственные ценности во внеурочной работе[1], которые в действительности взаимосвязаны в разнообразных переплетениях, сочетаниях, переходах.
Один из авторов данной статьи, рассуждая о воспитании и его критериях, а также исторических аспектах подчеркивал, что «воспитание означает механизм обеспечения и сохранения исторической памяти популяции, ...где все эти элементы тесно взаимодействуют друг с другом» [20, с. 9]. Ряд авторов [21–27] придерживаются позиции, что при воспитании личности ребенка должны учитываться его индивидуальные особенности.
Наше внимание пало на интересную статью зарубежного автора, где автором была сделана смелая попытка систематизации и обобщения материла, направленного на изучение (ретроспективный анализ) внеклассной деятельности студентов Черного колледжа, 1868–1940 гг. Автором был отмечен исторический момент того, что студенческие черные колледжи в Америке образовались в начале XIX в. [28, р. 43], и тогда речь об этом особо не шла, т. к. чернокожие для коренных белых американцев считались фактически с детства людьми второго сорта, и нужно признать, что школьная образовательная система того поистине сложного исторического периода была не в силах хоть как-то изменить их нравственное отношение к чернокожим детям.
Нет никакого сомнения, что интерес к всецелому изучению данной тематики у представителей педагогической, социологической и даже философской науки не будет «остывать», и поскольку образовательная сфера играет большую роль для современного общества, то данные исследования будут все более глубинней и в то же время более разноплановыми.
Эмпирическое изучение ценностных ориентаций подростков (на примере МБОУ Романовская СОШ Волгодонского района)
Было проведено эмпирическое исследование на выявление ценностных ориентаций среди подростков МБОУ Романовской СОШ Волгодонского района в станице Романовской. Испытуемыми стали учащиеся 8 класса в количестве 20 человек и 9 класса – 23 человека. Среди них 25 лиц женского и 18 – мужского пола, возраст – 14–15 лет.
Данное исследование проводилось в несколько этапов:
- проведение психологической диагностики ценностных ориентаций;
- анализ результатов исследования;
- оформление выводов исследования.
Нужно сказать, что в качестве метода исследования использовалась Методика ценностных ориентаций М. Рокича. Система ценностей определяет сторону личности и ее направленность и отношение к окружающему миру. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иные цели и способы. Природа человеческих ценностей по М. Рокичу:
- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
Следует сказать, что предварительно перед самим началом исследования со школьниками был проведен инструктаж. Далее тестируемым была предложена анкета с двумя блоками ценностей, где собственно они должны были отметить наиболее важную ценность, поставив ее на первое место и затем по порядку расставив (проранжировав) ценности до наиболее незначительной.
Для сравнения терминальных ценностей между 8 и 9 классами отобразим результаты в таблице 1. Прослеживается схожесть жизненных целей у тестируемых таких ценностей, как здоровье, наличие верных друзей и активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). Различия обусловлены интеллектуальными ценностями и профессиональной ориентацией. Если для учащихся 8 класса все же главными являются свобода, любовь, развлечения и материальная обеспеченность, то для 9 класса в приоритете – развитие, жизненная мудрость, активная деятельная жизнь и уверенность в себе. У учащихся 9 класса более четко наблюдаются жизненная позиция, выраженная в ценности самореализации и интеллектуальном развитии.
Таблица 1. Терминальные ценности учащихся 8 и 9 классов
Table 1. Summary table of terminal values of students in grades 8 and 9
Ранг |
8 класс |
9 класс |
||
Ценность |
Среднее значение |
Ценность |
Среднее значение |
|
1 |
здоровье |
1,75 |
здоровье |
1,52 |
2 |
наличие друзей |
5,50 |
наличие друзей |
5,74 |
3 |
любовь |
6,65 |
активная деятельная жизнь |
7,35 |
4 |
материально обеспеченная жизнь |
7,85 |
жизненная мудрость |
7,43 |
5 |
свобода |
7,95 |
развитие |
7,61 |
6 |
активная деятельная жизнь |
8,30 |
любовь |
7,74 |
7 |
развлечения |
8,80 |
свобода |
8,00 |
8 |
жизненная мудрость |
9,20 |
уверенность в себе |
8,48 |
9 |
интересная работа |
9,35 |
познание |
9,17 |
10 |
счастливая семейная жизнь |
9,80 |
материально обеспеченная жизнь |
9,43 |
11 |
развитие |
9,80 |
развлечения |
9,91 |
12 |
познание |
10,10 |
общественное признание |
10,43 |
13 |
уверенность в себе |
10,70 |
счастливая семейная жизнь |
10,74 |
14 |
продуктивная жизнь |
10,90 |
продуктивная жизнь |
11,17 |
15 |
общественное признание |
11,65 |
интересная работа |
11,87 |
16 |
творчество |
13,50 |
творчество |
12,74 |
17 |
красота природы и искусства |
14,15 |
красота природы и искусства |
15,74 |
18 |
счастье других |
14,35 |
счастье других |
15,91 |
Из результатов таблицы 2 (сравнение инструметальных ценностей) видно, что для школьников 8 класса в наибольшей степени характерны смелость в отстаивании своего мнения, непримиримость к недостаткам в себе и других, аккуратность, жизнерадостность и честность. То есть главными являются ценности самоутверждения, что свойственно для подросткового возраста. Ценностные ориентации 9-классников сильно отличаются от показателей 8-классников. Можно отметить, что здесь в приоритете, прежде всего: широта взглядов, смелость в отстаивании своего мнения, ответственность, твердая воля, эффективность и образованность. Данная тенденция, по нашему мнению, связана с профессиональной ориентацией учащихся.
Таблица 2. Инструментальные ценности учащихся 8 и 9 классов
Table 2. Summary table of instrumental values of students in grades 8 and 9
Ранг |
8 класс |
9 класс |
||
Ценность |
Среднее значение |
Ценность |
Среднее значение |
|
1 |
смелость в отстаивании своего мнения |
4,95 |
широта взглядов |
4,48 |
2 |
непримиримость к недостаткам в себе и других |
6,10 |
смелость в отстаивании своего мнения |
6,04 |
3 |
аккуратность |
7,35 |
ответственность |
7,22 |
4 |
жизнерадостность |
7,45 |
твердая воля |
7,22 |
5 |
честность |
7,55 |
эффективность |
7,78 |
6 |
воспитанность |
7,75 |
образованность |
8,22 |
7 |
твердая воля |
7,75 |
честность |
8,78 |
8 |
высокие запросы |
9,35 |
самоконтроль |
8,96 |
9 |
независимость |
9,45 |
воспитанность |
9,00 |
10 |
образованность |
10,35 |
рационализм |
9,26 |
11 |
эффективность |
10,50 |
непримиримость к недостаткам в себе и других |
10,56 |
12 |
широта взглядов |
10,45 |
чуткость |
10,56 |
13 |
ответственность |
11,05 |
жизнерадостность |
10,69 |
14 |
терпимость |
11,10 |
независимость |
11,00 |
15 |
самоконтроль |
11,85 |
высокие запросы |
12,04 |
16 |
чуткость |
12,25 |
аккуратность |
12,52 |
17 |
рационализм |
12,70 |
исполнительность |
12,61 |
18 |
исполнительность |
13,05 |
терпимость |
14,09 |
В результате анализа влияния внеурочной деятельности на ценностные ориентации школьников и проведенного нами исследования ценностных ориентаций можно сделать следующие выводы. В МБОУ Романовская СОШ внеурочная деятельность охватывает достаточно большое количество направлений деятельности, определяющих ценностные ориентации школьников. Из результатов исследования ценностных ориентаций школьников 8 и 9 классов выявлено, что испытуемые подростки отдают предпочтение таким ценностям, как здоровье, активная деятельная жизнь, наличие верных друзей, развитие, широта взглядов, смелость в отстаивании своего мнения, ответственность, твёрдая воля, эффективность и образованность.
Внеурочная деятельность оказывает достаточное влияние на становление ценностных ориентаций подростков – здоровье, познание (расширение кругозора), любовь к природе, к родному краю, трудолюбие, чуткость и взаимопомощь, самостоятельность, рационализм, развитие (работа над собой и физическое совершенствование), развлечения, эмоциональная насыщенность.
Заключение
Система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения. Благодаря этому роль семьи считается наиболее значительным фактором социализации личности и одним из факторов формирования ценностных ориентаций подростков. Очевидно, что в подростковом возрасте у детей ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих. Благодаря этому можно выделить еще множество научных педагогических и социологических работ, которые связывают напрямую процесс социализации подростков с их ценностными ориентациями.
По результатам исследования выявлены тенденции сходства в терминальных ценностях учащихся 8 и 9 классов. Наибольшее предпочтение терминальных ценностей испытуемые подростки отдают здоровью, активной деятельной жизни, наличию верных друзей. Наименьшее предпочтение отдают творчеству, красоте природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) и счастью других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).
Также следует отметить и различия. Они обусловлены интеллектуальными ценностями и профессиональной ориентацией. Для школьников 8 класса, у которых вопрос о выборе профессии и самореализации не стоит так остро, как для подростков 9 класса, которые уже скоро будут сдавать экзамены и поступать в учебные заведения, ценности образованности, жизненной мудрости и развития не являются актуальными на данный момент. По результатам исследования инструментальных ценностей выявлены различия достижения жизненных целей, однако есть и тенденции схожести ценности смелости в отстаивании своего мнения.
[1] Появление первых организованных форм внеурочной деятельности произошло в 30-е г. XVIII в., когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге был организован воспитанниками литературный кружок.
1. Мустафина А. И. Ориентация подростков, направленная на нравственные ценности во внеурочной работе // Современная педагогика: теория, методика, практика: сборник материалов II Междунар. науч.-практ. конф. (16 ноября 2018 г., Москва). М.: Империя, 2018. С. 106-115.
2. Козин С. В. Особенности взаимодействия семьи и общеобразовательных школ в процессе социализации младших школьников: трансдисциплинарный подход // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: сб. науч. ст. IV Всерос. науч.-практ. конф. (20 апреля 2017 г., Москва). М.: Книгодел, 2017. Вып. IV. С. 218-226.
3. Tisdale T. C. Psychology and Spiritual Formation: The State of the Union // Journal of Spiritual Formation & Soul Care. 2014. Vol. 7. № 2. P. 220-228. DOI: https://doi.org/10.1177/193979091400700206
4. Lukšík I. Cultures More and Less Successful Schools // Journal of Pedagogy. 2011. Vol. 2. № 1. P. 73-91. DOI: https://doi.org/10.2478/v10159-011-0005-1
5. Curren R. Motivational aspects of moral learning and progress // Journal of Moral Education. 2014. Vol. 43. № 4. P. 484-499. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2014.935306
6. Jensen L. A. Handbook of moral development // Journal of Moral Education. 2015. Vol. 44. № 3. P. 382-387. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2015.1053738
7. Селиванова З. К. Сравнительный анализ жизненных целей и ценностных ориентаций старших подростков Москвы и городов Башкортостана // Социодинамика. 2016. № 8. С. 45-54. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-7144.2016.8.18852
8. Ростовцева М. В., Гудовский И. В., Гончарова Т. М., Хохрина З. В. Исследование связи ценностных ориентаций и психологических механизмов адаптации личности // Психолог. 2017. № 4. С. 1-9. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8701.2017.4.23415
9. Бондарева Я. В., Молчан Э. М. Духовно-нравственные ценности как вектор развития социальных систем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 1. С. 43-51. DOI: https://doi.org/10.18384/2310-7227-2019-1-43-51
10. Рыболова Е. А., Шевченко О. В. Духовно-нравственные приоритеты учащейся молодежи в России начала XX и XXI вв.: Опыт сравнительно-исторического анализа // Общество: философия, история, культура. 2018. № 11. С. 94-99. DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2018.11.18
11. Дильдибекова Г. А. Духовно-нравственное воспитание подростков: сущность, структура и функции // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 36-3. С. 18-21. DOI: https://doi.org/10.18411/lj-31-03-2018-42
12. Евдокимова Т. Г. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2018. № 1. С. 65-75. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-1-65-75
13. Brandenberger J. W. Moral development: Theory and applications // Journal of Moral Education. 2015. Vol. 44. № 3. P. 387-389. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2015.1053317
14. Frisancho S., Delgado G. E. Moral education as intercultural moral education // Intercultural Education. 2018. Vol. 29. № 1. P. 18-39. DOI: https://doi.org/10.1080/14675986.2017.1405214
15. McGavin P. A. Conversing on ethics, morality and education // Journal of Moral Education. 2013. Vol. 42. № 4. P. 494-511. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2013.817330
16. Захарова А. П., Борисова У. С. Ценностные ориентации старшеклассников Саха сельских школ // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11-1. С. 45-48. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.169
17. Piko B. F. Adolescents' Health-Related Behaviors in the Light of Their Value Orientations // Substance Use & Misuse. 2005. Vol. 40. № 6. P. 735-742. DOI: https://doi.org/10.1081/JA-200030528
18. Murtezani L. The Value Orientations of the Adolescents: Differences and Similarities // European Journal of Social Science Education and Research. 2017. Vol. 4. № 6. P. 34-38. DOI: http://dx.doi.org/10.26417/ejser.v11i2.p34-38
19. Höllinger F. Value orientations and social attitudes in the holistic milieu // BJS The British journal of sociology. 2017. Vol. 68. № 2. P. 293-313. DOI: https://doi.org/10.1111/1468-4446.12255
20. Козин С. В. Воспитание советских граждан в 70-80-х гг. XX в. // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 1. C. 9-14. DOI: https://doi.org/10.21306/2542-1840-2019-3-1-9-14
21. Козин С. В., Дырр А. И. Теоретическое обоснование процесса формирования духовно-нравственных ценностей школьников в контексте диалога культур на примере г. Элиста // Непрерывное образование в России: состояние и перспективы: материалы докладов VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (14 октября 2017 г., Ростов-на-Дону). Рн/Д, 2017. С. 109-115.
22. Levitt D. H., Aligo A. A. Moral Orientation as a Component of Ethical Decision Making // Counseling and Values. 2013. Vol. 58. № 2. P. 195-204. DOI: https://doi.org/10.1002/j.2161-007X.2013.00033.x
23. James A., Fine M., Lester A. A re-investigating of the religious orientation-moral reasoning relationship: a relational developmental systems perspective // Journal of Beliefs & Values Studies in Religion & Education. 2015. Vol. 36. № 2. P. 244-251. DOI: https://doi.org/10.1080/13617672.2015.1051362
24. Syed J. From Transgression to Suppression: Implications of Moral Values and Societal Norms on Emotional Labour // Gender, Work & Organization. 2008. Vol. 15. № 2. P. 182-201. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-0432.2007.00356.x
25. Лингевич О. В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Научный альманах. 2015. № 10-2. С. 292-294. DOI: https://doi.org/10.17117/na.2015.10.02.292
26. Парфенова Т. А. Исследование ценностно-смысловых ориентаций старших школьников // Научный альманах. 2015. № 8. С. 1543-1545. DOI: https://doi.org/10.17117/na.2015.08.963
27. Nikolaeva A., Popova L. To the Problem of the Spiritual and Moral Values Formation in Senior Pre-school Children // Procedia - social and behavioral sciences. 2014. Vol. 146. P. 271-274. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.127
28. Little M. H. The Extra-Curricular Activities of Black College Students, 1868-1940 // The Journal of African American History. 2002. Vol. 87. № 1. P. 43-55. DOI: https://doi.org/10.1086/JAAHv87n1p43