МОДЕЛИРОВАНИЕ ОСНОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА: ТРАДИЦИОННЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены специфика и продукты развития педагогического моделирования как метода оптимизации качества деятельности педагога по физической культуре и тренера по избранному виду спорта. Учебно-тренировочный процесс в структуре детерминации и визуализации традиционных и инновационных конструктов и технологий педагогической деятельности тренера определяется в трех традиционно выделяемых направлениях (широкий, узкий, локальный смысл) и трех инновационно выделяемых направлениях (адаптивно-акмепедагогический, функционально-трудовой, персонифицировано-мультикультурный смысл / подход). Представленные возможности использования педагогического моделирования в детализации качества учебно-тренировочного процесса определяются ситуативностью и планомерностью выделенных способов определения и решения задач развития личности средствами физической культуры и спорта. Уточненные определения и продукты педагогического моделирования в педагогике физической культуры и спорта определяют перспективность подготовки будущих педагогов физической культуры и тренеров по избранному виду спорта. Основы реализации идей традиционного и инновационного продуктивного поиска определяют все успешно реализуемые педагогические условия моделирования основ учебно-тренировочного процесса. Качество детерминации и реализации педагогических условий моделирования основ учебно-тренировочного процесса является объектом и продуктом решаемой в работе задачи. Современные технологии педагогического моделирования гарантируют повышение качества продуктивного становления личности будущего педагога физической культуры и тренера по избранному виду спорта в уточнении и решении задач развития личности и системы образования, физической культуры и спорта.

Ключевые слова:
педагогическая методология, технология педагогического моделирования, персонификация, адаптивно-акмепедагогический подход, функционально-трудовой подход, персонифицировано-поликультурный подход
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение
Теория и практика педагогического моделирования определяет системность и персонификацию продуктивного поиска педагога в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях, раскрывающих общие, частные, частно-предметные и частно-специальные особенности постановки и решения проблемы развития личности в модели непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.
Педагогическое моделирование – одно из многомерных явлений, определяющих обновление системы средств и конструктов генерации и оптимизации инноваций в педагогической деятельности.
Качество использования педагогического моделирования в современных ресурсах непрерывного образования тем выше, чем точнее определяется и уточняется с течением времени конструкт хочу, могу, надо, есть в деятельности педагога и обучающегося, тренера и спортсмена.
Определим потенциальные направления использования педагогического моделирования в структуре деятельности тренера по избранному виду спорта в следующей системе конструктов и моделей оптимизации качества решения задач развития:
1) педагогическая методология определяет на уровне общепедагогических [1–3], частно-методических [4], специально-предметных [5–7] особенностей детерминации проблемы планирования и организации учебно-тренировочного процесса и потенциальных путей решения поставленной проблемы и выделенных из нее задач деятельности тренера;
2) педагогическое моделирование [8] отражает специфику и востребованность педагогического метода, уточняет особенности детерминации и верификации качества функционирования модели категории учебно-тренировочный процесс [9; 10];
3) составные части учебно-тренировочного процесса определяются продуктами качественного решения педагогических задач и полисистемных приоритетов выбора вида спорта в качестве модели и конструкта социализации и самореализации [11–13];
4) педагогическая технология [3; 14; 15] может быть определена в качестве средства и продукта оптимизации качества решений задач развития личности в структуре уточняемого и реализуемого учебно-тренировочного процесса;
5) теоретизация [16] как продукт и функция оптимизации качества учебно-тренировочного процесса может в системе конструктов и свойств нормального распределения способностей обучающихся определять и уточнять решения задач развития личности средствами и методами физической культуры и спорта [10; 11; 15].
Специфика и продукты развития педагогического моделирования как метода оптимизации качества деятельности педагога по физической культуре и тренера по избранному виду спорта могут быть уточнены в двух плоскостях описания и измерения – традиционном и инновационном.
Цель работы: определение и уточнение возможностей моделирования основ учебно-тренировочного процесса в конструктах традиционного и инновационного научного поиска и научного знания.
Задачи работы:
1) уточнить понятие учебно-тренировочный процесс в структуре традиционного научного поиска и научного знания, т. е. в системе построения определений в широком, узком, локальном смыслах;
2) уточнить понятие учебно-тренировочный процесс в структуре адаптивно-акмепедагогического, функционально-трудового, персонифицировано-мультикультурного смыслов / подходов;
3) выделить модели учебно-тренировочного процесса в современной практике развития личности обучающегося средствами и методами физической культуры и спорта;
4) определить педагогические условия повышения качества моделирования основ учебно-тренировочного процесса в системе непрерывного образования.
Возможности использования традиционного и инновационного научного знания в уточнении основ учебно-тренировочного процесса будут определять перспективы и специфику постановки, уточнения и решения выделенных задач и поставленной цели.
Понятие учебно-тренировочного процесса
Учебно-тренировочный процесс как категория современной педагогики физической культуры и спорта раскрывает возможность постановки и решения задач развития личности. В системе уровневой дифференциации и учета адаптивно-акмепедагогических аспектов включения личности в процесс занятий избранным видом спорта качество решения задач развития личности зависит от успешности использования педагогического моделирования (в минимальном выборе – планирования) и точности педагогического решения в детерминации и решении проблем развития средствами и методами физической культуры и спорта.
Определим понятие учебно-тренировочный процесс и выделим составные единицы учебно-тренировочного процесса в выделении традиционных и инновационных аспектов постановки и решения проблемы детерминации и решения задач развития личности в спорте и через спорт.
Учебно-тренировочный процесс (широкий смысл) – процесс определения и решения задач развития личности в спорте и через спорт средствами и методами, формами и технологиями организации работы со спортсменами, обучающимися по определенной системе и схеме включения личности в процесс формирования профессионального и спортивного мастерства, детализирующего практику развития у личности успешности в выделенной плоскости решения задач развития и самореализации через спорт.
Учебно-тренировочный процесс (узкий смысл) – вид реализуемого в детско-юношеской спортивной школе процесса, специфика которого непосредственно связана с повышением качества решения развития личности в системе приоритетов и возможностей акмедостижений личности в выбранном виде спорта.
Учебно-тренировочный процесс (локальный смысл) – система учебно-тренировочных занятий в организации, осуществляющей программы спортивной подготовки для обучающихся, гарантирующая качество включения личности в выбранный вид спорта и достижение персонифицированного уровня самореализации личности в спорте.
Учебно-тренировочный процесс (адаптивно-­акмепе­дагогический смысл) – механизм самоорганизации качества учета способностей личности, включенной в процесс освоения конкретного вида спорта, методов и технологий организации занятий по выделенному направлению учебно-тренировочных занятий, раскрывающий определяемые противоречия и переходы от адаптивного включения личности в спорт до максимально продуктивного (акмепедагогического); особенности выбора уровня и качества развития личности в спорте уточняются через систему противоречий хочу, могу, надо, есть.
Учебно-тренировочный процесс (функционально-­трудовой смысл) – процесс формирования спортивного мастерства через качественное решение задач развития личности в спорте, гарантирующий учет функционально-трудовых конструктов подготовки личности в выделенной плоскости деятельности и системы профессионально ориентированных отношений.
Учебно-тренировочный процесс (персонифицировано-мультикультурный смысл) – стратегия включения личности в систему учебно-тренировочных занятий, определяющая мультиуровневые способы и технологии решения задач развития личности в выбранном виде спорте.
Представленные возможности использования педагогического моделирования в детализации качества учебно-тренировочного процесса определяются ситуативностью и планомерностью выделенных способов определения и решения задач развития личности средствами физической культуры и спорта.
Процесс выделения и уточнения моделей учебно-тренировочного процесса в современной практике развития личности обучающегося средствами и методами физической культуры и спорта – один из важных и исследуемых процессов в педагогике физической культуры и спорта.
В структуре выделения и описания традиционных и инновационных конструктов и технологий педагогической деятельности тренера можно описать систему типологий, детализирующих использование в традиционном знании успешные решения, основы которых были получены и позволяют получать до настоящего времени высокие показатели и результаты самореализации личности в спорте. В инновационном знании такого рода практика обусловлена появлением новых средств и стимуляторов развития личности в спорте (модифицируемые на различных уровнях тренажеры, системы питания и восстановления спортсмена и пр.).
Уточненные определения и продукты педагогического моделирования в педагогике физической культуры и спорта определяют перспективность подготовки будущих педагогов физической культуры и тренеров по избранному виду спорта, данная практика может быть детализирована при анализе и визуализации программ по избранному виду спорта.
Современные технологии педагогического моделирования гарантируют повышение качества продуктивного становления личности будущего педагога физической культуры и тренера по избранному виду спорта в уточнении и решении задач развития личности и системы образования, физической культуры и спорта.
Технологии организации учебно-тренировочного процесса определяются видами, реализуемыми в процессе учебных и учебно-тренировочных занятий. К наиболее распространяемым в системе дополнительного образования технологиям организации учебно-тренировочного процесса относят технологии самоанализа и видеоразбора учебно-тренировочных занятий и соревнований; технологии уровневой дифференциации включения обучающегося в учебно-тренировочный процесс; технологии групповой работы; технологии сотрудничества в реализации групповой работы; суггестивные технологии организации учебно-тренировочного процесса; адаптивные технологии организации учебно-тренировочного процесса и пр.
Основы реализации идей традиционного и инновационного продуктивного поиска определяют все успешно реализуемые педагогические условия моделирования основ учебно-тренировочного процесса. Качество детерминации и реализации педагогических условий моделирования основ учебно-тренировочного процесса является объектом и продуктом решаемой в статье задачи. 
Педагогическе условия повышения качества моделирования основ учебно-тренировочного процесса в системе непрерывного образования
Детерминируемые положения основных возможностей повышения качества моделирования основ учебно-тренировочного процесса в системе непрерывного образования за счет разработки кейс-модели осуществления учета всех возрастосообразных и детализируемых в структуре учебно-тренировочного процесса особенностей развития личности:
1) возрастосообразность и учет нормального распределения способностей и здоровья обучающихся в постановке и детализации возможностей развития личности (конструкт хочу, могу, надо, есть);
2) формирование потребности в самовыражении и самореализации, признании и социализации, самоактуализации и самоутверждении через продукты развития в спорте;
3) формирование модели развития и сотрудничества, гарантирующих личности в процессе занятий спортом неустанное уточнение условий и способов, технологий и форм, тактики и стратегии включения личности в процессы индивидуально, социально и профессионально значимые;
4) соблюдение основ общепедагогической, профессионально-педагогической, общефизической, специальной физической подготовки в уточнении условий самореализации личности и повышения качества решения задач развития в структуре учебно-тренировочного процесса;
5) единство детализируемых в развитии функций самореализации и социализации личности через спорт;
6) обогащение внутреннего мира личности в спорте непосредственно связанными с развитием личности направлениями продуктивного поиска условий оптимального решения задачи хочу, могу, надо, есть;
7) реализация идей адаптивности и акмеперсонификации как конструктов гуманизации построения и уточнения учебно-тренировочного процесса;
8) определение идей и тактики здоровьесбережения в структуре разрабатываемых основ и возможностей оптимизации учебно-тренировочного процесса;
9) оптимальное сочетание традиционных и инновационных методологических подходов в оптимизации качества разработки, планирования, организации учебно-тренировочного процесса;
10) стимулирование личности тренера и коллектива педагогов оптимальными материальными и нематериальными стимулами и продуктами профессиональной поддержки;
11) создание условий для включения личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в учебно-тренировочный процесс с учетом всех современных возможностей фасилитации, поддержки и адаптивного решения задач развития личности с ОВЗ в спорте;
12) определение возможностей развития личности в спорте через принятие идей целесообразности и мотивации деятельности в акмеперсонификации развития и самоанализа качества принимаемых и реализуемых решений;
13) включенность личности тренера и личности спорт­смена в систему непрерывного образования и формирования профессионального мастерства.
Выделенные условия повышения качества моделирования основ учебно-тренировочного процесса в системе непрерывного образования могут быть дополнены совокупностью условий, непосредственно связанных с происходящими изменениями, а также могут быть уточнены в системе определяемых и реализуемых изменений в микро-, мезо-, макроуровневых изменений в системе физической культуры и спорта, педагогики и психологии, социологии спорта и инновационного обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
Заключение
Моделирование основ учебно-тренировочного процесса определяют перспективы разработки и уточнения всех звеньев целостного решения задач развития личности в спорте. Качество персонификации выбора направления и вида спорта является уникальной системой самоорганизации проб и возможностей перехода из одного вида спорта в другой.
Уточнение моделей в решении задач развития личности в спорте в системе традиционных и инновационных конструктов позволяют создавать новые продукты самоорганизации качества самореализации и социализации личности в спорте и через спорт.
В следующих работах мы попытаемся определить методико-методологическое обеспечение учебно-тренировочного процесса в избранном виде спорта.

Список литературы

1. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования. М.: МИФИ, 2014. 92 с.

2. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования: модели и теории. М.: РУСАЙНС, 2018. 144 с.

3. Козырева О. А., Козырев Н. А., Свинаренко В. Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов. М.: МИФИ, 2017. 400 с.

4. Портнягин И. И., Торговкин В. Г., Николаев Н. Д. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса студентов-борцов вольного стиля // Теория и практика физической культуры. 2015. № 10. С. 29–30.

5. Шпорин Э. Г., Лебединский В. Ю., Колокольцев М. М. Системно-методологические основы совершенствования учебно-тренировочного процесса по физической культуре в вузах // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2011. № 1. С. 127–133.

6. Баранов В. А. Теоретические основы дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3-4. С. 428–430.

7. Суриков В. Е. Теоретико-методические основы использования информационных технологий для усовершенствования учебно-тренировочного процесса // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 4-3. С. 86–88.

8. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 58–63.

9. Белобородова Ж. А., Урженко Н. В. Детерминация основ учебно-тренировочного процесса в гандболе: теория и практика // Роль и место информационных технологий в современной науке: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 10 апреля 2018 г.). В 2-х ч. Ч. 1. Уфа: Аэтерна, 2018. С. 127–129.

10. Миронова Е. Н. Моделирование учебно-тренировочного процесса как средство повышения эффективности спортивной тренировки // Наука-2020. 2016. № 5. С. 28–31.

11. Житницкий А. А. Особенности учебно-тренировочного процесса у подростков на отделении пауэрлифтинга детско-юношеской спортивной школы // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 4-1. С. 141–146.

12. Луговская А. В. Научно-методические основы эффективной организации учебно-тренировочного процесса спортсменов циклических видов спорта // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2016. № 16-2. С. 380–384.

13. Суслов С. И., Пашинцев В. Г. Проблема выбора метода в учебно-тренировочном процессе студентов-футболистов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-2. С. 225–232.

14. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355–359.

15. Хозина С. Р., Вощинин А. В. Формирование структурных компонентов рефлексивного мышления теннисистов в учебно-тренировочном процессе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 3. С. 307–312.

16. Коновалов С. В., Козырев Н. А., Козырева О. А. Теоретизация в педагогической науке: общенаучный и общепрофессиональный аспекты // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4. С. 376–385. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.45.409.